Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Общественный транспорт: что мы о нём (НЕ) знаем?

Разбираемся в том, как устроен городской транспорт и почему за ним будущее

Отказываясь от личного транспорта, горожане избавляют город от ненавистных пробок. Однако потребность людей совершать поездки из пункта А в пункт Б никуда из исчезает, и на помощь здесь приходит общественный транспорт во всем его многообразии. Сегодня поговорим о распространенных заблуждениях, связанных с общественным транспортом и его развитием.

Но для начала предлагаем читателю проверить себя: как вы думаете, какие из перечисленных ниже утверждений верны?

  • общественный транспорт должен приносить городу прибыль;
  • общественный транспорт, в частности трамваи, мешают мобильности, в то время как маршрутки способны легко заменить его;
  • метро — лучшее решение для города и должно быть в каждом городе с населением более миллиона человек.

Правильный ответ — ни одно. Почему это так, разберемся ниже.

Транспорт — это часть инфраструктуры города

И уже только этот факт объясняет, почему у общественного транспорта нет задачи генерировать прибыль. Он должен быстро и эффективно перевозить пассажиров. Какая выгода от этого городу? «В городе, где есть хороший городской транспорт, хорошо бизнесу: рестораторам, владельцам кафе и магазинов», — объясняет Антон Агапов, эксперт лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Делая горожан мобильными, общественный транспорт тем самым стимулирует косвенный доход во всех других сферах, многократно перекрывая любые вложения.

Маршрутки: городские паразиты или удачная замена автобусам и трамваям?

Если главная задача общественного транспорта — делать пассажиров мобильными, то что не так с маршрутками? Ведь они намного «юрче» в дорожном потоке, могут остановиться там, где удобно пассажиру, да и ждать маршрутку на остановке практически не приходится: уходит одна — приходит другая.

Одна из главных проблем маршруток — их вместимость, ведь чтобы перевезти 100 человек понадобится не менее 6–7 маршруток, в то время как все они свободно могли бы разместиться в одном современном и комфортном автобусе. Итог тот же, что и с личными автомобилями, — пробки и увеличенная загруженность дорог. О проблеме городских заторов ранее мы говорили здесь.

Метро — панацея не для каждого города

В советское время каждый город с населением более миллиона человек получал право на строительство метрополитена. Вот только оказалось, что метро не всегда становится панацеей для решения транспортных проблем. Так случилось и с Казанью, которая к 2005 году достигла заветной отметки в миллион человек и открыла метро. Увы, от этого город не получил никаких преимуществ. Сегодня станции казанского метрополитена функционируют в режиме экономии электроэнергии, эскалаторы не работают вовсе, а поезда ходят с интервалами 10–15 минут.

Оказалось, что пассажирам удобнее пользоваться наземным транспортом, остановки которого расположены гораздо ближе к дому, вместо того, чтобы добираться до станции метро и ждать поезд ради 20-минутной поездки (а именно столько занимает поездка до конечной станции).

Формула успеха

«Нужно соизмерять свои желания с возможностями и необходимостью твоего города. Городской транспорт — это важная часть экономики города, и мы всегда должны критично относиться к тому, какой транспорт есть в нашем городе и каким мы хотим его видеть», — заключает эксперт.

А узнать больше о том, как развивалась и развивается транспортная инфраструктура, как мегаполисы решают проблемы мобильности горожан и какие города мира лидируют по качеству и удобству общественного транспорта, можно в видеоролике Антона Агапова «Городской транспорт», входящем в открытый онлайн-курс МГПУ «Качество жизни в городе».

Эксперты рекомендуют

            Тема развития городов и городской инфраструктуры увлекла вас? Тогда обратимся к литературе. Вот, что рекомендуют почитать эксперты:

1. «100 советов мэру» (М. Кац, И. Варламов);

2. «География городов» (Г. Лаппо);

3. «Счастливый город» (Ч. Монтгомери);

4. «Битва за города. Как изменить наши улицы?» (Дж. Садик-Хан, С. Соломонов).


Автор текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com

Публикации по теме