Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Ода о нелюбви: почему нам не нравится современная архитектура

Почему большинство жителей не хочет видеть современные здания на улицах города? Отвечают психологи

О вкусах спорят.

Поспорить можно с кем угодно и о чем угодно — но только не со статистикой. Итак, предлагаем сегодня поговорить об архитектуре и наконец выяснить, кого среди нас больше: сторонников современного хай-тека или приверженцев классических архитектурных традиций? А главное — попробуем разобраться, почему это так.

Современных зданий все больше, но хотим ли мы их видеть?

Специалисты Института специального образования и психологии МГПУ провели исследование особенностей эстетического восприятия различных архитектурных объектов, в котором приняли участие 645 респондентов из разных городов России в возрасте от 15 до 48 лет.

Выяснилось, что подавляющее большинство жителей больших и малых городов предпочитают классические стили в архитектуре: классицизм, триумф, магно. А вот современные стили выбирают только около четверти опрошенных.

Интересно, что классическую архитектуру предпочитает не только старшее поколение: многие подростки и молодые люди также выступают «за» классику. Причем, по мнению студентов и школьников, сегодня их города меняются не в лучшую сторону.

Деконструктивизм, ты мне не мил: что не так с современной архитектурой

Архитектура, как и всё городское пространство, влияет на нас. Этот факт не раз подтверждался различными исследованиями, о некоторых из которых мы писали ранее.

В окружении одних зданий мы ощущаем себя защищенными, в окружении других — уязвимыми и потерянными. Но это только часть картины. Исследователи говорят, что мы также невольно впитываем ценности той эпохи, в которую были созданы здания. Поэтому ученые не видят ничего удивительного в том, что горожане выбирают классику. По их словам, это закономерно — это культурный код.

Немного истории: в период античности классическая архитектура базировалась на принципе устойчивости. По мнению психологов, этот принцип был выбран не случайно — таким образом проявлялось стремление общества к стабильности и сохранению традиционных ценностей. И, как мы видим, с тех пор в этом плане мало что поменялось: общество по-прежнему нуждается в стабильности. При этом прочность новых построек, как говорят исследователи, оставляет желать лучшего: виной тому высокая стоимость строительных материалов и необходимость в ускорении темпов работ.

Не прочностью единой. Античная архитектура также базировалась на двух других принципах — пользе и красоте. Сегодня же, продолжают исследователи, «современные строители стремятся обеспечить максимальный комфорт пользователя при полном игнорировании каких бы то ни было высших потребностей человека в красоте, изяществе, приверженности общественным идеалам».

Так, красота (в ее классическом понимании) отходит на второй план, на что, в свою очередь, жалуются застройщики, следующие жестким рамкам заказчиков. По их словам, наиболее пренебрежительное отношение к архитектурной форме проявляется в деконструктивизме, ведь в его основе лежит целая философия демонстративного отречения от каких-либо канонов и традиций.

«Хаотичность и эпатаж в сочетании с отсутствием рациональности — отличительные черты деконструктивизма. По задумке приверженцев этого стиля, и сами здания, и предметы интерьера должны жить своей собственной жизнью. Вероятно, люди, находящиеся в окружении подобных зданий, тоже должны руководствоваться принципом абсолютного индивидуализма, уподобляясь разрозненным элементам, из которых состоят эти постройки».

Univercity: Города и Университеты, выпуск 7
«Город будущего: безликий хай-тек или возрождение классической архитектуры»
ссылка

Исследователи даже говорят о «примитивном вандализме», сравнивая деконструктивизм с инфантильным подростковым протестом. При этом, отмечают они, современная архитектура буквально пронизана утопической идеей мультикультурализма, она хочет быть «понятной» каждому, в результате чего разрушается какой-либо намек на национальную идентичность. Как итог: абсолютно гладкие, «холодные», а главное — безликие поверхности.

Но вернемся к статистике. Выявлена следующая закономерность: те, кто предпочитают современную архитектуру, как правило, относятся к антропоцентричному типу личности. Их основные ценности сконцентрированы на удовлетворении индивидуальных потребностей. А вот те, кто тяготеют к классике, представляют социоцентрический тип личности. Они стремятся к развитию общества (через самореализацию) и отстаивают традиционные представления о морали. К слову, этот факт был выявлен учеными и в ранних исследованиях, с результатами которых можно ознакомиться здесь.

В каком городе мы будем жить в будущем

Поиск конкретных архитектурных форм будущего — предмет для нового исследования. А пока, говорят ученые МГПУ, мы можем зафиксировать два возможных пути развития:

Первый — следовать современной практике городского строительства, ведущей к духовной дегенерации, и в конечном итоге к уничтожению культуры.

Второйновый виток возрождения традиционных культурных ценностей, включая возвращение принципов классической архитектуры.

Исследователи добавляют: «Бессмысленно прогнозировать, какие именно формы примут классические идеалы в архитектуре нашего времени. Можно лишь предположить, что возвращение классических традиций вернет городскому ландшафту его соразмерность с пропорциями человеческого тела. Возвращение уютной городской застройки со сравнительно неширокими улицами и вплотную друг к другу стоящими домами небольшой этажности при том, что большая часть транспортных потоков будет переведена в подземные туннели».

Тем временем в самом сердце города, по адресу 1-я Тверская-Ямская улица, 21, расположился бизнес-центр «Фор Виндс Плаза» (2008), выполненный в духе современной стилистики. Совсем недавно архитектурное бюро Скуратова презентовало проект «узких» небоскребов на ЗИЛе. Как говорится, just saying…


Обложка: Freepik.com

Публикации по теме