Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Что объединяет критическое мышление и спорт: как сделать ЗОЖ интересным

Как создать событийную среду, которая сплотит школьное сообщество

5 дней в неделю, от 4 до 6 уроков, не менее 3 часов в день школьники сидят за партами. А потому важно не забывать о сохранении и укреплении физического здоровья ребят. Значимая роль в этом вопросе отводится учителям физкультуры, ведь они могут:

  • привить детям любовь к спорту;
  • рассказать об основах ЗОЖ;
  • научить дисциплине;
  • объяснить, почему важно заботиться о своем здоровье.

Но достаточно ли для этого 2–3 уроков в неделю? И как заинтересовать спортом не только тех, кто уже активно занимается физической культурой, но и остальных школьников? Ответ есть — сделать тему спорта лейтмотивом всей школьной жизни. Как — рассказываем ниже.

Такие разные способы вырастить здоровое поколение

Мотивировать ребят заботиться о своем здоровье и привлекать их внимание к спорту можно по-разному. Например, администрация школы может сделать ставку на оборудование спортивного зала в школе и закупить новые тренажеры или поставить теннисные столы в рекреациях. Или попробовать пойти другим путем и увеличить количество тематических классных часов и праздников, чтобы чаще рассказывать школьникам о важности сохранения и укрепления физического здоровья.

Есть и еще один способ: попробовать создать в школе событийную среду. Сформировать ее можно вокруг деятельности спортивного клуба в школе.

«В большинстве школ Москвы на сегодняшний день есть особое структурное подразделение школьный спортивный клуб. Оно объединяет все формы организации занятий спортом, всех педагогов физкультуры и спорта, тренеров, а также обучающихся, занимающихся спортом в школьных секциях».

Рекомендации по организация
деятельности школьных спортивных клубов

Спортивный клуб может помочь встроить темы спорта и ЗОЖ в повестку всей школы, а использование энергии спортивных соревнований способно сплотить школьное сообщество и стать основой для построения диалога между школьниками, учителями и родителями.

5 шагов на пути к созданию событийной среды в школе

Вопрос организации событийной среды изучили исследователи Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ.

«Успешно двигаться к цели порой помогают неочевидные на первый взгляд вещи: грамотность в вопросах здоровья, умение в команде придумывать задания по здоровому образу жизни или снимать мотивационные ролики, находить и обсуждать новые книги о спорте, организовывать общение онлайн».

Ориентируясь на рекомендации исследователей, разберемся, как встроить тему спорта и здорового образа жизни в любой элемент школьных будней.

  • Интегрировать темы ЗОЖ в учебный процесс. О сохранении и укреплении физического здоровья можно и нужно говорить не только на уроках физкультуры. Например, на биологии ребята могут обсудить, как гормоны радости, выделяемые во время занятий спорта, влияют на здоровье человека, а на обществознании — устроить настоящие дебаты по поводу того, как спорт объединяет различные группы людей.
  • Вовлекать школьников в совместную проектную деятельность. Например, можно предложить ребятам снять видеоролик на спортивную тематику, совместно продумав сценарий, систему персонажей. «Вовлекать в эту работу нужно не только детей, обучающихся в медиаклассах или имеющих иной опыт создания медийных продуктов, но и по возможности всех остальных <…> например, в формате деятельностных игр или творческих конкурсов».
  • Укреплять неформальное общение. Организовывайте неформальные встречи, например, чаепития, игры и флешмобы. Это поможет укрепить личные связи между ребятами и создаст позитивную атмосферу.
  • Разработать бренд спортивного клуба. Предложение разработать запоминающийся бренд спортивного клуба — повод вступить в диалог, который может объединить школьников, педагогов и родителей. Обсуждения могут проходить как в очном, так и онлайн-форматах. К примеру, в чатах или соцсетях.
  • Расширять возможности для самореализации. Предложите тем, кто не занимается спортом активно, участвовать в соревнованиях в качестве фотографов, репортеров, журналистов, организаторов флешмобов или спортивных комментаторов.

«Школьники, не участвующие активно в тренировках и соревнованиях, но интересующиеся этими событиями, готовят фотографии и посты, касающиеся соревнований, и с помощью сотрудников медиацентра (или учителей-предметников) обрабатывают их и размещают на сайте школы и социальных сетях».

Рекомендации по организации
деятельности школьных спортивных клубов

Событийная среда: быть или не быть

Создание событийной среды в школе имеет множество преимуществ, вот лишь некоторые из них:

  • Функциональность спортивного клуба в школе. Событийная среда позволяет спортивному клубу стать и местом встречи, и посредником в общении, и даже брендом школы. Поэтому теперь здесь есть место не только спортсменам. Спортивный клуб в школе становится интересен и «неспортивным» школьникам: там они находят возможности для самовыражения и становятся частью событийного сообщества.
  • Повышение функциональной грамотности. Школьники не понаслышке знают о важности соблюдения здорового образа жизни и различных способах правильно заботиться о своем здоровье — их функциональная грамотность в вопросах здоровья выходит на новый уровень.
  • Обогащение учебного процесса. Используя тексты, посвященные теме ЗОЖ, учителя-предметники получают бесценный материал для развития навыков критического мышления и осознанного отношения к здоровью.
  • Продвижение школы. Администрация благодаря появлению бренда спортивного клуба в школе может продвигать его деятельность и распространять информацию о событиях клуба на городском уровне. Это, в свою очередь, будет позитивно влиять на узнаваемость школы.

«Соревнование это не мероприятие, а событие. Почему бы встрече участников клуба, тренировке, уроку тоже не стать совместно проживаемыми событиями?» — ученые МГПУ уверены: всё в наших руках!

Авторы текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com

Публикации по теме