Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Авто VS общественный транспорт: кто победит в гонке за город?

Почему расширение дорог не спасет мегаполис от пробок и что с этим делать

Исследования* показывают, что жители мегаполисов проводят около 2-3 часов в день в транспорте. Увы, это — своеобразная плата за стремительный рост городов и урбанизацию. Смиряясь с неизбежностью, горожане часто отдают предпочтение личным автомобилям: «Если и стоять в пробках, то хотя бы в комфорте: в своем доме на колесах с кондиционером летом и системой обогрева зимой».

Однако несмотря на удобство личного транспорта для отдельно взятого человека, автомобиль является большой проблемой для города в целом. Почему — разберемся в статье.

* Источник — исследование уровня пробок в разных городах мира, проведенное компанией TomTom в 2021 году.

Почему так важна транспортная доступность

Одним из показателей, с помощью которого можно измерить уровень жизни, является Индекс человеческого развития (HDI): он включает в себя ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования и доход.

Казалось бы, при чем здесь транспорт?

«Транспорт пронизывает каждую сферу жизни человека, особенно в большом городе. Чтобы получить образование, нам нужно добраться до места учебы. Чтобы получать доход, нам нужно работать и приезжать на работу. Чтобы участвовать в культурной жизни города, мы должны посещать музеи и театры», — объясняет Антон Агапов-Стрижаков, выпускник магистерской программы МГПУ «Проектирование городских образовательных инфраструктур».

Получается, что транспортная доступность напрямую влияет на качество жизни каждого горожанина.

Почему транспортная сфера развивается, но не улучшается

Одной из приоритетных задач транспортной стратегии Российской Федерации до 2035 года является повышение мобильности населения и доступности транспортных услуг. Это говорит о том, что городские власти понимают: от того, насколько поездки по городу комфортны и быстры, зависит самочувствие и уровень благополучия пассажиров. В городе появляется больше развязок, добавляются дорожные полосы.

Другой стороной медали становится сужение пространства для пешеходов: там, где могли быть озелененные прогулочные зоны, появляются многополосные шоссе. Вместе с расширением дорог неминуемо растет и количество автомобилей на них, а значит, и пробок. Последние ведут к росту загазованности и, как следствие, ухудшению экологии.

«Использование велосипеда или передвижение пешком — важная альтернатива автомобилю, но общественный транспорт — единственное решение для перевозки внушительного количества пассажиров на большие расстояния без использования дефицитного городского пространства.

Ни один другой вид транспорта не может обеспечить перевозку десятков тысяч людей в час на ширине одной полосы движения».

The Washington Post
 Why cars and cities are a bad match
ссылка

Из личного в общественный: 6 причин сменить средство передвижения

В России идея снижения числа автомобилей часто сталкивается с возражениями автолюбителей. И это понятно, ведь отказаться от личного комфорта в пользу благополучия общей массы городских жителей довольно непросто. Тем не менее посмотрим на плюсы, которые имеет общественный транспорт.

  • Вместительность. Чаще всего в одной машине едет не более двух человек. Получается, что в пробке из 100 автомобилей, будет находиться около 200 человек. Такое же количество пассажиров могли бы перевести всего два современных автобуса или трамвая.
  • Скорость. В часы пик общественный транспорт оказывается быстрее, удобнее и безопаснее за счет выделенных полос, что помогает объезжать пробки и существенно сокращать временные затраты.
  • Экономия. По оценкам R-Media, только траты на топливо в Москве достигают около 50 тысяч рублей в год. Общественный транспорт обходится значительно дешевле: стоимость годового проездного по тарифу «центральный» — 19500 рублей, по тарифу «пригород» — 24450 рублей.
  • Современность и комфорт. Салоны метро, трамваев и автобусов становятся все более удобными, а транспортная инфраструктура — более цифровой. На остановках и в салонах общественного транспорта появляются разъемы для зарядки электронных устройств. Информационные табло и мобильные приложения позволяют быстро узнать, через сколько минут приедет нужный автобус. Благодаря кондиционерам проще переносить летний зной, а брать с собой и специально пополнять билеты больше не нужно — можно воспользоваться банковской картой и даже телефоном для оплаты проезда.
  • Экология. Немаловажным фактором, говорящим в пользу общественного транспорта, является и забота об окружающей среде. Современные технологии позволяют снизить выбросы вредных веществ в атмосферу практически до нуля — за это стоит поблагодарить трамваи и электробусы.
  • Время в пути с пользой. Управляя автомобилем, водитель вряд ли будет параллельно читать книгу, ведь он вынужден внимательно следить за дорогой. Отдавая же предпочтение общественному транспорту, пассажир может более продуктивно провести время в пути: заняться изучением иностранного языка, посмотреть сериал или даже просто «помедитировать» на стоящих в пробке автомобилистов и пролетающие мимо здания.

Город в режиме ожидания

Автомобильные пробки с каждым годом все больше зажимают мегаполисы в тиски. Одним из наиболее эффективных способов разжать их и позволить городу вдохнуть полной грудью является выбор горожанами общественного транспорта. О том, какие еще меры можно предпринять для того, чтобы город задышал полной грудью, а бурная жизнь в нем не останавливалась с наступлением часов пик, рассказал Антон Агапов в видеоролике «Как транспорт влияет на качество жизни горожанина».

Автор текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com

Публикации по теме