Арт-терапия и нейропсихология в обучении школьников: как творчество влияет на мозг
Эксперт МГПУ о пользе творчества и включении арт-терапии в образовательный процесс
Арт-терапию обычно воспринимают как способ диагностики и коррекции психоэмоционального состояния. Однако ее можно использовать и в школе — для развития моторики, пространственных представлений, зрительно-конструктивного мышления и самопознания.
О том, каким образом связаны творчество и мышление и как можно внедрить арт-терапию в образовательный процесс рассказывает доцент дирекции образовательных программ МГПУ, мастер арт-терапевтических практик Светлана Покровская.
Связь нейропсихологии с арт-терапией
Нейропсихология — это наука, которая изучает работу мозга и то, как мозг обеспечивает психические процессы.
Ученые-нейропсихологи стремятся выяснить, каким образом мы чувствуем, запоминаем и воспринимаем информацию, а также выявить инструменты, с помощью которых человек может заниматься самопознанием и развивать высшие психические функции: память, мышление, внимание, восприятие, воображение, речь. В числе таких инструментов — методы арт-терапии.

Мозг и творчество: как работает арт-терапия
Можно рассматривать арт-терапию как тренинг когнитивных процессов. Арт-терапия — это всегда создание творческого продукта. А создание нового объекта или воссоздание существующего помогает поддерживать активность лобных отделов мозга, которые отвечают за контроль, самоконтроль и регуляцию деятельности.
С одной стороны, процесс творчества — это путь от замысла к результату: человек выстраивает план действий и подбирает способы достижения цели. То есть фактически реализует целую программу, которая воплощается в любом творческом продукте. Разворачивание такой сложной схемы — это и есть функционал лобных структур мозга. С другой стороны, творчество дает ощущение контроля над ситуацией, а это повышает уверенность человека в собственных силах. Таким образом, арт-терапия также может помогать в формировании позитивной самооценки.
Кроме того, создание художественных работ способствует улучшению нейродинамики — повышает активность мозга и его готовность к решению сложных когнитивных задач. Это значит, что арт-терапия помогает улучшить работу ключевых структур мозга, отвечающих за когнитивные функции.
Арт-терапия особенно полезна жителям больших городов, которые, как правило, чаще других испытывают сильный информационный и психологический стресс. Из-за высокой конкуренции и многозадачности они вынуждены все время по максимуму задействовать свои психические процессы и высшие психические функции.
Нейропсихология творчества: как разные виды творчества влияют на работу мозга
Рассмотрим две большие категории: творчество, связанное с использованием цвета и творчество, требующее моторных действий.
Любое творчество, где мы работаем с цветом
Цвет влияет на активность человека и его настроение. К примеру, считается, что красный повышает концентрацию внимания и реактивность, синий и зеленый — расслабляют нервную систему, а фиолетовый — возбуждает ее. Но в жизни все несколько сложнее.
Дело в том, что все мы испытываем субъективные ощущения от различных цветов. Более того, в сознании каждого человека закреплен индивидуальный цветовой код, и в силу травматического опыта даже самый спокойный цвет может вызывать сильную негативную реакцию. Так что кого-то синий будет угнетать, а красный — расслаблять.
Поэтому арт-терапия, в частности изотерапия, основана на свободном выборе цветов и свободном творческом самовыражении. За счет такого подхода мы начинаем лучше понимать свое состояние и получаем возможность влиять на эмоции и менять свое настроение, что оказывает еще и психотерапевтический эффект. К слову, мы нередко используем цвет для улучшения своего внутреннего состояния, даже не осознавая этого: например, покупаем обои другого цвета в периоды жизненных кризисов. Но главное, что с помощью различных цветов мы можем влиять на стабильность работы нервной системы — именно поэтому психологи часто говорят о пользе рисования для мозга.
Занятия, которые предлагает арт-терапия (живопись, создание аппликаций, инсталляций), будут полезны для каждого человека вне зависимости от возраста и состояния, так как арт-терапия практически не имеет противопоказаний.

Любое творчество, где мы задействуем моторику
Любые занятия, в которых человек использует кисть, карандаш, спицы и другие похожие инструменты, или просто задействует руки, создают условия для развития двигательной сферы. Это может быть что угодно: живопись, вязание, бисероплетение и др.
Отдельно стоит упомянуть лепку из глины: она не только помогает развивать моторную сферу, но и зрительно-конструктивное мышление — за счет работы с пространством.
Прослушивание музыки
Также полезно прослушивать музыку. Так, спокойную музыку можно использовать для восстановления нервной системы и снижения излишнего возбуждения — она помогает успокоить дыхание и расслабиться. А бодрую — для придания сил.
Арт-терапия в школе: что важно знать педагогу
Арт-терапия — это процесс, который эффективнее всего проведет психолог, если цель — помочь ребенку обрести эмоциональную устойчивость и стабильность.
Если же мы говорим о творчестве и об арт-практике как о способах активизировать мозг, поддержать мотивацию и снять избыточное напряжение во время урока, то здесь лучше всего подойдут арт-паузы. Через соприкосновение с творчеством создаются комфортные условия, не только поддерживающие активность мозга, но и помогающие ребенку справляться с усталостью благодаря переключению на разные виды деятельности.
На уроках гуманитарного цикла арт-паузы могут быть частью самого занятия. Например, рисование музыки с закрытыми глазами или ассоциативные музыкальные игры помогают стимулировать нейронные связи и улучшать взаимодействие между полушариями мозга.
Можно предложить детям ответить на вопросы по музыке, которую они прослушали: «Эта музыка больше похожа на речку или на море, на солнечный день или на пасмурную погоду, на лето или на осень?». Такое упражнение на ассоциации, образы и смыслы не только развивает воображение, но и поддерживает высокий уровень межполушарного взаимодействия.
Не менее важную роль играют творческие формы домашних заданий. В начальной школе дети получают их достаточно много — они становятся частью учебных задач. Однако здесь может возникнуть проблема: дети и их родители часто воспринимают любое задание как обязательное действие ради оценки. Это мешает получать удовольствие от самого процесса. Кроме того, для получения более высокой оценки родители часто помогают или даже полностью выполняют такие задания за ребенка, не воспринимая их как важный этап развития психики.
Педагогам стоит учитывать эти риски и рекомендовать использовать творческие задания в малых группах по 2–3 человек. В этом случае инициатива ребенка будет поддерживаться другими участниками, и создание общего творческого продукта будет еще и формой поддержания коммуникации.

Главное:
- Нейропсихология предлагает инструменты, которые можно использовать для самопознания и развития высших психических функций: память, мышление, внимание, восприятие, воображение, речь. И арт-терапия как раз один из таких инструментов.
- Арт-терапия полезна для развития детей и подростков. К примеру, с ее помощью можно развивать когнитивные функции, моторную сферу и зрительно-конструктивное мышление.
- Учитель может использовать любые формы творчества на уроках: рисование, вязание, бисероплетение и другие.
- Арт-терапия позволяет ребенку за короткое время погрузиться в творческую атмосферу, сосредоточиться на внутренних переживаниях и снизить влияние школьного напряжения.
- Арт-терапия — это не соревнование. Любой творческий продукт, который создается как результат терапии, уже сам по себе является ценностью, и учителю важно помочь детям научиться принимать творчество другого с удовольствием и без критики. Тогда творчество будет давать ребенку возможность почувствовать свою самоценность.