Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Как спортивный клуб может изменить жизнь школы?

Публикация адресована руководителям школьных спортивных клубов, учителям физкультуры и тренерам спортивных секций, педагогам дополнительного образования, библиотекарям и другим участникам образовательного процесса

Сененко О. В., Киктева К. С., Асонова Е. А., Романичева Е. С., Никитина А. Б., Калиничева Е. А., Маймистова Д. С.

Школьный спортивный клуб — отдельный мирок, спрятанный за дверями физкультурного зала, или же целое сообщество единомышленников, которое способно объединить не только любителей спорта и руководителей спортивного клуба, но и учителей-предметников, библиотекарей и родителей?

Ученые МГПУ предлагают по-новому взглянуть на школьный спортивный клуб и осмыслить его как событийное сообщество. О том, какое значение это может иметь для всей школы, расскажем ниже.

Больше чем школьный спортивный клуб

Согласно традиционным представлениям, школьный спортивный клуб объединяет в себе все формы организации занятий спортом в образовательной организации, всех педагогов физкультуры и спорта, тренеров, а также участников школьных секций. Но что, если попробовать расширить его функции и объединить под эгидой спортивного клуба всех участников образовательных отношений?

Модель спортивного клуба, который может стать основой для формирования событийной среды в школе, разработали научные сотрудники Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ. «В случае школьного спортивного клуба такая среда может складываться во время подготовки к спортивным соревнованиям. Это та ситуация, когда все участники заинтересованы в создании пространства для взаимодействия», — говорят они. Модель такого клуба включает в себя уже не только участников спортивных секций и их руководителей, но и тех, кто, казалось бы, не имеет отношения к деятельности спортивного клуба.

Подготовка к спортивным соревнованиям становится основой для построения диалога между школьниками, их учителями и родителями, а темы спорта и здорового образа жизни органично встраиваются в повестку всей школы.

«Продукт (в нашем случае — спортивное соревнование как событие) будет уникален тем, что каждый участник внесет свой вклад в появление этого продукта именно в соответствии со своими потребностями и интересами, будь то стремление победить, желание поддержать, сделать день соревнования максимально комфортным физически и психологически или провести флешмоб или ярмарку в перерывах между этапами соревнования»

Так, спортивные события буквально становятся центром внимания школьной жизни:

  • спортсмены представляют свой клуб и школу на соревнованиях;
  • сотрудники медиацентра привлекают школьников к информационному освещению событий, а школьники примеряют на себя роли фотографов, журналистов, спортивных комментаторов;
  • педагоги на уроках используют тексты о спорте и ЗОЖ для развития навыков критического мышления и осознанного отношения к здоровью;
  • родители и болельщики оказывают волонтерскую помощь в проведении спортивных событий;
  • администрация школы выступает инициатором событий и оказывает содействие в продвижении клуба.

Об использовании тематики ЗОЖ в учебных и воспитательных процессах

Одной из ключевых задач деятельности спортивного клуба в школе может стать развитие функциональной грамотности — способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. К решению этой задачи могут подключаться не только руководители клуба и учителя физкультуры, но и учителя начальных классов, педагоги-предметники, педагоги-библиотекари и, конечно, сами школьники.

«Тексты, посвященные теме ЗОЖ, предоставляют богатый материал для размышлений о связанных с ней проблемах, для поиска и анализа дополнительной информации и формирования личной позиции по вопросам здоровья и физической активности»

Однако формирование функциональной грамотности у школьников — это не единственное преимущество использования тематики ЗОЖ в учебных и воспитательных процессах. Включая спортивную и ЗОЖ-повестку в образовательный процесс не только на уроках физкультуры, но и на занятиях по другим предметам, учителя, библиотекари и авторы школьных медиа создают тем самым еще и ситуации эмоционального и информационного «вброса», которые вызывают желание ответить, обсудить, организовать какие-то активности и события: как спортивные, так и образовательные.

Так, органичное использование тематики ЗОЖ в учебных и воспитательных процессах может многократно увеличить количество потенциальных участников клуба и сплотить школьное сообщество.

8 шагов для продвижения клуба

Эксперты МГПУ утверждают, что главная цель продвижения спортивного клуба — создание в школе сообщества людей, сплоченных вокруг идеи ЗОЖ и осознанно относящихся к теме здоровья.

«Успешно двигаться к этой цели помогают такие неочевидные, на первый взгляд, вещи: грамотность в вопросах здоровья, умение в команде придумывать задания по здоровому образу жизни или снимать мотивационные ролики, находить и обсуждать новые книги о спорте, организовывать общение онлайн»

Ученые разработали тактику продвижения школьного спортивного клуба, состоящую из 8 шагов.

  1. Определить, кто станет участником клуба. Найти людей, которые поддержат на начальном этапе развития клуба.
  2. Разработать стратегию продвижения. Для этого нужно найти ответы на вопросы: «Как должна измениться узнаваемость клуба внутри школы?», «Ставится ли сейчас задача продвижения клуба вне школы?», «Как выглядит результат такого продвижения?».
  3. Создать бренд. Эксперты объясняют: «Для бренда школьного спортивного клуба важно стать частью жизни школы».
  4. Наладить партнерство внутри школы. Например, это может быть партнерство с медиацентром, который поможет вести канал, проводить интервью, устраивать обсуждения, общаться со зрителями.
  5. Применять онлайн-инструменты. Публиковать фото и видео в социальных сетях, размещать расписание тренировок, создавать опросы и привлекать читателей к онлайн-обсуждениям.
  6. Продвигать клуб за пределами школы. Например, привлечь местные СМИ и регулярно делиться с ними интересным контентом.
  7. Организовывать события разного масштаба. «Для успешного продвижения клуб должен постоянно напоминать о себе». События для широкой публики помогут привлечь новых людей. События для отдельных классов/параллелей или поклонников определенного вида спорта помогут поддержать интерес участников клуба и создать условия для их неформального общения.
  8. Участвовать во внешних событиях. О деятельности клуба можно рассказать на конференциях и форумах, фестивалях и других событиях. Это поможет найти новых партнеров и привлечь новых участников.

«Успех в движении»: что делать дальше?

На этот вопрос ответит дайджест исследования ученых МГПУ — «Успех в движении: рекомендации по организации деятельности школьных спортивных клубов». В нем содержатся:

  • методические рекомендации о том, как развивать функциональную грамотность школьников в вопросах здоровья;
  • подробное описание модели деятельности школьного спортивного клуба, которое даст понять, как заинтересовать различные категории акторов;
  • поэтапное описание создания мотивационного ролика о ЗОЖ, которое поможет разобраться, как вовлекать школьников в совместную проектную деятельность;
  • ценные практические материалы, которые помогут понять, как встроить темы спорта и здорового образа жизни в повестку всей школы.

Книга будет полезна руководителям школьных спортивных клубов, педагогам и другим участникам образовательного процесса, которые хотят, чтобы темы спорта и здорового образа жизни ежедневно звучали в повестки всей школы.

Публикация проиндексирована РИНЦ и представлена на ресурсе научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Автор текста: Татьяна Сандакова