Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Школа как точка притяжения

Может ли современная школа стать местом для неформального общения подростков?

Звук долгожданного школьного звонка, символизирующий окончание уроков. Суета, шум и гам в коридорах. Ученики спешат скорее вырваться за пределы школьных стен. Буквально полчаса, и в школе наступает звенящая тишина — кажется, жизнь здесь замерла до завтрашнего утра. Картина знакомая, не правда ли?

Почему так происходит? Неужели школа ассоциируется у ребят исключительно с уроками? Может ли современная школа стать местом не только для обучения, но и для общения со сверстниками? Местом, где интересно проводить совместный досуг и придумывать новое? Давайте попробуем в этом разобраться.

Места обитания: выбор подростков

Ранее ученые МГПУ выяснили, почему одним из излюбленных мест молодежи для неформального общения являются фудкорты: там они могут спрятаться от непогоды, провести время с друзьями и вкусно перекусить. Эксперты решили пойти дальше и узнать у подростков, что они думают о том, чтобы проводить свой досуг в пространстве школы после уроков. Своим мнением поделились 540 ребятi, и вот что они сказали:

  • в школе не захочется проводить свободное время, нет условий (128 человек);
  • в школе вряд ли захочется проводить свободное время (170 человек);
  • школа вполне могла бы стать местом для досуга (131 человек);
  • уже собираемся компаний в школе после уроков (111 человек).

Выходит, что в теории у современных школ все-таки есть шанс стать местом, где жизнь кипит на протяжении всего дня. Но почему же этого до сих пор не произошло?

Подростки в школе: что мешает неформальному общению

Интервью со школьниками позволили выявить несколько причин, по которым ребята не хотят оставаться в школе после уроков:

  • отсутствие комфортных зон для общения;
  • сложности пропускной системы (нет возможности пригласить друга, который не является учеником школы);
  • отсутствие поддержки со стороны учителей;
  • «столовский» антураж школьных буфетов, короткий режим работы и скудный ассортимент.

«Обсуждая, как построить жизненный мир подростков, пространство их обитания в городе, мы хотим что-то сделать для них, но без них. По-моему, это порочная практика».

Борис Куприянов,
профессор департамента педагогики ИППО МГПУ,
ведущий научный сотрудник НИФИ Минфина России

Если мы хотим, чтобы современная школа стала для подростков местом, в котором им комфортно и интересно даже во внеурочное время, важно выстраивать диалог, а не ограничиваться лишь строгими правилами школьных классов. С чего же начать?

Самовыражение как потребность подросткового возраста

Общение подростков будет живым в том месте, которое для них наполнено смыслом. Об этом, кстати, говорит и руководитель исследовательской группы Борис Куприянов: «Восприятие школы, как мне кажется, зависит от того, как устроена жизнь, какими детскими переживаниями наполнена».

Чтобы наполнить школу переживаниями — не о плохих отметках или несделанной домашке, конечно, а переживаниями нового опыта — нужно дать ребятам возможность влиять на ее облик. И здесь на помощь приходит соучастие — практика совместного проектирования общественного пространства всеми его пользователями. Это позволяет наполнить его смыслами, которые будут разделять все участники образовательного процесса.

Эксперты Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ уже более 5 лет активно работают с темой соучастия. Мы попросили их поделиться примерами проектов, которые были выполнены в более чем 10 государственных школах с бюджетным и спонсорским финансированием.

ГБОУ «Школа №444» (государственная школа, Москва).
Рекреация начальной школы ДО соучаствующего проектирования и ремонта
Фото: Екатерина Барсукова
ГБОУ «Школа №444» (государственная школа, Москва).
Рекреация начальной школы ПОСЛЕ ремонта: большое количество школьников активно играют на перемене
Фото: Павел Бурченко
ГБОУ «Школа №444» (государственная школа, Москва).
Рекреация начальной школы ПОСЛЕ ремонта: большое количество школьников активно играют на перемене
Фото: Павел Бурченко
ГБОУ «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна» (государственная школа, Москва).
Гардеробное пространство (ДО)
Фото: Екатерина Барсукова
Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна (государственная школа, Москва).
Гардеробное пространство (ДО)
Фото: Екатерина Барсукова
ГБОУ «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна» (государственная школа, Москва).
Участники проектной группы представляют свое решение по безопасным гардеробам
Фото: Екатерина Барсукова
ГБОУ «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна» (государственная школа, Москва).
Реализованное работающее решение по безопасным гардеробам
Фото: Павел Бурченко
ГБОУ «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна» (государственная школа, Москва).
Реализованное работающее решение по безопасным гардеробам
Фото: Павел Бурченко

Все эти проекты реализовывались при участии не только старшеклассников, но и младших школьников. По словам научного сотрудника лаборатории и дизайнера Екатерины Барсуковой, самые удачные кейсы в их практике — рекреации. Эти пространства наиболее «отзывчивы» к изменениям и при меньших затратах дают больший социальный эффект.

Однако изменения, которые происходят в интерьере школ, — не единственно важное. Огромное значение имеет и то, как меняется школьное сообщество: «Соучастие в первую очередь — про формирование сообщества в школе, про социальные связи, про дружественную среду, про лояльность», — подчеркивает Екатерина Барсукова.

Перспективы связаны также со школьным инициативным бюджетированием — практикой, которая реализуется в 18 субъектах России. Воспитательный результат для участников практики школьного инициативного бюджетирования — это изменение позиции по отношению к школе. Из этого новообразования просматривается субъективная значимость в работе на общественное благо, причём не в советском варианте без объяснения причин («общественное выше личного»).
Темы по школьному инициативному бюджетированию включены в содержание магистерской подготовки по программе «Управление воспитательными системами».

Борис Куприянов,
профессор департамента педагогики ИППО МГПУ,
ведущий научный сотрудник НИФИ Минфина России

Меняться, чтобы менять

Сегодня реализуется множество программ и проектов, которые помогают создавать в школах такую среду, где ребятам будет комфортно проводить время как во время учебы, так и после ее окончания.

Например, существуют проекты «Перемена» или Большая игра «Школа Рыбаков фонда» — они призваны поддерживать и воплощать идеи, предложенные самими детьми. На всем пути поддержку школьникам оказывают эксперты: урбанисты, архитекторы и специалисты по работе с подростками. Через какое-то время идеи ребят воплотятся в пространстве школы.

«Соучаствующее проектирование это важный процесс для школьного сообщества. Оно мотивирует детей и взрослых к принятию субъектной позиции, определяет характер вовлеченности в проектирование и развитие среды, создает возможности для творчества и самовыражения детей и влияет на профессиональную деятельность педагогов, побуждая к постановке долгосрочных задач».

Елена Иванова,
заведующая лабораторией образовательных инфраструктур
НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Руководство школы, да и сами педагоги могут инициировать процесс трансформации. Вдохновиться опытом экспертов поможет подкаст «Соучастие — работа с будущим». А узнать больше о том, как связана успеваемость учеников с внешним видом школы, можно из выпуска РИА новости «Это надолго» с участием Екатерины Барсуковой.

И пусть детский смех звучит в школьных коридорах не только во время перемен, но и на протяжении всего дня.

Эксперты рекомендуют

Литература, которая поможет еще лучше разобраться в теме:

[i] В 540 респондентов вошли: 121 участник детских общественных организаций, 250 выбранных случайно подростков – обучающихся пяти московских школ и 169 подростков-завсегдатаев предприятий быстрого питания.

Обложка: Павел Бурченко

Научный консультант

Екатерина Барсукова
Научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ, дизайнер образовательной среды, специалист по комфортной безопасности школ

Научный консультант

Борис Куприянов
Профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования МГПУ

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA

Публикации по теме