Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Один на улице: как дать ребенку свободу и сохранить спокойствие

О том, почему важно не подавлять развитие самостоятельности

Помните фильм «Один дома»? Комедия, где 8-летний Кевин вынужденно проводит несколько дней без взрослых, самостоятельно ходит за покупками и занимается прочими «взрослыми» делами, раз за разом смешит и очаровывает зрителей. Вот только если представить, что на месте Кевина окажется ваш собственный ребенок, становится вовсе не до смеха. Мысль о том, что первоклассник, пойдет в школу или магазин один, вызывает беспокойство у многих родителей.

Возраст, когда дети начинают чувствовать себя чуть более взрослыми, — это их время проб и ошибок. Исследователь детства Татьяна Ле-ван уверяет: это может стать отличным стимулом для развития самостоятельности. Но как родителю подготовить себя и ребенка к этим изменениям? Давайте разбираться вместе.

«Но ведь он еще такой…»: подводные камни гиперопеки

На самом деле, проявление самостоятельности у младших школьников — хороший знак. Это значит, что в дошкольном детстве у них была возможность «тренировать» эту самую самостоятельность в игровых ситуациях. Немного повзрослев, они стремятся применять ее уже на практике. И если ваш ребенок проявляет интерес к самостоятельным действиям, будьте готовы поддержать его в этом.

Самостоятельность — это не просто умение делать что-то самому, это способность принимать решения и нести ответственность за них. Именно поэтому важно не подавлять развитие самостоятельности, а, наоборот, поощрять инициативу ребенка.

Как отпустить ребенка на улицу одного и не сойти с ума?

Можно начать с простых шагов. Спросите ребенка, хочет ли он самостоятельно сходить в магазин за хлебом или пойти в школу один. И если вы увидите колебания, не форсируйте события! Ребенок сам решит, когда будет готов.

Один из ключевых моментов — отработка маршрута. Чем лучше ребенок знаком с окружающей обстановкой, тем увереннее он себя будет чувствовать. Поэтому пройдите с ним путь до школы или магазина несколько раз, обратите внимание на светофоры, пешеходные переходы, площадки для выгула собак. Научите смотреть по сторонам и оценивать ситуацию, полагаясь не только на внешние сигналы, но и на личные наблюдения.

С любым человеком в городе может произойти что-то непредвиденное, это факт. Поэтому проговорить с ребенком возможные ситуации, с которыми он может встретиться в городе, и показать на своем примере, как стоит действовать особенно важно. Гуляя вместе по городу, обсуждайте, как все в нем устроено: как работает транспорт или какие-либо учреждения, как быть, если вы видите человека, нуждающегося в помощи, или дорожную аварию. Дайте ребенку возможность порассуждать и высказать свои мысли. Это научит его размышлять и правильно оценивать те ситуации, свидетелем которых он становится.

А теперь самое важное — выдохнуть. Когда вы впервые доверите ребенку возможность самостоятельно пройти по знакомому маршруту, волнение и желание следовать за ним по пятам все равно вас не оставят. Это нормально. Через некоторое время, когда вы убедитесь, что ребенок уверенно ведет себя в пространстве большого города, что он звонит вам, когда добирается до конечной точки, вы сможете успокоиться и поймете, что ребенок перешел на новый уровень самостоятельности.

Ваше доверие и поддержка — важнейшие компоненты всего процесса. Доверьтесь своему ребенку и его способности к самостоятельности. Помните, что жизненный опыт стоит намного больше, чем забытый где-то рюкзак.

Еще больше о том, как понять, что ребенок готов совершить первую самостоятельную прогулку по городу, рассказала Татьяна Ле-ван, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ, в видеоролике «Один на улице: младший школьник — отпускать или не отпускать?».

Автор текста: Татьяна Сандакова, Наталия Кондратьева
Обложка: Freepik.com