Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Как защититься от мошенников в интернете: о чем важно рассказать подросткам

Как говорить с подростками о рисках онлайн-покупок и научить их распознавать финансовое мошенничество

≈ 6 минут чтения

Чем удобнее цифровые платежи, тем легче попасть в сети мошенников. С начала 2023 года, по данным Росфинмониторинга, более 170 тысяч несовершеннолетних оказались вовлечены в сомнительные финансовые операции. Подростки всё чаще становятся жертвами мошенничества при онлайн-покупках: заказывают товары в фейковых магазинах, переходят по поддельным ссылкам, делятся данными карт — и теряют деньги.

Другая опасность — быть вовлеченными в так называемое дропперство — открытие банковских карт и передачу их мошенникам, которые используют их для кражи, вывода или отмывания денежных средств. По данным Банка России, в основном дропперством занимается именно молодежь: люди в возрасте от 14 лет до 21 года. Это занятие может не только привести к денежным потерям, но и, в определенных случаях, к уголовному преследованию.

Почему подростки так легко попадаются на уловки и как помочь им сформировать навыки финансовой безопасности, объясняет Ольга Шинкарёва, доцент кафедры экономики и менеджмента института права и управления МГПУ, региональный эксперт по финансовой грамотности Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности и предпринимательству, эксперт по укрупненной группе направлений «Социально-экономические науки» Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал».

Почему подростки уязвимы для мошенников

Средний возраст, который взрослые считают безопасным для начала пользования финансовыми продуктами, — 19 лет. Но по факту уже в 13–15 лет подростки начинают совершать онлайн-покупки, оплачивать игры и подписки — финансовая самостоятельность наступает раньше, чем формируются финансовая грамотность и умение принимать взвешенные решения. Например, ребенок может оформить заказ в незнакомом интернет-магазине и отправить предоплату, не проверив продавца, или сообщить данные карты «службе поддержки», не подозревая, что таким образом становится жертвой обмана.

Однако подростки оказываются в зоне особого риска не только из-за недостатка знаний, но и из-за психологических особенностей возраста:

  • им свойственны доверчивость, стремление к признанию и желание заработать «легкие деньги»;
  • они нуждаются в социальном одобрении, поэтому чаще поддаются влиянию рекламы и контента в соцсетях;
  • любопытство и желание быть «в тренде» побуждают переходить по сомнительным ссылкам, вступать в переписки с незнакомцами, вводить данные на фейковых сайтах, делиться конфиденциальной информацией.

Мошенники ловко это используют: каждая «скидка дня», «акция до конца часа» или распродажа на маркетплейсе может оказаться ловушкой.

Фото: Freepik.com

Как разводят детей в интернете: опасности онлайн-шопинга

Онлайн-покупки стали для подростков привычным делом: одежда, техника, косметика, аксессуары для гаджетов — всё за пару кликов. Но именно привычность создает иллюзию безопасности.

  • Фейковые интернет-магазины и поддельные маркетплейсы. Мошенники копируют дизайн популярных площадок и перенаправляют пользователей на поддельные страницы для оплаты. В лучшем случае подросток не получит заказ, в худшем — его данные попадут в руки злоумышленников.
  • Кража персональных данных при оплате. Переход по сторонним ссылкам, ввод данных карты вне защищенных сервисов — прямой путь к утечке информации. Часто подростки не осознают, что даже электронная почта или номер телефона могут использоваться для кражи личности.
  • Манипуляции доверием через отзывы и блогеров. Инфлюенсеры и «отзывы покупателей» часто формируют ложное чувство доверия. Подростки, нуждающиеся в социальном одобрении, легче поддаются внушению и покупают то, что «популярно», не оценивая качество и надежность продавца.
  • Подписки с автоматическим списанием. Акции и скидки часто заманивают в ловушку подписок. Бесплатный пробный период незаметно перерастает в постоянные списания с банковского счета.
  • Скрытые комиссии и дополнительные расходы. Подростки нередко заказывают товары с зарубежных площадок, не учитывая таможенные пошлины, НДС и стоимость возврата, что приводит к непредвиденным расходам.
  • Разглашение личных данных. При создании аккаунта на новых платформах подростки легко передают номер телефона, адрес или фото, не осознавая, что такие сведения могут быть использованы в рекламных или мошеннических целях.
  • Психологическая зависимость от покупок. Интернет-магазины выстроены на принципах мгновенного удовольствия: яркие акции, счетчики времени, «товар остался в единственном экземпляре». Это может формировать зависимость от покупок — особенно у подростков, склонных к импульсивным решениям. После покупки часто наступает чувство пустоты или разочарования, которое толкает на новые траты и усиливает ощущение тревоги и недовольства собой.

Онлайн-шопинг кажется безобидным занятием, но за каждым «Добавить в корзину» стоит цепочка решений, которые требуют осознанности.

Профилактика мошенничества среди подростков через финансовое воспитание

Формирование финансовой грамотности детей и подростков — стратегическая задача современного образования. С 2022 года темы, связанные с финансовой безопасностью и ответственным обращением с деньгами, официально включены в образовательные программы на все уровни ФГОС:

  • в начальной школе — в программы по математике и окружающему миру;
  • в 5–9-х классах — в курсы обществознания, математики и географии;
  • в 10–11-х классах — в курс обществознания через изучение тем, связанных с экономикой и финансами.

Если вы ищете план занятия для старшеклассников по безопасности в интернете

📎 В этой статье собрали задания, которые научат школьников распознавать уловки мошенников и составлять надежные пароли. А здесь — игры, которые помогут научиться отличать реальные объявления от мошеннических.

В финансовом воспитании важна роль и семьи, и школы. В школе именно педагог — связующее звено между подростком и цифровым миром, где реклама, маркетплейсы и советы блогеров ежедневно формируют финансовое поведение. Его задача — объяснить:

Профилактика финансового мошенничества заключается не только в передаче знаний, но и в формировании критического мышления — способности сомневаться, проверять, делать осознанный выбор. Для педагога доступны различные инструменты и форматы, которые помогают реализовать эту профилактику на практике.

Всероссийский Чемпионат по финансовой грамотности и предпринимательству. Это командное соревнование, где школьники и студенты учатся принимать решения, анализировать экономические ситуации и отстаивать свою позицию. Узнать о правилах участия в чемпионате и подать заявку можно на сайте чемпионата. Там же есть открытые сборники заданий, онлайн-школа и курсы — все, что помогает превратить обучение в живую практику.

Онлайн-образование. Педагоги могут включать в образовательный процесс интерактивные форматы, которые более привлекательны для подростков. Например, онлайн-курс Т-Банка «Как говорить с детьми про деньги» — серия материалов для родителей и педагогов, которая помогает выстраивать доверительный разговор о финансах и цифровых рисках. Еще один полезный ресурс — проект Центрального банка «Финансовая культура». Здесь собраны материалы как для самих обучающихся, так и для тех, кто обучает этой дисциплине, а также анонсы мероприятий, вебинаров и семинаров.

Интерактивные формы обучения: квизы, деловые игры, дискуссионные «финансовые бои». Ученые института экономики, управления и права МГПУ разработали целый методический комплекс деловых игр. В нем более 10 игровых единиц, каждая из которых включает в себя понятия, правила, игровые инструменты, а также примеры, шаблоны и иллюстрации, которые помогут педагогам понять общую логику игры, ее возможные результаты и применить готовые дидактические шаблоны.

Фото: Freepik.com

Как говорить с подростками о правилах финансовой безопасности

Главное — чтобы разговор о деньгах не сводился к арифметике — ведь это разговор о внимательности, доверии и зрелости, который начинается именно в школе. Подросткам важно не только знать правила безопасности, но и понимать, почему они работают. Вот темы, которые стоит обсудить:

  1. Безопасность — это не страх, а осознанность. Грамотное поведение в сети — не ограничение свободы, а способ защитить себя и свои ресурсы.
  2. Ошибаться — нормально, молчать — опасно. Важно, чтобы подросток понимал: рассказать взрослым о подозрительной ситуации — не проявление слабости, а ответственность перед собой и другими.
  3. Информация тоже валюта. Личные данные и пароли — часть цифровой экономики. Финансовая грамотность — это умение не только распоряжаться деньгами, но и защищать свои данные.
  4. Критическое мышление — лучшая защита. Подростку важно учиться сомневаться, проверять источники, распознавать манипуляции и не поддаваться на «выгодные» предложения.

Финансовая безопасность подростков — часть общей культуры цифровой грамотности. Школа, родители, государство и банки должны действовать вместе, чтобы подростки могли использовать финансовые инструменты осознанно и безопасно.

Обложка: Freepik.com

Научный консультант

Ольга Шинкарёва
Доцент кафедры экономики и менеджмента института права и управления МГПУ, кандидат экономических наук

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA

Публикации по теме