Развивающая среда: как обустройство детской влияет на развитие ребенка
Рассказываем, как обустроить пространство детской, чтобы оно работало на благо ребенка
Многие родители уверены, что раннее развитие ребенка — залог своевременного раскрытия способностей и талантов, его успешности в будущем и высокой самооценки. На этом ловко спекулируют различные детские развивающие центры. «Авторские методики», «уникальные программы развития», — кричит реклама на листовках и баннерах. И вот уже мамы и папы подмышку с ребенком мчатся в частные детские сады и центры, чтобы организовать должное развитие своему чаду.
Однако тратить огромные деньги и физически истощаться в поиске идеального варианта совершенно необязательно. Психологи утверждают, что грамотно оборудованная детская комната способствует развитию ребенка намного больше, чем самый дорогой развивающий центр.
Даже самые увлеченные родители не могут (да и не должны) быть постоянными «аниматорами» для своих детей. В долгосрочной перспективе мы хотим, чтобы ребенок рос самостоятельным, инициативным, критически мыслил. Умел планировать, разумно рисковать, справляться с трудностями и придумывать новое. Предпосылки для этих качеств могут формироваться как раз в дошкольном периоде.
Univerсity: Города и Университеты, выпуск 4
«Как создать развивающую среду дома?»
ссылка
Давайте попробуем вместе разобраться, как обустроить детскую комнату так, чтобы предметно-пространственная среда удовлетворяла потребности ребенка и служила его интересам. Специалисты выделяют 3 основных принципа организации развивающего пространства детской:
- Место;
- Время;
- Отношения с теми, кто рядом.
Поговорим подробнее о каждом из них.
Место
Для создания развивающей среды дома не нужно много места — на помощь приходит зонирование. Оно позволит ребенку понять, где найти нужные предметы для той или иной активности, чтобы развернуть игровую деятельность.
- Малыш любит лепить и рисовать? Отведите для творчества отдельное место.
- Увлекается конструированием? Подумайте, где удобнее всего ему будет сооружать свои постройки.
- У вас растет книголюб? Поставьте книги на открытую полку, чтобы он мог самостоятельно выбрать интересную книгу.
Обратите внимание на те материалы, которые предлагаются ребенку для самостоятельной деятельности. Ведь если при взаимодействии с ними возникает ситуация запрета или ограничений («не разбрасывай по всей комнате», «аккуратнее, сломаешь», «рисуй только здесь»), то у юного исследователя попросту пропадает желание использовать то, что вызывает явное негодование со стороны родителя.
Где же хранить игрушки и материалы для творчества? Даже в дошкольном возрасте у детей разные возможности по взаимодействию с теми или иными предметами. К примеру, в 4 года ребенок уже в состоянии сам открыть коробку с конструктором или пазлом, знает, где она лежит, а значит, ему не требуется помощь взрослого, чтобы заняться любимым делом. Но если вашему малышу всего 1 или 2 года, то сразу возникают сложности, даже если все предметы будут лежать в удобных прозрачных контейнерах. Поэтому в организации игрового пространства помогут открытые полки, предметы, расположенные на уровне его глаз, и свободный доступ к материалам.

Определите условные активные зоны времяпрепровождения и спокойного отдыха. В особенности важно организовать последнюю! Уголок, где малыш может побыть один, необходимо «закрепить» за ребенком и не занимать без его разрешения. Это может быть небольшой вигвам или закуток за диваном, куда заботливые взрослые положат подушку или поставят стульчик. В этом месте ребенок сможет отдохнуть и немного побыть наедине с собой.
Игрушек и материалов для творчества не обязательно должно быть много, но они должны быть разнообразными. Также важно их соответствие возрасту. Не стоит перегружать пространство, но важно дать выбор. Здесь стоит обратить внимание на полифункциональные материалы: кусочки разноцветной и разнофактурной материи, коробки, пуговицы, веревки. Такие материалы пробуждают фантазию и развивают творческие способности.
Время
Согласитесь, времени на игру у ребенка дошкольного возраста гораздо больше, чем, к примеру, у школьника. Но, стоит посмотреть внимательнее, достаточно ли этого времени ребенку, чтобы успеть воплотить свой замысел: отправиться на поиски сокровищ или сразиться с драконом, соорудить крепость из подушек или испечь пирог в воображаемой духовке?
Если сокровища так и остаются не найденными из-за необходимости идти чистить зубы и ложиться спать, то обратите внимание на распорядок дня ребенка и подумайте, как оптимизировать его так, чтобы у него было больше времени для свободной игры. Если вы все продумали, и времени на воплощение фантазий осталось достаточно, но игра все-таки требует продолжения или завершения, дайте ему эту возможность. Малыш строит дом из кубиков и не успевает возвести стены? Не стоит заставлять его убирать конструктор в ящик перед сном — позвольте оставить конструкцию для продолжения игры на следующий день.
Развивающее пространство, какое оно?

Отношения с теми, кто рядом
Последний по счету, но не последний по значимости критерий в создании развивающей среды — отношения с близкими и любящими взрослыми. Ведь участие родителей в жизни ребенка — залог гармоничного развития и устойчивого психического здоровья ребенка в период взросления. Задумайтесь, как часто вы разговариваете с сыном или дочерью (даже если они еще не могут ответить), читаете вместе книжки, проявляете искреннюю вовлеченность, окружаете заботой и вниманием. Совместная игра, поддержка детских идей и выборов, обучение новому и соучастие в значимых делах — все это важные части пазла, из которых складываются теплые и доверительные отношения.
Вместо итога
Даже в самом оснащенном и самом современном развивающем центре ребенок не получит того, что ему могут дать любящие мама и папа дома. Уделив немного времени правильной организации домашней среды, родители сделают ребенку неоценимый подарок, который поможет ему расти самостоятельным и инициативным, научит принимать решения и не бояться трудностей, сформирует здоровую и цельную личность.
Свобода творчества и самовыражения, уважение личности и создание условий для познания мира, искренняя родительская вовлеченность — все то важное, что действительно необходимо для детского развития.
Больше узнать о том, как создать дома развивающую среду, можно, посмотрев видеоролик Ирины Воробьёвой. В нем эксперт по оценке качества образовательных пространств с международной сертификацией и ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ подробно расскажет обо всех секретах среды, работающей на гармоничное развитие вашего малыша.
Авторы текста: Наталия Кондратьева, Татьяна Сандакова
В публикации использованы графические и иллюстративные материалы с сайта Freepik.com