Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Как провести социологический опрос: от подготовки до отчета

Пошаговая инструкция от эксперта: выбираем тему, составляем анкету, подсчитываем результаты

Итак, вы планируете провести социологический опрос, но не знаете с чего начать:

  • какую тему выбрать;
  • кого и где опрашивать;
  • как грамотно сформулировать вопросы для анкеты.

Если так — не беда. Разобраться во всех тонкостях поможет пошаговый гид от Любови Борусяк, ведущего научного сотрудника лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Любовь Фридриховна проведет нас через весь путь буквально за руку — от начала подготовки до этапа оформления отчета.*

Выбор темы: что важно учитывать

Казалось бы, опрос можно провести на любую тему. Однако и здесь есть свои нюансы. Настоящую ценность представляют те опросы, которые действительно интересуют общественность, а потому при выборе темы важно учитывать следующее:

  • о теме должно быть сформировано общественное мнение – люди должны думать об этом;
  • важно обозначить проблему, противоречие: если нет проблемы, то нет и оснований для проведения исследования.

Социологический опрос: где и как проводить

Если коротко: проводить опрос следует в том месте, где собирается ваша целевая аудитория.

Пример: допустим, вы хотите выяснить, кто чаще всего посещает музеи современного искусства в вашем городе. В таком случае у вас есть два варианта: вы можете заранее распечатать анкету и провести исследование прямо на месте – в музеях. Или же провести онлайн-опрос.

Если вы хотите, чтобы исследование отражало истинное положение дел, необходимо охватить как можно более широкий возрастной диапазон. Поэтому онлайн-опросы стоит проводить среди молодых людей, а вот с представителями более старшего поколения лучше пообщаться лично, ведь доля их присутствия в интернете довольно мала.

Примечание

О чем еще важно помнить: анкета для онлайн-опроса может быть более длинной и подробной. Подразумевается, что респонденты смогут выделить время на ее прохождение. И наоборот — во время офлайн-опроса лучше использовать короткую анкету, на заполнение которой не требуется много времени. Все вопросы должны быть узко направленными и касаться одной выбранной темы.

! Если для исследования вам требуется мнение экспертов области, то здесь лучше выбрать формат интервью. Опросы обычно проводят среди посетителей.

Зачем нужно ТЗ и как его правильно составить

Техническое задание (ТЗ) — это основа основ любого социологического опроса. Именно на него вы будете опираться при составлении анкеты.

Перед написанием ТЗ рекомендуется изучить уже опубликованные исследования на схожую тематику. Во-первых, в них вы наверняка найдете удачные формулировки для вашей анкеты. А во-вторых, позднее вы сможете сравнить результаты предыдущих опросов с результатами вашего.

Структура ТЗ: что важно прописать

1. Вступление

Техническое задание следует начать с объяснения того, почему обозначенная тема действительно важна и актуальна сейчас. Можно подкрепить тезисы ссылками на литературу и другими исследованиями на эту же тему. Здесь же следует описать, какая целевая аудитория вас интересует и почему. А завершить вступительную часть ТЗ следует кратким резюме, где вы подтверждаете актуальность темы исследования.

2. Проблема и цель исследования

Затем необходимо приступить к формулировке проблемы и цели исследования. Проблема — это противоречие, которое формулируется коротко и четко. Например, «Почему подростки редко ходят в театры?» или «Как посетители музея N оценивают сайт этого музея?». Цель — это то, что вы хотите выяснить в конечном итоге. Она всегда формулируется в одно предложение.

3. Задачи исследования

На этом месте остановимся подробнее.

Первым делом составьте перечень задач, потому как они будут вести к достижению цели исследования. При этом опирайтесь на два главных принципа: первый — цель исследования может быть одна, а вот задач для ее достижения всегда несколько. А второй — помните, что задачу нельзя решить с помощью одного вопроса.

Кроме того, рекомендуется сформулировать от одной до трех гипотез, которые вы будете проверять в ходе исследования. К слову, классический массовый опрос — это и есть проверка различных гипотез.

Что важно знать о гипотезах:

  • Каждая гипотеза должна быть логически связана с предыдущими частями ТЗ. Она не может появиться «из ниоткуда».
  • В результате исследования гипотеза может подтвердиться, подтвердиться частично или быть опровергнута. Нет цели подтвердить все гипотезы — ваша работа как раз направлена на то, чтобы их проверить.
  • Важно не путать понятия: недопустимо писать «гипотеза доказана», потому как ее проверяют, а не доказывают.
Источник: Freepik.com

4. Заключительная часть

В заключительной части технического задания следует описать целевую аудиторию исследования. Параметры задаете вы сами: это могут быть возраст, образование, род занятий, интерес к тем или иным видам деятельности и т. д.

Теперь можно приступать к составлению самой анкеты.

Как составить анкету для соцопроса: подробная инструкция

Итак, половина пути пройдена — теперь пришло время для составления анкеты. Вот по какому плану Любовь Фридриховна советует двигаться дальше.

Преамбула к анкете: что в ней прописать и когда она нужна

Преамбула нужна в том случае, если вы проводите опрос онлайн.

Дорогие друзья!

Если вам от 16 до 23 лет, и вы посещаете московские театры, приглашаем вас принять участие в нашем социологическом опросе, заполнив небольшую анкету. Для того чтобы ответить на вопрос, нужно выбрать один или несколько вариантов ответов, либо написать собственное мнение по предложенному вопросу. Заполнение анкеты займет у вас не более 10 минут, анкеты полностью анонимны.

Заранее благодарим за сотрудничество!

Пример от эксперта

Что важно знать о структуре анкеты и в какой последовательности выстраивать вопросы

  • Анкета должна состоять из блоков. Каждый из блоков должен решать одну или несколько задач, сформулированных в ТЗ.
  • Анкета должна быть логичной, вопросы и темы в ней должны следовать друг за другом в понятной респондентам последовательности.
  • Начинать следует с самых простых вопросов (на поведение, на элементарные мнения), а уже затем давать более сложные вопросы.
  • Заканчивать анкету нужно всегда «паспортичкой», то есть вопросами о самом респонденте: пол, возраст, образование и прочая информация, которая важна для вашего исследования.

Какие бывают вопросы

  • закрытые (с вариантами ответов);
  • полузакрытые (с вариантами ответов + ответом «другое»);
  • открытые (с возможностью высказать свое мнение по вопросу). В них важно оставить достаточно места в анкете (как в печатном, так и в электронном варианте).

Как формулировать вопросы правильно: 6 рекомендаций эксперта

1. Вопросы должны быть понятными и короткими. Длинный вопрос респондент может прочесть невнимательно, не понять или попросту не дочитать. Как результат, он ответит наобум или не ответит вовсе. Избегайте наводящих вопросов, используйте нейтральные формулировки, чаще используйте глаголы. Также избегайте канцелярита, который только запутывает читателей.

2. Проверяйте, соответствуют ли ответы вопросам. То есть, к примеру, ответы на вопрос «Нравится ли Вам ходить в театр?» должны содержать слова «нравится» или «не нравится».

3. Никаких двойных и тройных вопросов. Дело в том, что их просто невозможно интерпретировать. Например, вопрос «Когда вы в последний раз отдыхали за границей с семьей?» нежелателен, так как в нем содержится сразу два вопроса. Вместо него лучше задать два отдельных вопроса: «Ездите ли Вы с семьей на отдых за границу?» и «Если да, то как давно была последняя поездка?».

4. Если необходимо, предложите респондентам выбрать несколько вариантов ответов. Только, говорит эксперт, обязательно уточните о каком количестве ответов идет речь. То есть правильным будет написать в вопросе: «Можно выбрать не более 3 вариантов ответов» или «Можно выбрать все подходящие варианты ответов». Неправильно: «Можно выбрать несколько вариантов ответов».

5. Интервалы в ответах не должны перекрывать друг друга и идти последовательно. Как правило, чаще всего это касается возраста. Как правильно: «16–19 лет, 20–29 лет». Как неправильно: «16–20 лет, 20–30 лет».

6. Лучше не использовать в предложении «нет» и «не». Они могут запутать респондента. Правильно: «Покупали ли Вы телевизор?». Неправильно: «Не покупали ли вы телевизор?».

Источник: Freepik.com

Как формулировать ответы на вопросы

В целом люди не склонны отвечать на вопросы однозначно и редко бывают категоричны. Вот почему в соцопросах, как правило, используются 5-звенные оценочные шкалы.

Стандартная 5-звенная шкала закрытых вопросов выглядит так:

  • «согласен»;
  • «скорее да, чем нет»;
  • «скорее нет, чем да»;
  • «не согласен»;
  • «затрудняюсь ответить».

Что делать, если вы считаете, что для вашего соцопроса этих вариантов ответов недостаточно?

В таком случае добавьте вариант ответа «другое». Кроме того, после закрытого вопроса вы всегда может добавить открытый. К примеру, сначала можно спросить «Как бы вы оценили экспозицию музея?», а затем — «Почему?».

Анкета составлена. Что дальше?

Перед тем, как приступить к опросу, важно проверить две вещи:

  • Все ли задачи из ТЗ решаются при помощи вопросов?
  • Все ли формулировки вопросов и ответов логичные, лаконичные и понятные?

Если на оба вопроса вы ответили «да», значит, вы готовы к проведению соцопроса.

Как рассчитать и оформить результаты опроса

После опроса необходимо подсчитать результаты. Делается это следующим образом:

Вы собрали более 100 анкет. В этом случае ответы на закрытые вопросы рассчитываются и даются в процентах (с точностью до десятых, но не сотых процента).

Вы собрали менее 100 анкет. Здесь подсчет ведется в количестве ответивших.

Если респонденты могли выбрать один вариант ответа, то сумма всех ответов приравнивается к 100 %, а если респонденты могли выбрать более одного ответа, то проценты рассчитывают не к числу ответивших, а к числу ответов, их сумма больше 100 %.

Полученные результаты представляют в виде таблиц или рисунков. Название и номер таблицы подписывают под самой таблицей (то же самое касается и рисунков). При этом в подписях указывают единицу измерения: проценты или число ответивших.

Как оформить отчет об исследовании

Поздравляем, вы провели большую работу и теперь на финишной прямой. Все, что осталось, — оформить отчет.

Обычно отчет об исследовании представляют в виде текста и презентации. Он должен состоять из:

  • Введения. В нем необходимо описать проблему, цель, задачи, гипотезы и т. д.
  • Описания исследования. Все самые важные таблицы включают в основной текст отчета, остальные — в приложения (на них нужно будет дать ссылки в основном тексте). Анкету тоже прикладывают к отчету.
  • Заключение. В него включают основные выводы и рекомендации. Также в нем прописывают, подтвердились ли гипотезы или оказались опровергнутыми. 

Немного об отчете. Самое главное – это аналитическая составляющая. Вы не только описываете результаты, вы обязательно пытаетесь объяснить, почему они такие, с чем это связано и чем объясняется. И нельзя начинать каждую тему словами: «Мы задали такой-то вопрос…, столько-то процентов ответили так, а столько так». Обязательно нужно идти не от вопроса, а от темы: «Для того чтобы выяснить, с чем связано то-то и то-то, мы обратились к респондентам с вопросом о том-то…»

На этом все.

Надеемся, что рекомендации эксперта помогут вам в этом непростом деле — проведении социологического опроса.

Желаем успехов!

*Для подготовки статьи использовались материалы сайта «Социокультурная практика» НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Обложка: Freepik.com