Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

В сетях сети: что ждет подрастающее поколение?

Поколение тик-тока, или Зачем нужна культура медиапотребления

«Они только и делают, что сидят в интернете и снимают бессмысленные тик-токи и видеоролики! И что только из них вырастет?!» — недоумевают взрослые, глядя на то, как представители молодого поколения познают мир через экраны своих смартфонов. Успокоить их спешат эксперты МГПУ: они убеждены, что именно эти интересы современных подростов помогут им вырасти смелыми, открытыми и уверенными в себе. Почему — разберемся в этой статье.

Глазами взрослого

Взрослые забывают о том, что, смотря на огромный мир через небольшой экран смартфона, молодые люди помимо прочего учатся:

  • анализировать огромное количество информации;
  • соотносить себя с различными проблемами современности;
  • критически оценивать разные точки зрения;
  • отличать достоверную информацию от ложной.

Включая камеру и снимая тик-ток или публикуя пост в личном блоге, подросток превращается из потребителя информации в ее создателя.

«Интуитивно они выбирают самое правильное решение — перерождать в новое. То есть брать проблему и на ее основе снимать какой-то контент. Не замирать, не пугаться, а все это перерождать в творчество».

Алина Апарина,
ассистент департамента методики обучения
Института педагогики и психологии образования МГПУ

Глазами подростка

Что именно привлекает тинейджеров в медиатворчестве, съемке тик-токов и работе блогеров? Кому как ни представителям молодого поколения стоит задать этот вопрос. Вот что ответили подростки — участники одного из конкурсов, о котором расскажем ниже.

«Мы все сегодня погружены в интернет, было бы хорошо не просто листать какую-то соцсеть, а делать это с пользой».

«Меня всегда привлекала проектная деятельность. Мне нравилось издавать свои статьи, представлять себя в роли блогера, ютубера. Мне нравится делиться информацией с людьми».

Только посмотрите на примеры проектов, которые реализуют ребята, начиная от идеи и заканчивая воплощением:

  • «Охотники на фейки» — проект о мошенничестве в интернете и способах противостоять ему.
  • «А по-русски то как?» — необычный переводчик с молодежного на русский.
  • «Мир через зеленые очки» — проект о неочевидных способах сохранить нашу планету.
  • «Метро Юрского Периода» — исследовательский проект, авторы которого решили взглянуть на столичную подземку повнимательнее: ведь помимо современных поездов там можно встретить… окаменевшие остатки наутилусов, аммонитов, белемнитов и других представителей юрского периода.

Согласитесь, молодые люди выбирают не самые простые темы, а главное, в своих проектах они разбираются в проблемах, касающихся каждого из нас.

Подводные камни

Однако Всемирная сеть может в прямом смысле слова оказаться для подростков сетью:

  • интернет-мошенники;
  • кибербуллинг (интернет-травля);
  • нарушение авторских прав;
  • вирусы;
  • утечка персональных данных.

Это лишь небольшой список опасностей, поджидающих ребят в интернете. Потому задача взрослых — помочь подросткам — сформировать культуру медиапотребления, а также показать, что важно наполнять медиасреду позитивным и полезным контентом. Средств достижения этой цели немало, но сегодня хотим поговорить об одном из самых, на наш взгляд, эффективных.

Из зрителя в автора

«Изначально медиасреда склоняет нас к тому, чтобы только имитировать процессы, а не заниматься творчеством. Но как только ребенок ощутил в себе творческое начало, ощутил, что он что-то может сам, он понимает, как жить в этой медиасреде, как ее создавать».

Елена Бондаренко,
Кинопедагог, киновед,
президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ

Встретиться со своим творческим началом и овладеть важными знаниями и умениями в области медиаграмотности может помочь конкурс-кейс «Я — блогер», который МГПУ проводит для школьников (7-11 классов) уже не первый год.

А вот что говорят подростки — участники конкурса о том, чему они научились в процессе подготовки собственных проектов:

«Нам рассказали про медиапространство: про этикет, про плагиат. Научили работать с разными жанрами — эссе, сообщением, интервью. Это было так интересно! Все это очень полезно, если мы идем дальше в творчество, да даже и просто в жизни пригодится».

«В процессе обучения я узнала, чем цель отличается от задач. Я узнала, как правильно оформлять свой блог в интернете, чтобы его было интересно читать. Как соблюдать авторские права. Я научилась работать с интернет-источниками, отличать правдивую информацию от лживой, проверять ее».

А еще в процессе создания блогов и мини-фильмов, фоторепортажей и презентаций, подростки учатся:

  • работать в команде;
  • дискутировать и договариваться;
  • презентовать свои идеи и выступать на публике;
  • критически мыслить и находить пути решения различных задач.

«Как бы ни была привлекательна работа с различными гаджетами, без активного содержания она сводится к нулю. Изучение технических средств ради самих средств нерентабельно» .

Екатерина Якушина,
руководитель проекта и старший научный сотрудник
лаборатории проектирования деятельностного содержания образования
НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Во всем этом очень важна грамотная поддержка и помощь взрослых — кураторов, наставников, педагогов и, конечно, родителей, понимающих ценность детского творчества. О конкурсе из первых уст.

Куратор проекта Екатерина Якушина сформулировала три ключевых принципа, на которых строится работа конкурса-кейса «Я – блогер»:

  1. Ребята сами выбирают материал, над которым будут работать.
  2. Обучение происходит через деятельность, от конкретных задач: «Нет деятельности нет обучения».
  3. Мотивация — наше все: «Если нет мотивации — не будет и обучения».

Практические материалы для ребят и их педагогов доступны по ссылке.

Продолжение следует

Вполне вероятно, что, ощутив себя однажды в роли автора, ребенок уже не захочет с ней расставаться — углубить навыки медиатворчества поможет высшая школа. Интересно, что речь уже не идет исключительно о профильных вузах для кинорежиссеров или будущих специалистов ТВ и мультимедиа — медиатворчество все прочнее встраивается в современное образование, а в вузах появляются дисциплины, так или иначе связанные с проектированием собственных медиапроектов, созданием презентаций или видеороликов.

К примеру, уже сегодня студенты МГПУ могут выбрать элективные модули «Я — спикер» и «Кинопроект», где преподавателем и наставником будет Алина Апарина, победитель Всероссийского конкурса «Лига Лекторов 2023».

Кстати говоря, участники «Кинопроекта», работы которых созданы по авторской технологии и под руководством Алины Николаевны, получили очень престижные призы:

  • «Лучший документальный проект 2021 года» на Московском Международном детском кинофестивале;
  • «Лучший короткометражный игровой экспериментальный проект 2021 года» на Кинофестивале «Первый шаг» в Санкт-Петербурге.

«Они постоянно сидят в гаджетах и снимают видеоролики. И теперь мы знаем, что из них вырастет прекрасное поколение, способное превращать проблемы в решения, выражать свои эмоции, рефлексировать, вдохновлять и объединять под своей идеей», — говорят взрослые, сумевшие найти мостик к интересам детей и посмотреть на мир глазами современного поколения.

О других неочевидных преимуществах съемки короткометражных фильмов, Алина Апарина рассказала в видеоролике «Кино в большом городе: как съемки фильмов спасают поколение».

Автор текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com