Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Старт карьеры в школе: советы молодому учителю

Трудовой договор, правила общения и школьная структура: на что обратить внимание, чтобы начать работу без стресса

Вы только что окончили университет и готовы начать свой путь в статусе педагога. Впереди самое интересное — практика. Но есть нюанс: теория — это одно, а работа в классе — совсем другое. Первое время будет сложно, и ошибки неизбежны, но они станут частью вашего опыта и точками роста. Хорошая новость в том, что к трудностям, с которыми часто встречаются начинающие педагоги, вполне можно подготовиться.

Сегодня поговорим о формальностях, которые на самом деле имеют большое значение для старта карьеры учителя.

Что нужно знать молодому учителю: от трудового договора до внутришкольных правил

  1. Изучите трудовой договор. Особое внимание стоит обратить на сроки действия договора и список должностных обязанностей. В них не входит ремонт, уборка в кабинетах, участие в конференциях, голосованиях, демонстрациях. Заниматься всем этим вы можете, но исключительно по собственному желанию.
  2. Составьте четкие представления о школе, в которой вы начинаете работать. Узнайте, какие подразделения входят в структуру образовательного комплекса, сколько их, где они располагаются и нужно ли вам перемещаться между ними. Редко, но бывает так, что подразделения школы находятся в весьма удаленных локациях.
  3. Выясните, как устроена система внутришкольной коммуникации. Кому сообщить, если вы по какой-то причине не можете прийти на работу? По каким каналам связи лучше общаться с администрацией? Как администрация информирует сотрудников о важных новостях — в мессенджерах или на очных встречах? Ответы на эти вопросы лучше получить заранее.
  4. Узнайте, кто есть кто в школе. Чтобы понимать, кто имеет право обращаться к вам с поручением, а кто — с просьбой, посмотрите в разделе «педагогический коллектив» на сайте школы, кто входит в административно-управленческий персонал, а кто относится к категории педагогических работников.
  5. Выясните, есть ли в вашей школе официальный статус «молодой специалист». Узнайте, регламентирован ли в школе локальный акт «Положение о молодом специалисте». Если в школе есть такой статус и вы подходите под его параметры, вы можете претендовать на ряд поддерживающих мер: прохождение специальных курсов для быстрой адаптации, посещение семинаров и стажировок, в некоторых случаях — на получение дополнительной денежной выплаты.

Бывают случаи, когда молодого педагога принимают на должность «педагог дополнительного образования», но на уровне устной договоренности предлагают вести и кружок, и преподавать как предметнику. Необходимо помнить, что в таком случае на такого работника не распространяется статус «молодой специалист», следовательно, и соответствующие льготы.

  1. Познакомьтесь со всеми аспектами работы учителя. Ваша работа не ограничится проведением уроков. Вам предстоит вести документацию, отвечать за школьное имущество и регулярно повышать квалификацию. Вы можете также участвовать в конференциях, вести наставническую деятельность и классное руководство, но это не обязательно. Разберем подробнее:
  • документооборот. Работа с платформой МЭШ: выставление отметок об успеваемости и внесение в электронный журнал данных в разделы «Пропуски» и «Домашнее задание»;
  • материальная ответственность за предметы школьного имущества, которыми педагог пользуется;
  • повышение профессиональной квалификации. Продолжать профессиональное развитие и после вуза — важно. С каталогом курсов и реестром программ ДПО можно ознакомиться на сайте dpomos.ru. Там же можно записаться на понравившийся курс;
  • публичная деятельность. Это может быть ведение собственного блога, выступления на профессиональных конференциях, круглых столах и дискуссионных площадках;
  • наставничество. В каждой школе система наставничества организована разными способами, но она всегда призвана помочь начинающим педагогам адаптироваться к работе;
  • совмещение. Педагог может вести дополнительные занятия как для школьников, так и, например, для участников проекта «Московское долголетние»;
  • классное руководство. Начинающий педагог может стать классным руководителем с первых дней работы в школе, ограничений по стажу и возрасту нет. Классное руководство помогает адаптироваться как в детском, так и педагогическом коллективе.

Советы молодому учителю: дальше — больше

Конечно, это далеко не все, что нужно знать молодому учителю для успешного старта в карьере — в следующей статье поговорим о том, как наладить контакт с учениками. Вся эта информация поможет сформировать более четкое представление о школе, быстрее адаптироваться к новым условиям и построить успешную карьеру учителя.

Еще больше полезной информации в сборнике советов молодому учителю, который подготовили эксперты Лаборатория оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ специально для начинающих педагогов.

Автор: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik

Публикации по теме