Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Школа как точка притяжения

Может ли современная школа стать местом для неформального общения подростков?

Звук долгожданного школьного звонка, символизирующий окончание уроков. Суета, шум и гам в коридорах. Ученики спешат скорее вырваться за пределы школьных стен. Буквально полчаса, и в школе наступает звенящая тишина — кажется, жизнь здесь замерла до завтрашнего утра. Картина знакомая, не правда ли?

Почему так происходит? Неужели школа ассоциируется у ребят исключительно с уроками? Может ли современная школа стать местом не только для обучения, но и для общения со сверстниками? Местом, где интересно проводить совместный досуг и придумывать новое? Давайте попробуем в этом разобраться.

Места обитания: выбор подростков

Ранее ученые МГПУ выяснили, почему одним из излюбленных мест молодежи для неформального общения являются фуд-корты: там они могут спрятаться от непогоды, провести время с друзьями и вкусно перекусить. Эксперты решили пойти дальше и узнать у подростков, что они думают о том, чтобы проводить свой досуг в пространстве школы после уроков. Своим мнением поделились 540 ребятi, и вот что они сказали:

  • в школе не захочется проводить свободное время, нет условий (128 человек);
  • в школе вряд ли захочется проводить свободное время (170 человек);
  • школа вполне могла бы стать местом для досуга (131 человек);
  • уже собираемся компаний в школе после уроков (111 человек).

Выходит, что в теории у современных школ все-таки есть шанс стать местом, где жизнь кипит на протяжении всего дня. Но почему же этого до сих пор не произошло?

Подростки в школе: что мешает неформальному общению

Интервью со школьниками позволили выявить несколько причин, по которым ребята не хотят оставаться в школе после уроков:

  • отсутствие комфортных зон для общения;
  • сложности пропускной системы (нет возможности пригласить друга, который не является учеником школы);
  • отсутствие поддержки со стороны учителей;
  • «столовский» антураж школьных буфетов, короткий режим работы и скудный ассортимент.

«Обсуждая, как построить жизненный мир подростков, пространство их обитания в городе, мы хотим что-то сделать для них, но без них. По-моему, это порочная практика».

Борис Куприянов,
профессор департамента педагогики ИППО МГПУ,
ведущий научный сотрудник НИФИ Минфина России

Если мы хотим, чтобы современная школа стала для подростков местом, в котором им комфортно и интересно даже во внеурочное время, важно выстраивать диалог, а не ограничиваться лишь строгими правилами школьных классов. С чего же начать?

Самовыражение как потребность подросткового возраста

Общение подростков будет живым в том месте, которое для них наполнено смыслом. Об этом, кстати, говорит и руководитель исследовательской группы Борис Куприянов: «Восприятие школы, как мне кажется, зависит от того, как устроена жизнь, чем (какими детскими переживаниями) наполнена».

Чтобы наполнить школу переживаниями — не о плохих отметках или несделанной домашке, конечно, а переживаниями нового опыта — нужно дать ребятам возможность влиять на ее облик. И здесь на помощь приходит соучастие — практика совместного проектирования общественного пространства всеми его пользователями. Это позволяет наполнить его смыслами, которые будут разделять все участники образовательного процесса.

Эксперты Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ уже более 5 лет активно работают с темой соучастия. Мы попросили их поделиться примерами проектов, которые были выполнены в более чем 10 государственных школах с бюджетным и спонсорским финансированием.

ГБОУ «Школа №444» (государственная школа, Москва).
Рекреация начальной школы ДО соучаствующего проектирования и ремонта
Фото: Екатерина Барсукова
ГБОУ «Школа №444» (государственная школа, Москва).
Рекреация начальной школы ПОСЛЕ ремонта: большое количество школьников активно играют на перемене
Фото: Павел Бурченко
ГБОУ «Школа №444» (государственная школа, Москва).
Рекреация начальной школы ПОСЛЕ ремонта: большое количество школьников активно играют на перемене
Фото: Павел Бурченко
ГБОУ «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна» (государственная школа, Москва).
Гардеробное пространство (ДО)
Фото: Екатерина Барсукова
Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна (государственная школа, Москва).
Гардеробное пространство (ДО)
Фото: Екатерина Барсукова
ГБОУ «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна» (государственная школа, Москва).
Участники проектной группы представляют свое решение по безопасным гардеробам
Фото: Екатерина Барсукова
ГБОУ «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна» (государственная школа, Москва).
Реализованное работающее решение по безопасным гардеробам
Фото: Павел Бурченко
ГБОУ «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна» (государственная школа, Москва).
Реализованное работающее решение по безопасным гардеробам
Фото: Павел Бурченко

Все эти проекты реализовывались при участии не только старшеклассников, но и младших школьников. По словам научного сотрудника лаборатории и дизайнера Екатерины Барсуковой, самые удачные кейсы в их практике — рекреации. Эти пространства наиболее «отзывчивы» к изменениям и при меньших затратах дают больший социальный эффект.

Однако изменения, которые происходят в интерьере школ, — не единственно важное. Огромное значение имеет и то, как меняется школьное сообщество: «Соучастие в первую очередь — про формирование сообщества в школе, про социальные связи, про дружественную среду, про лояльность», — подчеркивает Екатерина Барсукова.

Перспективы связаны также со школьным инициативным бюджетированием — практикой, которая реализуется в 18 субъектах России. Воспитательный результат для участников практики школьного инициативного бюджетирования — это изменение позиции по отношению к школе. Из этого новообразования просматривается субъективная значимость в работе на общественное благо, причём не в советском варианте без объяснения причин («общественное выше личного»).

Темы по школьному инициативному бюджетированию включены в содержание магистерской подготовки по программе «Управление воспитательными системами».

Борис Куприянов

Меняться, чтобы менять

Сегодня реализуется множество программ и проектов, которые помогают создавать в школах такую среду, где ребятам будет комфортно проводить время как во время учебы, так и после ее окончания.

Например, существуют проекты «Перемена» или Большая игра «Школа Рыбаков фонда» — они призваны поддерживать и воплощать идеи, предложенные самими детьми. На всем пути поддержку школьникам оказывают эксперты: урбанисты, архитекторы и специалисты по работе с подростками. Через какое-то время идеи ребят воплотятся в пространстве школы.

«Соучаствующее проектирование это важный процесс для школьного сообщества. Оно мотивирует детей и взрослых к принятию субъектной позиции, определяет характер вовлеченности в проектирование и развитие среды, создает возможности для творчества и самовыражения детей и влияет на профессиональную деятельность педагогов, побуждая к постановке долгосрочных задач».

Елена Иванова,
заведующая лабораторией образовательных инфраструктур
НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Руководство школы, да и сами педагоги могут инициировать процесс трансформации. Вдохновиться опытом экспертов поможет подкаст «Соучастие — работа с будущим». А узнать больше о том, как связана успеваемость учеников с внешним видом школы можно из выпуска РИА новости «Это надолго» с участием Екатерины Барсуковой.

И пусть детский смех звучит в школьных коридорах не только во время перемен, но и на протяжении всего дня.

Эксперты рекомендуют

Литература, которая поможет еще лучше разобраться в теме:

[i] В 540 респондентов вошли: 121 участник детских общественных организаций, 250 выбранных случайно подростков – обучающихся пяти московских школ и 169 подростков-завсегдатаев предприятий быстрого питания.

Авторы текста: Татьяна Сандакова, Наталия Кондратьева
Обложка: Павел Бурченко