научно-просветительский портал МГПУ

Как выбрать детский сад: осознанный выбор неравнодушного родителя

Почему выбор пространств, в которых ребенок проводит время, очень важен для развития и формирования его личности?

Родители приводят ребенка в детский сад. Вроде бы событие вполне заурядное: раз возраст подошел – значит, пора. Однако в этот момент родители впервые сталкиваются с ситуацией, когда другие люди начинают целенаправленно что-то делать с их ребенком. Обычно мы просто доверяем воспитателю, так как он профессионал и сможет понять, что для ребенка лучше. Мы доверяем и детскому саду, и программе, по которой в нем работают. 

Но ведь и воспитатели по-разному общаются с детьми, и образовательные программы в разных садах разные, и режим дня отличается от привычного, и даже дизайн пространства не похож на тот, что был дома. Все это безусловно влияет на ребенка. Как же не ошибиться и выбрать тот сад, который подойдет ребенку и в котором ему будет комфортно?  

Не существует единой, истинно-правильной программы, по которой работают со всеми дошкольниками

В одном саду реализуют программу «От рождения до школы», в другом – идеи Монтессори-педагогики, третий использует вальдорфский метод, а четвертый работает в рамках Реджио-подхода. И это разговор не про то, что лучше, а что хуже, а про то, что в одном и том же возрасте можно воспитывать детей по-другому, иначе. И зависит это не просто от личных качеств воспитателя, а как раз от реализуемой в детском саду программы.

Поэтому перед тем, как сделать выбор в пользу детского сада, который хвалят все знакомые родители, важно понять, насколько предлагаемая программа детского сада подходит именно вашему ребенку и соотносится с вашими представлениями о его благополучии и развитии. Чтобы лучше разбираться в тонкостях дошкольного образования, предлагаем познакомиться с некоторыми исследованиями.

Оценивать качество образования в детском саду — задача экспертов, у которых для этого есть специальные инструменты. Однако родителям все равно важно знать, на какие параметры обращают внимание специалисты, вынося свой вердикт. Среди них: 

  • предметно-пространственная среда;
  • присмотр и уход за детьми;
  • условия для развития речи и мышления;
  • условия для организации различных видов детской активности;
  • характер взаимодействия участников образовательного процесса;
  • структура дня (распределение времени на различные виды деятельности);
  • возможности для партнерства с родителями в создании образовательной среды;
  • работа с педагогами.

Родителю, который впервые ведет ребенка в детский сад, перечисленный список может показаться абсолютно непонятным:

  • на что именно обращать внимание?
  • как должно быть, а чего нельзя допускать ни в коем случае?

Разобраться поможет видеоролик «Как выбрать детский сад: чек-лист для родителей». Он адресован родителям, столкнувшимся с проблемой выбора детского сада.

Спикер – Анастасия Белолуцкая, заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Следующие пункты являются своеобразным чек-листом, который поможет сделать выбор, полезный для вашего ребенка.

Качество общения. Наличие бассейна, свежий ремонт, кружок по изучению иностранного языка — вторичны. Задайте себе вопрос: можно ли назвать отношение воспитателей к детям заинтересованным и доброжелательным? Если ответ отрицательный, если в группе унижают, окрикивают или даже просто общаются пренебрежительным тоном, то задумайтесь о смене детского сада, группы или воспитателя. 

Обратите внимание на то, как происходит встреча детей утром и прощание с ними вечером. Воспитатель должен показать ребенку, что его присутствие значимо, что его заметили, что он интересен и нужен. 

Ознакомьтесь с графиком дня группы и оцените количество свободной игры: важно, чтобы дети имели возможность действовать по собственному замыслу, в свободном режиме. Хорошо, если ребенок имеет час и более свободного от занятий времени. 

Внимательно посмотрите на поделки, которые дети делают в группе: в идеале они должны отличаться друг от друга у всех детей. Если поделки разные, это хороший знак: это говорит о том, что дошкольники имеют возможность делать так, как задумали они, а не копировать образец, показанный воспитателем. 

Формат праздников. Если праздник похож на так называемый отчетный концерт, когда родители и воспитатели сидят в зрительном зале, а дети выступают на сцене, это говорит о деструктивном способе выстраивания образовательных отношений. Красивому празднику предшествуют десятки изнуряющих репетиций, из-за которых дети испытывают колоссальный стресс.

Давайте спросим у детей

В исследовании, получившем название «Детский барометр», было опрошено множество детей из дошкольных образовательных учреждений Москвы, что позволило узнать, чем воспитанникам больше всего нравится заниматься в детском саду, а что вызывает отторжение; каковы их интересы и насколько они совпадают с родительскими представлениями об этих интересах; как дети воспринимают детский сад, и чего им в нем не хватает. 

Когда радостно в детском саду? 

Холодова О. Л., Воробьева И. И., Крашенинников Е. Е., Логинова Л. В. «Детский барометр». Исследование эмоционального благополучия ребенка 6-7 лет в детском саду: голос ребенка и голос родителя. // Современное дошкольное образование. 2020. № 1 (97). С. 38-53.

«Нам было важно услышать “голос ребенка”, его отношение к детскому саду, узнать, что его радует, а что приносит дискомфорт», — говорят специалисты.

Когда грустно в детском саду? 

Холодова О. Л., Воробьева И. И., Крашенинников Е. Е., Логинова Л. В. «Детский барометр». Исследование эмоционального благополучия ребенка 6-7 лет в детском саду: голос ребенка и голос родителя. // Современное дошкольное образование. 2020. № 1 (97). С. 38-53.

Исследование показало, что дети 6–7 лет могут выражать свое мнение и отношение к происходящему в детском саду, благодаря чему авторы сделали интересные и немаловажные выводы: 

организованные формы деятельности интересны детям менее, чем свободная деятельность;
есть несовпадения детских и взрослых оценок по важным для ребенка вопросам; 
дети запоминают конфликты в саду и им важно, как педагог разрешает эти конфликты. 

Что делает воспитатель, когда ребенка обижают другие дети? 

Холодова О. Л., Воробьева И. И., Крашенинников Е. Е., Логинова Л. В. «Детский барометр». Исследование эмоционального благополучия ребенка 6-7 лет в детском саду: голос ребенка и голос родителя. // Современное дошкольное образование. 2020. № 1 (97). С. 38-53.

В 2022 году эксперты презентовали иллюстрированный дайджест, созданный на основе исследования эмоционального благополучия московских дошкольников с применением инструмента «Детский барометр».

Ознакомившись с этими и другими исследованиями ученых Московского городского педагогического университета, неравнодушные родители смогут не только лучше понять современную систему образования и своего ребенка, но и осознанно выбрать те пространства, в которых ребенок будет проводить значительную часть своей жизни и будет чувствовать себя нужным и любимым.

Обложка: Freepik.com