«Я против бездумного использования GPT»: как подростки применяют нейросети
Для чего школьники используют нейросети и делают ли с их помощью домашние задания
В 2024 году Лаборатория социокультурных образовательных практик провела масштабное исследованиеi, чтобы узнать, как подростки используют искусственный интеллект. Для этого ученые организовали письменный опрос, в котором приняли участие 556 школьников, и лично пообщались с 8 подростками в формате фокус-группы. В материале — самое важное из того, что выяснили ученые.
Для чего школьники используют нейросети
«Сначала я использовал его для написания кодов, а потом, когда разобрался получше, начал использовать и в других сферах», — рассказывает десятиклассник Илья.
Это частая история — поэкспериментировать с ИИ в одной области, а потом в других. Аналогичный путь прошла девятиклассница Катя: сначала она генерировала в нейросети картинки, а потом стала искать идеи для хендмейд-украшений: «Я плету браслеты, и иногда хочется представить заранее, как он будет выглядеть, — тогда я прошу ИИ сгенерировать мне вариант. Могу попросить нейросеть соединить два изображения и посмотреть, какой из них получится браслет. После этого уже решаю, делать такой или придумать другой».
По данным опроса, в основном школьники используют искусственный интеллект как для учебы и саморазвития, так и в качестве развлечения. Под «развлечением» подразумевается не только разговор с «Алисой», но и составление необычных промптов (заданий) для нейросетей. Выходит, подростки анализируют устройство нейросетей и постоянно учатся работать с ними, а еще развивают критическое мышление.
Как школьники используют искусственный интеллект в учебе
Казалось бы, при всех возможностях ИИ на него можно переложить максимум домашних заданий — зачем вообще что-то делать? Но в реальности дело обстоит по-другому — посмотрим, как используют нейросети школьники.
Ищут информацию как в поисковике
Большинство подростков используют искусственный интеллект как усовершенствованный поисковик, с которым не надо изучать гору ссылок, чтобы вычленить нужное. «Например, если тебе надо узнать, где какой-то король построил такой-то замок или как он погиб, то для этого понадобится прочитать половину “Википедии”. Нейросеть же выдает сразу нужный ответ», — говорит семиклассница Алиса.
Делают часть домашней работы
Еще школьники часто используют нейросети при подготовке материалов. «Обширно использовать ИИ начал в этом году, когда начал делать бизнес-план для урока экономики. С этим бизнес-планом буду участвовать в конкурсе на конференции “Наука для жизни” <…> Также делал задания по дизайну в фотошопе, монтаж видео», — говорит одиннадцатиклассник Алексей.
Еще пример — десятиклассник Илья чаще использует нейросети для заданий по программированию и время от времени генерирует в них планы проектов : «Я так делал проект по истории для школьного домашнего задания: ИИ составил мне план всех войн, которые были на Руси, и по нему я сам сделал презентацию».
Отдают «скучные» или «ненужные» задания
Причем участники фокус-группы говорят, что обычно «отдают» скучные или «ненужные» задания нейросетям, а интересные и важные делают сами. «Я мало пользуюсь ChatGPT, потому что собираюсь сдавать экзамен по литературе и считаю, что ни к чему хорошему частое использование не приведет. Но иногда делаю задания по каким-то ненужным мне предметам. Например, если надо ответить на вопросы или порассуждать на какую-то тему, а у меня нет времени, я пользуюсь ChatGPT. Это быстро и полезно. Ты не собираешь информацию сам, не тратишь на это время, а читаешь, что нашла нейросеть, анализируешь и пересказываешь», — объясняет Влада.
А если результат не устраивает — делают всё сами
Впрочем, результат генерации устраивает не всегда. «Я видел, что некоторым одноклассникам презентацию по географии полностью нейросети делали, но они получились скучные: картинки слишком общие, очень много текста. Поэтому я решил делать презентации сам», — рассказывает ещё один участник фокус-группы.
В целом почти все выступают за разумное использование нейросетей — и это один из важных выводов исследования. Подростки относятся к искусственному интеллекту как к полезному инструменту, а не сверхразуму, который сделает за них все домашние задания. «Это удобно — скооперироваться с ИИ, чтобы получить хорошую оценку», — резюмирует Влада.
Проверяют ли школьники ответы искусственного интеллекта
По данным письменного опроса, каждый седьмой всегда проверяет правильность результатов, а каждый шестой — напротив, никогда. Остальные же делают это периодически.
Среди участников фокус-группы оказались и те, и другие. «Недавно я попросила друга помочь мне написать сочинение по английскому, он скинул ссылку на нейросеть в Telegram. Я написала там название сочинения и на каком языке оно нужно. ИИ написал очень хорошо. Сама я не проверяла, не стала переводить — но мне поставили пятерку», — говорит семиклассница Мия.
По другому принципу действует десятиклассник Илья — он всегда перепроверяет ответы искусственного интеллекта по истории, несмотря на то, что пока не нашел ни одной ошибки. «Нейросеть не ошибается, потому что берет информацию из интернета», — поясняет он. Но с заданиями по физике, говорит подросток, все наоборот: «Я пробовал использовать нейросети в физике, но с этим ИИ не справляется, слишком много ошибок. Правда, это в бесплатных версиях, в платных, возможно, все по-другому». Кстати, в будущем Илья планирует использовать нейросети для работы в области инженерии.
Пятнадцатилетний Марк, который учится в лицее, тоже замечает ошибки. Школьник говорит, что любую информацию приходится перепроверять, и на это уходит больше времени, чем при использовании поисковика. «Я много экспериментировал, чтобы посмотреть, на что способна нейросеть, в том числе задавал вопросы, на которые знал ответы, и бывало, что она выдавала ошибки», — добавляет он. А вот Алексей, хоть и находит временами ошибки, все же считает, что нейросеть чаще справляется хорошо.
Свою позицию высказывает и Влада: «Я против бездумного использования GPT, потому что я обратила внимание на то, что он может ошибаться в падежах, неправильно склонять слова, пишет одну и ту же мысль много раз подряд, но разными словами. Конечно, он сокращает нам время на поиск, но я призываю всех, чтобы они прочитывали и перерабатывали всю информацию, которую он выдаёт, иначе может получиться очень глупо. Иногда приходится удалять целые абзацы, потому что в них нет смысла».
Самые популярные нейросети у школьников: ChatGPT и YandexGPT (Яндекс Алиса).
Резюмируем
- Подростки пользуются нейросетями для учебы, саморазвития и развлечения и постоянно совершенствуют навыки работы с ними.
- Почти все школьники относятся к ИИ как к полезному инструменту и выступают за его разумное применение. Причем многие проявляют креативность, даже когда используют нейросети для развлечения.
- Обычно подростки делают скучные или «ненужные» домашние задания с помощью искусственного интеллекта, а вот интересные и полезные — оставляют себе.
- Большинство учеников время от времени проверяют результаты генерации на ошибки. Есть и те, кто делает это постоянно или не делает вообще, но таких меньшинство.
[i] В статье представлены результаты исследования лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ по проекту «Анализ практик использования нейросетей в воспитательной работе».
Обложка: Freepik.com