Как пешеходная доступность помогает городу увидеть человека
15-минутные города: концепция с заботой о человеке
Сегодня мы много говорим о транспортной доступности и мало о пешеходной. А ведь каждый автомобилист, каждый пассажир общественного транспорта — по умолчанию пешеход. И потому сделать городское пространство более удобным и доступным для пешеходов — одна из приоритетных задач современных городов. Давайте узнаем, как же решается эта проблема.
Разберемся в термине
Понятие «пешеходная доступность» имеет несколько значений.
В первом случае — это возможность добраться до какого-либо городского объекта без использования транспортных средств. Почему это важно? Например, имея в шаговой доступности магазин, в котором можно купить все необходимые продукты, горожанин снижает количество пробок: ему больше не нужно ехать в гипермаркет, расположенный, условно, на МКАДе.
Кстати, здесь стоит вспомнить об идее 15-минутного города, когда все необходимое для комфортной жизни — от магазина до места работы или учебы — есть рядом с домом. Именно по этому принципу проектируется большинство новостроек.
Во втором случае, пешеходная доступность — возможность всех категорий граждан самостоятельно воспользоваться ресурсами города. Наиболее ярким примером (а точнее — антипримером) здесь, пожалуй, является инфраструктура старых станций московского метрополитена: например, отсутствие лифта для спуска в метро становится для маломобильных людей настоящей проблемой и делает невозможным самостоятельное пользование объектами города.
Меня это (не) касается?
Когда речь идет о маломобильных группах населения, чаще всего мы, в первую очередь, думаем об инвалидах или людях с временными нарушениями здоровья. Однако согласно нормативным актам, к этой же категории относятся люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками или маленькими детьми, тележками, багажом и т. д. Это значит, что в тот или иной момент жизни, скорее всего, каждый из нас причислялся к группе маломобильных граждан. И именно по этой причине суметь воспользоваться пешеходной инфраструктурой должен каждый: это один из главных принципов построения пешеходных маршрутов — принцип универсальности.
Принципы универсального дизайна на практике
Как же создавать удобные пешеходные маршруты?
Снизить число ступеней, лестниц и различных перепадов высот на всей длине маршрута. «Например, самым правильным вариантом пересечения между дорожным полотном и пешеходным тротуаром является поднятие уровня дорожного полотна до уровня тротуара», — говорит Екатерина Барсукова, дизайнер и научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.
Прокладывать дорогу так, чтобы, идя по ней, пешеход совершал минимальное физическое усилие. Проще говоря, этот маршрут должен быть той самой «короткой дорогой» от точки А до точки Б. Кстати, горожане успешно исправляют ошибки проектировщиков самостоятельно, протаптывая новые пешеходные маршруты вдоль газонов. «Это не значит, что люди плохо воспитаны, — объясняет эксперт МГПУ. — Это значит, что человек, который прокладывал дорожки, не продумал грамотно минимальный маршрут».
Направить усилия на предотвращение ошибок. В мегаполисе, где пешеходные маршруты проходят бок о бок с автомобильными дорогами, ошибки в системе автомобильного транспорта должны быть учтены при проектировании. Дизайн дорожной инфраструктуры должен предупреждать водителя о приближении к пешеходной зоне на всех уровнях восприятия: визуальном (знаки, разметка), тактильном (плитка, зебра), звуковой (сигналы светофоров).
Хочу знать больше о проектировании пешеходных пространств
Универсальность — лишь один из принципов, помогающих проектировать пешеходные маршруты, удобные всем жителям города. О том, как обеспечивается безопасность пешеходных зон и как эстетика влияет на психологический комфорт пешехода, подробно рассказала Екатерина Барсукова в видеоролике «Комфортный город: пешеходная доступность», входящем в открытый онлайн-курс МГПУ «Качество жизни в городе».
Эксперты рекомендуют
Еще больше углубиться в тему помогут следующие источники:
Автор текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com