Следующая остановка — «Светлое будущее»: история названий станций метро Москвы
Идеология и прагматизм: как советские и российские власти выбирали названия
Любая станция московского метро существует внутри своего исторического контекста. Например, сложно представить, что «Улицу Коминтерна»* открывают сегодня. Сцена с мэром, перерезающим у ее входа ленту, больше тянет на эпизод из абсурдистского кино. А вот появление «Улицы Коминтерна» в 30-х — событие закономерное.
*Коминтерн (коммунистический интернационал) — организация, объединявшая компартии разных стран. «Улица Коминтерна» — это старое название станции «Александровский сад».
Но есть станции, которые могли появиться когда угодно — хоть в 30-е, хоть в 90-е, хоть сейчас. Та же «Дмитровская» или «Цветной бульвар». Идеологического подтекста в них нет — но при этом сама тенденция на «географические» названия не случайна.
Сегодня московское метро — это более 260 станций — и даже самое нейтральное название указывает на то, что происходило (или не происходило) в России в определенный отрезок времени. Чтобы узнать, по какому принципу они выбирались, мы обратились к исследованию ученых института иностранных языков МГПУ — рассказываем, что известно об истории названий станций метро.
1935–1945: сталинизм и первые станции метро
На дворе 30-е с их идеологией и помпезными постройками, а в Москве начинается строительство метрополитена.
Появляются первые станции метро, среди которых:
- «Библиотека имени Ленина», «Завод имени Сталина» (бывшее название станции «Автозаводская») — как отсылка к объектам, которые названы в честь политических деятелей;
- «Маяковская» и «Парк культуры имени Горького» — в честь деятелей культуры;
- Станция «Улица Коминтерна» (старое название станции «Александровский сад») — как отсылка к коммунистическому интернационалу;
- «Аэропорт», «Динамо» (как отсылка к названию стадиона «Динамо») — как отсылка к названию объектов, символизирующих технологический прогресс;
- «Арбат», «Красносельская», «Красные Ворота», «Сокольники» — как отсылка к названию бывших деревень и поселений;
- «Киевская», «Белорусская», «Курская» — как отсылка к названию вокзала;
- «Площадь Свердлова» (старое название станции «Охотный ряд»), «Площадь Революции» — как отсылка к названию улиц.
В те годы правительство преподносит столичное метро как символ «новой жизни» и использует его в качестве «мягкой силы» для продвижения идеологии. Это выражается в названиях первых станций метро и архитектуре: в вестибюлях устанавливают мраморные колонны, мозаичные панно, барельефы и статуи, а на стенах изображают сцены из жизни советских людей (если быть точнее — счастливых советских людей). Кроме того, власти стремятся сохранить связь жителей с историей страны, а потому часть названий первых станций метро связывают с бывшими поселениями.
1946–1960: московское метро в послевоенный период
На первом плане — пережитая война. Отсюда названия, которые отсылают к темам войны и мира. Так появляются станции:
- «Партизанская» — как воспоминание о войне;
- «Мир» (бывшее название станции «Алексеевская») и «Проспект Мира» — как стремление страны к миру;
- «Багратионовская», «Кутузовская» — в честь военачальников Отечественной войны 1812 года.
Но не все станции называют по такому принципу. К примеру, также появляются:
- «Водный стадион», «Речной вокзал», «ВДНХ» — как символы послевоенного индустриального прогресса;
- «Ждановская» (бывшее название станции «Выхино») и «Войковская» — в честь революционеров и политические деятелей;
- «Краснопресненская», «Октябрьская» — как напоминание о революционном прошлом страны;
- «Фили», «Кунцевская» — как отсылки к бывшим поселениям;
- «Калужская», «Рижская» — как отсылки к другим городам;
- «Волгоградский проспект» — как отсылка к проспекту.
То есть прослеживаются три основные темы в выборе названий: война, индустриальный прогресс, географическое положение.
60-е и 70-е: метрополитен в период застоя
Цены на нефть растут, и это позволяет откладывать социально-экономические реформы. Но метро всё также развивается: открывают Филевскую и Рижскую линии, достраивают несколько участков на других шести линиях.
Станции, которые появляются в те годы:
- «Крылатское», «Преображенская площадь» — как отсылка к названию сел;
- «Измайловская» — как отсылка к названию проспекта и лесопарка;
- «Каховская», «Каширская», «Волгоградский проспект» — как отсылка к названию шоссе, улицы, проспекта;
- «Новые Черемушки» — как отсылка к названию реки Черемха;
- «Пионерская», «Молодежная», «Академическая», «Профсоюзная», «Первомайская», «Пролетарская» — как отсылка к пролетариату (рабочему классу СССР), который олицетворял индустриальный и социальный прогресс общества;
- «Проспект Вернадского», «Ленинский проспект», «Ждановская» — в честь известных личностей эпохи.
80-е и 90-е: метро в годы позднего СССР
Ни о какой идеологии речи не идет: страна переживает кризис. Знаковых объектов вроде парка «ВДНХ» или стадиона «Динамо» тоже не появляется. Отсюда — максимально нейтральные названия.
Появляются 37 станций, среди которых:
- «Отрадное», «Орехово», «Дубровка» — как отсылка к названиям поселений;
- «Цветной бульвар», «Нахимовская» (от Нахимовского бульвара) — как отсылка к названиям бульваров;
- «Дмитровская», «Севастопольская», «Римская», «Пражская» — как отсылка к названиям городов;
- «Чеховская» — в честь писателей;
- «Менделеевская» — в честь ученого.
Итог: почти 37 станций называют по географическому принципу, и всего 6 — в честь известных личностей.
Нулевые и наши дни: современные станции
Опять же — все названия максимально нейтральные. Их выбирают:
- По географическому принципу: «Раменское», «Подольск» — как отсылка к названиям соседних городов. Вообще, названия 30 из 80 новых станций связаны с географическим положением, и это прагматичный подход: когда названия метро и местности совпадают, проще ориентироваться.
- С отсылкой к известным личностям, а также улицам, названным в их честь: «Фонвизинская», «Тимирязевская», «Генерала Скобелева», «Улица Горчакова», «Улица Дмитриевского» и «Мичуринский проспект». То есть мы вновь видим обращение к истории.
Вывод: прагматизм, а также стремление сохранить историческую память и национальную идентичность — этими принципами руководствуются при выборе названий для новых станций московского метро сегодня.
2024–2030: новые станции московского метро
Все названия новых станций московского метро будут связаны с географическим положением: «Крымская», «Севастопольский проспект», «Потапово», «Серебряный Бор», «Красногорская», «Вавиловская», «Коммунарка», «Звенигородская», «Бульвар Генерала Карбышева» и так далее. Сюда же относятся станции, название которых будет отсылать к объектам, находящимся рядом: «ЗИЛ» (бывший завод), «Университет Дружбы Народов», «Тютчевская» (рынок).
Подведем итог: история названия станций метро так или иначе отсылает нас к истории самой страны. Каждому десятилетию присущи свои тенденции: и если в 30-е сильно сказывалась идеология, то сегодня названия станций метро все больше базируются на географическом принципе. Не исключено, что в ближайшем будущем появится новая тенденция — и она отразит принципы своего времени.
Авторы исследования:
Вероника Никитина, кандидат филологических наук, эксперт в области теоретической лингвистики, перевода и переводоведения, доцент кафедры языкознания и переводоведения ИИЯ МГПУ
Ольга Сулейманова, доктор филологических наук, эксперт в области теоретической лингвистики, семантики, перевода и переводоведения, профессор кафедры языкознания и переводоведения ИИЯ МГПУ
Обложка: Никита Пичугин на Unsplash