Больше чем развлечение: о важности детской игры
И о том, как педагогу стать в ней партнером, а не только наблюдателем
Игра ребенка часто со стороны кажется педагогам понятной и простой. Вот ребенок в костюме врача с градусником — значит, он играет. Вот дети бегают друг за другом и смеются — и здесь игра. Но на деле все немного сложнее: то, что взрослый принимает за игру, часто ею не является. При этом всем известно, что игра — ведущая деятельность дошкольников. И здесь возникает вопрос: как отличить игру от того, что только внешне ее напоминает?
О том, как распознать подлинную детскую игру и раскрыть ее развивающий потенциал, попросили рассказать исследователя детства и младшего научного сотрудника лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ Анну Якшину. Ниже — её статья.
Что такое подлинная игра: разбираем на примере
Игру можно спутать с псевдоигрой. Отличить псевдоигру можно по следующим признакам:

Еще одна ошибка — путать игру с любой свободной деятельностью ребенка — например, с рисованием или двигательной активностью. Да, ребенок также действует по своему замыслу, и это приносит ему удовольствие, но здесь нет главного признака подлинной игры — двусубъектности. Это когда ребенок одновременно действует и в реальном, и в смысловом поле игры: и участвует в игре (игровая позиция), и управляет ею (реальная позиция).
Двусубъектность на примере игры
Давайте рассмотрим эпизод игры Маши (4,5 лет) и Лены (5,5 лет) и на его примере проследим двусубъектность. Девочки перебирают большие лоскуты ткани, находят подходящий и расстилают на ковре.
Маша:
— Это моя кроватка, я котенок. Я тут сплю. [меняет голос, обращаясь к Лене в роли зайчика].
Зайчик! Пора спать! [Маша ложится на расстеленную ткань и как будто спит, сворачивается клубочком, закрывает глаза].
Маша создает воображаемую ситуацию: в реальной ситуации нет ни ночи, ни кровати — все это Маша придумала сама здесь и сейчас и действует, как если бы она была котенком. В смысловом поле игры есть и домик, и кроватка, и отношения с другом-зайчиком. При этом она обращается к Лене из своей реальной позиции и рассказывает о своем замысле, т. е. управляет совместной игрой, затем снова переключается на игровую позицию и действует как котенок, начинает ролевой диалог.
Маша-Котенок [изменяя голос, обращается к Лене]:
— Зайчик! Зайчик! Уже поздно, иди спать!
Лена [обычным голосом, вставая со своей «кроватки»]:
— Да ты не котенок! Ты хозяйка! Маша, кто же тогда хозяином будет?!
Маша [обычным голосом]:
— Давай мы будем питомцами, давай мы были без хозяина?
Лена [обычным голосом]:
— Бездомные, что ли? [делает паузу] Давай! Давай тут мои вещи, а там — твои?
Маша [обычным голосом]:
— Давай! Вот тут моя кроватка.
Маша-Котенок [меняя голос, вздыхая и устраиваясь на расстеленной ткани]:
— Когда же я лягу на свою кроватку? Зайчик, пойдем уже спать?
Лена обращается к Маше из реальной позиции, чтобы обсудить сюжет игры и распределение ролей, с которым она не согласна. Девочки договариваются, а затем возвращаются к своим ролям и продолжают играть. Переключаясь между реальной и игровой позициями, девочки меняют голоса, называют друг друга то настоящим, то ролевым именем, таким образом обозначая свою двусубъектность в игре.
Лена-Зайчик [меняя голос]:
— Я хочу молочка попить!
Лена [обычным голосом]:
— А давай, мы захотели молока и перепутали наши бутылочки?
Маша [обычным голосом]:
— Я из твоей с зайчиком, а ты из моей с котенком? Давай!
[Котенок и Зайчик путают бутылочки, понарошку пьют из них, сильно удивляются, смеются и продолжают играть]
В этом отрывке видно, что двусубъектность проявляется не только в действиях понарошку, переключении с игрового взаимодействия на взаимодействие, организующее игру, но и в двуплановости эмоций детей. Котенок и Зайчик в игре удивляются, при этом Маша и Лена только что договорились сами об этом — замена бутылочек не является для них неожиданностью. Девочки одновременно с игровым удивлением по-настоящему радуются процессу игры.
Почему важно научиться поддерживать детскую игру
Современные исследователи игры сходятся во мнении, что особое значение в развитии ребенка имеет именно игра высокого уровня, в которой дети со-конструируют игровой замысел, проявляют инициативу, договариваются друг с другом о правилах и согласовывают игровые идеи, подчиняют предметную среду своему игровому замыслу. В игре развиваются:
- произвольность: дети учатся управлять своим поведением, преодолевают импульсивность;
- коммуникация: дети решают игровые конфликты и договариваются о развитии сюжетов;
- воображение: дети придумывают и воплощают собственные замыслы, создают символическое пространство игры;
- эмоциональная сфера: дети проживают разные эмоции в символическом пространстве игры, трансформируют свои переживания;
- творческие способности: дети решают проблемные ситуации, возникающие в процессе игры, предлагают новые идеи, согласовывают разные идеи, объединяя их в общий сюжет.
Исследование ученых лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ показало, что именно в развитой игре дети чаще предлагают творческие ходы, инициативы, которые меняют ход игры. Поэтому, если мы хотим создавать в детском саду не только безопасную и комфортную среду, но и лучшие условия для полноценного проживания детства, нам необходимо:
- настроить профессиональную оптику и увидеть подлинную детскую игру, разобраться, в чем ее психологическая природа и уникальность;
- создать необходимые условия не просто для появления игры, но и для ее полноценного развития.
Условия для развития игры: на что обратить внимание педагогу
Исследование лаборатории развития ребенка с использованием шкалы «Поддержка детской игры» показало, что в большинстве детских садов условия для игры находятся на минимальном уровне, педагоги предпочитают занимать отстраненную позицию по отношению к игре. Ключевым вызовом для педагогов является обеспечение комплексного сопровождения игры, включающего не только косвенную поддержку, но и участие педагога в совместной игре как партнера и посредника.
Рассмотрим несколько условий, которые помогают поддерживать двуплановость игры в дошкольной группе. Представим это наглядно: в верхней части иллюстраций соберем все то, что помогает детям создавать воображаемую ситуацию, развивать свой замысел, одновременно играть и управлять своей игрой, в нижней – то, что мешает разворачивать замысел и разрушает игру.
Понимание ценностей игры и создание условий для её развития не только расширяет возможности детей, но и делает детство по-настоящему насыщенным и счастливым.
Автор текста: Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования
Фото: Детский сад N 56 г. Кострома