Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

ЗОЖ и школьники: когда теория расходится с практикой

Что говорят про здоровый образ жизни подростки (и причем тут взрослые)

Что будет, если спросить у ребенка «важен ли здоровый образ жизни»? Скорее всего, он ответит «да». А затем продолжит есть бургер. Значит ли это, что он не до конца понимает, что такое ЗОЖ? Или ему лень придерживаться правильных привычек? И почему часто происходит так, что все мы, зная о важности сохранения здоровья, ничего не делаем?

А, может… мы предъявляем нереалистичные ожидания школьникам, не осознавая, что следует начинать с себя?

И школа, и семья призваны помочь ребенку свободно и полно проживать свою жизнь, определиться с тем «что хорошо», а что «плохо», а также выработать ответственность к собственной жизни и миру.

Другими словами, целью образования является развитие зрелой здоровой личности, здоровой духовно, психологически, физически. Физическое здоровье — это данность, с которой ребенок попадает в образовательное поле, его можно либо сохранить, либо укрепить. А создание предпосылок психологического благополучия и формирование ЗОЖ — совместная задача семьи и школы.

Но, к сожалению, мы — взрослые — сами часто не уделяем должного внимания заботе о здоровье. Так, родители редко встречают конструктивные действия со стороны школы, равно как и педагоги, справедливо ожидающие грамотного поведения со стороны родителей, сталкиваются с грубыми нарушениями норм заботы о здоровье семьи.

И как в таком случае формировать у школьников ориентацию на ЗОЖ — большой вопрос. 

Сотрудники Лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели исследование: в течение пяти лет они наблюдали за тем, как формируется отношение к здоровью и ЗОЖ среди обучающихся московских школ со 2 по 10 классы. Всего было собрано 22 372 наблюдения. Полученные данные позволили выявить ряд значимых и для школы, и для семьи пробелов в формировании грамотного здоровьеориентированного поведения.

Что подростки знают про ЗОЖ: о стереотипах и социальном одобрении

Посмотрим ответы тех, ради кого и проводится вся работа, а именно — школьников. Итак, начнем с общего вопроса — что, по мнению младших школьников и подростков, входит в понятие здорового образа жизни? 

Почти половина ребят 8-16 лет, участвовавших в опросе, считают, что в вопросах здоровья важно все: и питание, и спорт, и прогулки, и режим дня, и гигиена, и отдых. При этом почти каждый пятый связывает ЗОЖ только с физкультурой и прогулками, а каждый третий — исключительно с отсутствием вредных привычек. Но в любом случае статистика показывает, что почти все школьники так или иначе представляют, что такое ЗОЖ. Наглядно это выглядит так:

Иллюстрация: Freepik.com

На первый взгляд, ответы школьников не могут не радовать. Однако нередко представления о правилах здорового образа жизни отражают регулярно транслируемые в окружении ребенка паттерны ЗОЖ.

К примеру, чтобы быть здоровым надо:

  • заниматься физкультурой;
  • правильно питаться;
  • мыть руки перед едой;
  • не иметь вредных привычек и т. д.

Всё это очень легко проверить, спросив ребят о том, как они в действительности заботятся о своем здоровье:

Иллюстрация: Freepik.com

А если мы сопоставим ответы ребят по их представлениям о ЗОЖ и реальному поведению по его соблюдению, то получим следующую картину:

только 44,4 %, выбравших в качестве компонента ЗОЖ отсутствие вредных привычек, отмечают отсутствие вредных привычек у себя;

только 23,8 %, включивших соблюдение режима дня в ЗОЖ, вовремя ложатся спать (3 % отметивших отдых как составляющую ЗОЖ);

только 53,1 %, указавших на необходимость соблюдения правил личной гигиены, моют руки перед едой;

только 78,4 %, указавших на необходимость заниматься физкультурой и гулять, фактически занимаются физкультурой и спортом;

только 57,3 %, отметивших «правильное питание», питаются правильно.

Получается, что внешняя мотивация «надо» преобладает над внутренним побуждением «это хорошо для меня». Абстрактное «правильно» не находит отражения в личных убеждениях, т. е. ценность собственного здоровья не осознается и не проживается.

И опять же парадокс!

Если мы посмотрим на готовность подростков нести ответственность за свое здоровье, то будем приятно удивлены:

Иллюстрация: Freepik.com

Причем готовность взять ответственность за себя и свое здоровье возрастает по мере взросления.

«Мне лень» или почему школьники не придерживаются ЗОЖ

А теперь главный вопрос — почему так происходит?

Вообще ответить на вопрос «почему я делаю это, но не делаю то» довольно сложно даже взрослому. И уж тем более ребенку. Все-таки в жизни мы редко задумываемся о глубинных мотивах своих действий. Так что многие не могут дать рациональный ответ на этот вопрос (35 %). Те ребята, которые разобрались в причинах своего нежелания следовать правилам ЗОЖ, связывают его с занятостью и большой загруженностью или ленью.

Иллюстрация: Freepik.com

Все препятствия связаны с:

незнанием и непониманием значимости здорового образа жизни и/или с отсутствием элементарных знаний о ЗОЖ;

индивидуальными особенностями, в частности протестным поведением, или когда ценность собственного здоровья не осознается;

отсутствием ресурсов (знаний, денег, времени, личного пространства), необходимых для заботы о здоровье.

Получается, что характер причин прямо связан с тремя предпосылками здорового образа жизни: ЗНАЮ-ХОЧУ-МОГУ.

 У 51,7 % школьников не сформирована ценность здорового и безопасного образа жизни. А именно она является связующим звеном между знанием и действием. Это важно еще и потому, что ценность ЗОЖ является личностным результатом освоения основной образовательной программы школы.

А так ли хорошо с ценностью здоровья у взрослых?

Любая ценность как нечто хорошее не назначается извне. Она проживается в отношениях, в совместной деятельности. В школьный период жизни большую часть своего времени ребенок проводит в школе, взаимодействуя с педагогами, сверстниками, средой, немаловажную роль играет семья. Носителем ценности является, прежде всего, взрослый, и значимость его примера, позиции в отношении здоровья особенно велики в младших классах (что мы увидели выше).

Так а что же взрослые?

Исследователи МГПУ задали 1278 учителям и родителям московских школ три вопроса про здоровье:

  1. Насколько значима тема здоровья и безопасности ребенка?  
  2. Насколько важна тема здоровья для меня как родителя, учителя?
  3. Насколько хорошо то, что вы делаете для сохранения здоровья ребенка и формирования у него ценности здоровья?

В обычной жизни все аспекты тесно связаны друг с другом, и разглядеть ценное оказывается не всегда просто. Вот почему в исследовании была предпринята попытка запросить рефлексию взрослых по этому поводу.

И что же обнаружили эксперты?

84,7 % опрошенных подтвердили максимальную значимость ценности здоровья и безопасности ребенка. Однако она не взята в собственную жизнь многими взрослыми!

Максимальное участие в ценности здоровья ребенка отметили уже 62,3 %. Истинная значимость здоровья для повседневной жизненной ситуации значительно ниже, чем декларируемая. Причем у педагогов, отвечавших из профессиональной позиции, она ниже, чем в ответах родителей.

Мы видим следующее: тот факт, что взрослые знают о важности ЗОЖ, вовсе не гарантирует их участие в формировании его ценности у школьников. Причем разница между этими показателями существенная!

В качестве завершающего размышления

Почти все ученики говорят о пользе здорового образа жизни — но, по всей видимости, только потому что «так надо». В реальной жизни большинство из них не высыпаются, а каждый третий школьник признается в наличии вредных привычек. Увы, разрыв между теорией и практикой огромен.

Здоровье — значимый ориентир нашей культуры. Однако сейчас в обществе и соответственно в образовании складывается ситуация, когда для ценного (в большом и малом) нет времени. Определяющими становятся авторитеты: люди пытаются отвечать требованиям других и/или соответствовать нормам. Жизнь превращается в выполнение списка предписаний. Напряжение, связанное с желанием всегда и везде отвечать требованиям, вызывает стресс. И здесь наблюдается два момента: ценность здоровья изъята из «списка формальных предписаний», следовательно, не является обязательной, кроме того, сама культура достижений не является здоровой.

Обложка: Freepik.com