Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Детство в цифровую эпоху

Что сегодня важно знать о ребенке и гаджетах

Цифровые технологии сильно изменили мир. Окутав буквально каждый уголок земного шара, они привели в онлайн, в самом широком смысле этого слова, уже почти 60% мирового населения. Конечно, в число пользователей входят и дети — цифровые технологии плотно вошли и в их жизнь, оказав влияние на само детство как таковое.

Осознавая это, многие родители невольно начинают тревожиться: значит ли это, что у детей больше не будет детства в его классическом понимании? как оградить ребенка от всеобъемлющего интернета? как защитить от потенциально опасного контента в сети? Опасения родителей понятны, но, к сожалению (или к счастью), исключить гаджеты из жизни детей не получится — они уже стали привычным атрибутом нашей жизни. Но можно попытаться посмотреть на проблему под другим углом и задать вопрос иначе: как стать проводником для ребенка в мир цифровых технологий, помочь полноценно овладеть различными гаджетами и освоиться в информационном обществе?

Интересно, что в исследованиях последних лет уже почти не встречается словосочетание «экранное время», ведь сегодня его просто невозможно измерить объективно. Даже если родители старательно оберегают ребенка от излишнего контакта с гаджетом, другие цифровые продукты буквально повсюду: экран в салоне городского автобуса, интерактивные стойки в музее, цифровые игрушки, умные колонки и многое другое. Отчасти поэтому дискуссия о количестве экранного времени, о вреде и пользе экрана как такового ушла на второй план. На первый план выходят вопросы о типе устройства (например, интерактивное оно или нет) и о том, какова роль взрослого в знакомстве ребенка с гаджетом.

Источник: YouTube-канал «О воспитании научно».
Спикер – Ирина Воробьева, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Взрослым, детство которых прошло без «цифры», иногда тяжело принять тот факт, что сегодня электронные информационные устройства с самого раннего возраста становятся неотъемлемой частью жизни детей. Современные дети буквально рождаются со смартфоном в руках, они не знают мира без этой цифровой составляющей. Инфокоммуникационные технологии не просто дополняют и расширяют жизнь ребенка, но и влияют на всю структуру его деятельности как в офлайне, так и в онлайне. Все это позволяет говорить о новом социальном и культурно-психологическом феномене под названием «цифровое детство».

Мир меняется, а вместе с ним меняются и нормы «правильного» детства, декларированные психологией развития. Изменившийся образ жизни современного ребенка легко отследить и на других примерах, не относящихся к цифровым технологиям. Например, еще совсем недавно дошкольники могли играть во дворе дома одни, а родители лишь изредка поглядывали на них из окна. Сейчас же такое невозможно себе представить. Более того — родители самостоятельно гуляющих детей даже могут быть привлечены к административной ответственности за «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних».

Цифровое детство стоит рассматривать как особый исторический тип детства

Тот факт, что современные дошкольники практически мгновенно находят общий язык с любым незнакомым им цифровым устройством, как раз свидетельствует о том, что наши дети проживают другую нормативную модель детства, отличную от нашей. Стало общепризнанным, что гаджеты сегодня — важнейший агент социализации, который начинает конкурировать с семьей и школой. Особая уникальность подрастающего поколения заключается в том, что традиционные формы социализации все чаще соседствуют, вытесняются, а иногда замещаются новыми формами приобретения необходимых знаний и навыков — цифровой социализацией.

Так что же делать родителям? Ведь, с одной стороны, изолировать ребенка от цифровой среды — значит, перекрыть ему один из самых крупных и оперативных каналов получения информации, лишить одного из источников социализации, сознательно сделать «белой вороной» в обществе. С другой — оставаясь в бесконечном цифровом потоке, ребенок будет подвергаться многочисленным рискам использования цифровых устройств.

Как часто бывает, истина посередине: главная задача взрослого — понять, какие формы сопровождения ребенка при общении с «цифрой» наиболее эффективны и использовать их на практике, то есть стать для него цифровым наставником и помочь в развитии цифровой грамотности — одной из базовых компетенций современности.

Источник: Freepik.com

В 2014–2017 годах было проведено исследование Young children (0-8) and digital technology, a qualitative study across Europe («Дети младшего возраста (0–8 лет) и цифровые технологии, качественное исследование в Европе»). Исследование показало, что цифровые навыки детей развиваются с самого раннего возраста, в основном в домашних условиях, путем наблюдения и отражения цифрового поведения родителей, старших братьев и сестер. В исследовании приняли участие семьи из 21 страны, имеющие детей в возрасте до 8 лет.

Так, именно от позиции родителей (открытой, снисходительной, поддерживающей, ограничивающей или laissez-faire [невмешательство]) во многом зависит способ обращения ребенка с цифровым продуктом и те результаты, которые он получает. Важно, какую позицию занимает взрослый: помогает ли ребенку научиться, обсуждает ли с ним потребляемый контент или, наоборот, только ругает за экранное время. Были сделаны также и другие не менее интересные и значимые выводы.

Положительные мнения о педагогическом потенциале цифровых медиа чаще встречаются среди родителей с высокими цифровыми навыками и уверенностью в себе в плане владения технологиями, в большинстве своем со средним и высоким социально-экономическим статусом.

Родители, которые не поощряют педагогическое использование цифровых инструментов в школе и дома (хотя и признают их важность для доступа к информации), менее уверены в использовании технологий, их больше беспокоят возможные последствия, превышение допустимого экранного времени, неправильное использование гаджетов. Как правило, это родители более низкого социально-экономического статуса.

Уровень интеграции цифровых технологий в школе также имеет значение: дети повышают свою цифровую грамотность и улучшают digital-навыки, если их стимулирует образовательное учреждение, родители склонны более позитивно воспринимать цифровые технологии, более активно поддерживать своих детей в использовании цифровых технологий и вкладывать больше времени и ресурсов, если школа интегрирует цифровые задачи в обучение.

Итак, как же родителю стать проводником в мир осознанного пользования цифровыми технологиями?

  • Будьте примером. Если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители вместо реального общения или совместного времяпровождения «сидят» в смартфонах, бессмысленно ожидать от него другого. Дети копируют поведение и привычки родителей, поэтому стоить обратить внимание на то, как часто и по каким поводам вы сами обращаетесь к гаджетам.
  • Дайте понять ребенку, что гаджет — это дополнение к реальной жизни, а не сама жизнь. Он может улучшить ее качество, но не заменить.
  • Помогайте в освоении и использовании. Поделитесь с ребенком своим опытом использования смартфона или ноутбука, помогите найти интересные развивающие игры, приложения или сайты с полезной информацией.
  • Обсуждайте информацию, полученную ребенком при помощи гаджетов: рассказывайте, анализируйте, объясняйте.
  • Не забывайте про функцию «родительский контроль». Она поможет оградить ребенка от нежелательного контента.
  • Расскажите о правилах безопасности в интернете. Объясните ребенку, как распознать мошенников и реагировать на киберзапугивание, как следить за личными данными и защитить учетные записи.
  • Формируйте цифровую грамотность ребенка и учите быть добропорядочным гражданином цифрового мира.

Цифровое детство — новая реальность, в которой уже живет и развивается молодое поколение. Задача современного взрослого — направить ресурсы, которые открывают цифровые технологии, на пользу ребенку, а также научить его проявлять сознательность в отношении их использования.

Обложка: Freepik.com