В сетях сети: что ждет подрастающее поколение?
Поколение тик-тока, или Зачем нужна культура медиапотребления
«Они только и делают, что сидят в интернете и снимают бессмысленные тик-токи и видеоролики! И что только из них вырастет?!» — недоумевают взрослые, глядя на то, как представители молодого поколения познают мир через экраны своих смартфонов. Успокоить их спешат эксперты МГПУ: они убеждены, что именно эти интересы современных подростов помогут им вырасти смелыми, открытыми и уверенными в себе. Почему — разберемся в этой статье.
Глазами взрослого
Взрослые забывают о том, что, смотря на огромный мир через небольшой экран смартфона, молодые люди помимо прочего учатся:
- анализировать огромное количество информации;
- соотносить себя с различными проблемами современности;
- критически оценивать разные точки зрения;
- отличать достоверную информацию от ложной.
Включая камеру и снимая тик-ток или публикуя пост в личном блоге, подросток превращается из потребителя информации в ее создателя.
Глазами подростка
Что именно привлекает тинейджеров в медиатворчестве, съемке тик-токов и работе блогеров? Кому как ни представителям молодого поколения стоит задать этот вопрос. Вот что ответили подростки — участники одного из конкурсов, о котором расскажем ниже.
«Мы все сегодня погружены в интернет, было бы хорошо не просто листать какую-то соцсеть, а делать это с пользой».
«Меня всегда привлекала проектная деятельность. Мне нравилось издавать свои статьи, представлять себя в роли блогера, ютубера. Мне нравится делиться информацией с людьми».
Только посмотрите на примеры проектов, которые реализуют ребята, начиная от идеи и заканчивая воплощением:
- «Охотники на фейки» — проект о мошенничестве в интернете и способах противостоять ему.
- «А по-русски то как?» — необычный переводчик с молодежного на русский.
- «Мир через зеленые очки» — проект о неочевидных способах сохранить нашу планету.
- «Метро Юрского Периода» — исследовательский проект, авторы которого решили взглянуть на столичную подземку повнимательнее: ведь помимо современных поездов там можно встретить… окаменевшие остатки наутилусов, аммонитов, белемнитов и других представителей юрского периода.
Согласитесь, молодые люди выбирают не самые простые темы, а главное, в своих проектах они разбираются в проблемах, касающихся каждого из нас.
Подводные камни
Однако Всемирная сеть может в прямом смысле слова оказаться для подростков сетью:
- интернет-мошенники;
- кибербуллинг (интернет-травля);
- нарушение авторских прав;
- вирусы;
- утечка персональных данных.
Это лишь небольшой список опасностей, поджидающих ребят в интернете. Потому задача взрослых — помочь подросткам — сформировать культуру медиапотребления, а также показать, что важно наполнять медиасреду позитивным и полезным контентом. Средств достижения этой цели немало, но сегодня хотим поговорить об одном из самых, на наш взгляд, эффективных.
Из зрителя — в автора
Встретиться со своим творческим началом и овладеть важными знаниями и умениями в области медиаграмотности может помочь конкурс-кейс «Я — блогер», который МГПУ проводит для школьников (7-11 классов) уже не первый год.
А вот что говорят подростки — участники конкурса о том, чему они научились в процессе подготовки собственных проектов:
«Нам рассказали про медиапространство: про этикет, про плагиат. Научили работать с разными жанрами — эссе, сообщением, интервью. Это было так интересно! Все это очень полезно, если мы идем дальше в творчество, да даже и просто в жизни пригодится».
«В процессе обучения я узнала, чем цель отличается от задач. Я узнала, как правильно оформлять свой блог в интернете, чтобы его было интересно читать. Как соблюдать авторские права. Я научилась работать с интернет-источниками, отличать правдивую информацию от лживой, проверять ее».
А еще в процессе создания блогов и мини-фильмов, фоторепортажей и презентаций, подростки учатся:
- работать в команде;
- дискутировать и договариваться;
- презентовать свои идеи и выступать на публике;
- критически мыслить и находить пути решения различных задач.
Во всем этом очень важна грамотная поддержка и помощь взрослых — кураторов, наставников, педагогов и, конечно, родителей, понимающих ценность детского творчества. О конкурсе из первых уст.
Куратор проекта Екатерина Якушина сформулировала три ключевых принципа, на которых строится работа конкурса-кейса «Я – блогер»:
- Ребята сами выбирают материал, над которым будут работать.
- Обучение происходит через деятельность, от конкретных задач: «Нет деятельности — нет обучения».
- Мотивация — наше все: «Если нет мотивации — не будет и обучения».
Практические материалы для ребят и их педагогов доступны по ссылке.
Продолжение следует
Вполне вероятно, что, ощутив себя однажды в роли автора, ребенок уже не захочет с ней расставаться — углубить навыки медиатворчества поможет высшая школа. Интересно, что речь уже не идет исключительно о профильных вузах для кинорежиссеров или будущих специалистов ТВ и мультимедиа — медиатворчество все прочнее встраивается в современное образование, а в вузах появляются дисциплины, так или иначе связанные с проектированием собственных медиапроектов, созданием презентаций или видеороликов.
К примеру, уже сегодня студенты МГПУ могут выбрать элективные модули «Я — спикер» и «Кинопроект», где преподавателем и наставником будет Алина Апарина, победитель Всероссийского конкурса «Лига Лекторов 2023».
Кстати говоря, участники «Кинопроекта», работы которых созданы по авторской технологии и под руководством Алины Николаевны, получили очень престижные призы:
- «Лучший документальный проект 2021 года» на Московском Международном детском кинофестивале;
- «Лучший короткометражный игровой экспериментальный проект 2021 года» на Кинофестивале «Первый шаг» в Санкт-Петербурге.
«Они постоянно сидят в гаджетах и снимают видеоролики. И теперь мы знаем, что из них вырастет прекрасное поколение, способное превращать проблемы в решения, выражать свои эмоции, рефлексировать, вдохновлять и объединять под своей идеей», — говорят взрослые, сумевшие найти мостик к интересам детей и посмотреть на мир глазами современного поколения.
О других неочевидных преимуществах съемки короткометражных фильмов, Алина Апарина рассказала в видеоролике «Кино в большом городе: как съемки фильмов спасают поколение».
Автор текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com