Как выбрать детский сад: осознанный выбор неравнодушного родителя
Почему выбор пространств, в которых ребенок проводит время, очень важен для развития и формирования его личности?
Родители приводят ребенка в детский сад. Вроде бы событие вполне заурядное: раз возраст подошел – значит, пора. Однако в этот момент родители впервые сталкиваются с ситуацией, когда другие люди начинают целенаправленно что-то делать с их ребенком. Обычно мы просто доверяем воспитателю, так как он профессионал и сможет понять, что для ребенка лучше. Мы доверяем и детскому саду, и программе, по которой в нем работают.
Но ведь и воспитатели по-разному общаются с детьми, и образовательные программы в разных садах разные, и режим дня отличается от привычного, и даже дизайн пространства не похож на тот, что был дома. Все это безусловно влияет на ребенка. Как же не ошибиться и выбрать тот сад, который подойдет ребенку и в котором ему будет комфортно?
Не существует единой, истинно-правильной программы, по которой работают со всеми дошкольниками
В одном саду реализуют программу «От рождения до школы», в другом – идеи Монтессори-педагогики, третий использует вальдорфский метод, а четвертый работает в рамках Реджио-подхода. И это разговор не про то, что лучше, а что хуже, а про то, что в одном и том же возрасте можно воспитывать детей по-другому, иначе. И зависит это не просто от личных качеств воспитателя, а как раз от реализуемой в детском саду программы.
Поэтому перед тем, как сделать выбор в пользу детского сада, который хвалят все знакомые родители, важно понять, насколько предлагаемая программа детского сада подходит именно вашему ребенку и соотносится с вашими представлениями о его благополучии и развитии. Чтобы лучше разбираться в тонкостях дошкольного образования, предлагаем познакомиться с некоторыми исследованиями.
Оценивать качество образования в детском саду — задача экспертов, у которых для этого есть специальные инструменты. Однако родителям все равно важно знать, на какие параметры обращают внимание специалисты, вынося свой вердикт. Среди них:
- предметно-пространственная среда;
- присмотр и уход за детьми;
- условия для развития речи и мышления;
- условия для организации различных видов детской активности;
- характер взаимодействия участников образовательного процесса;
- структура дня (распределение времени на различные виды деятельности);
- возможности для партнерства с родителями в создании образовательной среды;
- работа с педагогами.
Родителю, который впервые ведет ребенка в детский сад, перечисленный список может показаться абсолютно непонятным:
- на что именно обращать внимание?
- как должно быть, а чего нельзя допускать ни в коем случае?
Разобраться поможет видеоролик «Как выбрать детский сад: чек-лист для родителей». Он адресован родителям, столкнувшимся с проблемой выбора детского сада.
Следующие пункты являются своеобразным чек-листом, который поможет сделать выбор, полезный для вашего ребенка.
Качество общения. Наличие бассейна, свежий ремонт, кружок по изучению иностранного языка — вторичны. Задайте себе вопрос: можно ли назвать отношение воспитателей к детям заинтересованным и доброжелательным? Если ответ отрицательный, если в группе унижают, окрикивают или даже просто общаются пренебрежительным тоном, то задумайтесь о смене детского сада, группы или воспитателя.
Обратите внимание на то, как происходит встреча детей утром и прощание с ними вечером. Воспитатель должен показать ребенку, что его присутствие значимо, что его заметили, что он интересен и нужен.
Ознакомьтесь с графиком дня группы и оцените количество свободной игры: важно, чтобы дети имели возможность действовать по собственному замыслу, в свободном режиме. Хорошо, если ребенок имеет час и более свободного от занятий времени.
Внимательно посмотрите на поделки, которые дети делают в группе: в идеале они должны отличаться друг от друга у всех детей. Если поделки разные, это хороший знак: это говорит о том, что дошкольники имеют возможность делать так, как задумали они, а не копировать образец, показанный воспитателем.
Формат праздников. Если праздник похож на так называемый отчетный концерт, когда родители и воспитатели сидят в зрительном зале, а дети выступают на сцене, это говорит о деструктивном способе выстраивания образовательных отношений. Красивому празднику предшествуют десятки изнуряющих репетиций, из-за которых дети испытывают колоссальный стресс.
Давайте спросим у детей
В исследовании, получившем название «Детский барометр», было опрошено множество детей из дошкольных образовательных учреждений Москвы, что позволило узнать, чем воспитанникам больше всего нравится заниматься в детском саду, а что вызывает отторжение; каковы их интересы и насколько они совпадают с родительскими представлениями об этих интересах; как дети воспринимают детский сад, и чего им в нем не хватает.
Когда радостно в детском саду?
«Нам было важно услышать “голос ребенка”, его отношение к детскому саду, узнать, что его радует, а что приносит дискомфорт», — говорят специалисты.
Когда грустно в детском саду?
Исследование показало, что дети 6–7 лет могут выражать свое мнение и отношение к происходящему в детском саду, благодаря чему авторы сделали интересные и немаловажные выводы:
организованные формы деятельности интересны детям менее, чем свободная деятельность;
есть несовпадения детских и взрослых оценок по важным для ребенка вопросам;
дети запоминают конфликты в саду и им важно, как педагог разрешает эти конфликты.
Что делает воспитатель, когда ребенка обижают другие дети?
В 2022 году эксперты презентовали иллюстрированный дайджест, созданный на основе исследования эмоционального благополучия московских дошкольников с применением инструмента «Детский барометр».
Ознакомившись с этими и другими исследованиями ученых Московского городского педагогического университета, неравнодушные родители смогут не только лучше понять современную систему образования и своего ребенка, но и осознанно выбрать те пространства, в которых ребенок будет проводить значительную часть своей жизни и будет чувствовать себя нужным и любимым.
Обложка: Freepik.com