Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Адаптация детей мигрантов: чем может помочь педагог

О том, как проявляется травма, что может сделать учитель и в каких случаях необходим психолог

Дети и подростки, столкнувшиеся с недобровольной миграцией, чаще всего являются носителями травматического опыта. Ребенок, переживший травму, уже не может реагировать на острый или хронический стресс здоровым образом: то, что сверстнику кажется несущественной проблемой, воспринимается им как угроза и заставляет действовать реактивно. Поэтому он может часто злиться, замыкаться в себе, входить в конфронтацию.

О том, как организовать адаптацию детей мигрантов в образовательной среде, рассказывает младший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ, антрополог и эксперт в развитии мягких навыков Анна Головина.

Как ведут себя дети, пережившие вынужденную миграцию

Дети и подростки-мигранты находятся в постоянном стрессе: они ощущают себя беспомощными под давлением обстоятельств. Ведь если родители больше готовы к жизни на новом месте или как минимум лучше понимают мотивы переезда, то дети — часто заложники ситуации. В этот период они вынуждены адаптироваться к новой среде, теряют связь с родиной, а порой — сталкиваются с невыполнимыми ожиданиями как от своей семьи, так и от нового окружения. Поэтому детей с травматичным опытом вынужденной миграции отличает несколько черт.

  • Гипервозбуждение. Ребенок пребывает в постоянном ожидании опасности, вне зависимости, угрожает ли ему что-то действительно в данный момент. Так, учитель, повышающий голос, чтобы вернуть класс к дисциплине, может вызывать интенсивную реакцию. Например, ребенок может зажаться из-за испуга — не отвечать на вопросы и не выполнять задания. Или, наоборот, попытаться защититься с помощью агрессии, нагрубив педагогу.
  • Усталость. Ученик испытывает сильные перегрузки от необходимости адаптироваться к новым условиям: он сталкивается с другой культурой, в которой действуют свои правила, ценности и принципы коммуникации. Но его усталость часто незаметна или непонятна окружающим, для которых происходящее вокруг — не более, чем обыденность.
  • Закрытость и стремление к конформизму. Ребенок очень хочет «встроиться» в новую среду, ему страшно столкнуться с непониманием или осуждением окружающих. Поэтому он может не проявлять эмоций, не выражать собственного мнения и не уметь выстраивать личные границы.
  • Избегание. Травматичный опыт вынуждает ребенка буквально «убегать» от реального мира, чтобы не сталкиваться с пугающим опытом или проблемами, с которыми он, как ему кажется, не справится. Такой тип поведения, как избегание, помогает ребенку ощутить себя в большей безопасности и снизить уровень стресса.

Около 23 % детей мигрантов сталкиваются с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) — психическим заболеванием, возникающим в результате одного или нескольких травматических событий. А в случае вынужденного переезда или столкновения со средой, которая его не принимает, — этот показатель достигает 60 %.

Частые симптомы ПТСР: отстраненность, раздражительность, сверхбдительность, рискованное поведение, негативные мысли о себе, людях или мире, постоянное чувство страха, гнева, вины или стыда, навязчивые воспоминания о случившемся, проблемы со сном.

Как проявляется травма миграции в школе

Как правило, детям с травматичным опытом миграции:

  • труднее осваивать учебную программу. Чаще это связано с дефицитом внимания: такие дети и подростки, в отличие от их сверстников, сталкиваются с проблемой восприятия вербальной и невербальной информации;
  • сложнее коммуницировать. Дети с травматичным опытом миграции часто не понимают, как общаться с новым окружением. А кто-то — сталкивается с языковым барьером: они не знают русского языка или говорят с сильным акцентом;
  • труднее ставить цели и следовать плану. А также предвидеть последствия. Из-за высокого уровня стресса ребенок с ПТСР сосредоточен на выживании «здесь и сейчас», а не на обеспечении своего будущего.

Что может сделать педагог

Важно сразу обозначить, что ни педагог, ни школа не могут оказать всеобъемлющую психологическую помощь. Однако помочь адаптироваться детям мигрантов в новой образовательной среде — можно.

В основе педагогического подхода лежит сострадание, а сам подход основан на 6 принципах.

  • Всегда наделять силой, никогда не лишать ее. Стремиться уважительно относиться к ребенку, избегать борьбы за контроль и понимать, что прошлый опыт мешает травмированным детям контролировать себя в полной мере. Даже если ребенок начнет противопоставлять себя учителю, отказываясь что-то делать, чтобы не ощущать себя в зависимости от взрослого.
  • Демонстрировать безусловное принятие. Детям с опытом вынужденной миграции обычно сложно доверять миру, но учитель может помогать им восстанавливаться и возвращать веру в то, что они могут ощущать себя в безопасности — с помощью позитивного отношения.
  • Демонстрировать равное отношение. Учителя в школе могут неосознанно посылать детям-мигрантам стереотипные негативные установки: «Ты ни с чем не справишься», «Ты слишком отличаешься от других, ты так не сможешь». Поэтому следует демонстрировать равное отношение ко всем ученикам, соблюдать единые правила в классе и поддерживать предсказуемую среду — это поможет школьнику-мигранту ощутить себя в равном положении со сверстниками.
  • Проверять предположения, наблюдать и задавать вопросы. Важно рассматривать каждого ребенка в первую очередь как личность. К примеру, не стоит давать простые задания ученику только на основании того, что он недавно переехал — целесообразнее предоставить ему выбор. Например, можно сказать: «Смотри, есть два варианта заданий: обычные и упрощенные. Я собирался дать тебе обычные, но переживаю, что они могут быть сложными. Может, сам посмотришь и выберешь? Если решишь взять упрощенные — знай, что их всегда можно заменить на обычные, просто скажи мне, когда будешь готов».
  • Быть тренером по отношениям. Дети-мигранты могут не знать, как выстраивать дружеские связи и формировать привязанность. Поэтому задача учителя — показывать на собственном примере, как создавать и поддерживать уважительные и доброжелательные отношения.
  • Предоставлять возможности для участия. Педагогу важно давать возможность ребенку с травматичным опытом проявлять себя и получать поддержку, например, на мероприятиях. Таким образом ученик будет приобретать опыт того, что у него что-то получается, и что другие люди готовы его принять.

Поддержка детей переселенцев: когда нужна помощь психолога

В отдельных случаях пережитый травматичный опыт ведет к серьезным последствиям, которые не могут быть скорректированы без специализированной помощи.

Когда педагог может порекомендовать родителям обратиться к психологу:

  1. поведение ребенка представляет угрозу для него самого или окружающих;
  2. ученик сталкивается с паническими атаками или приступами высокой тревожности, его преследуют навязчивые мысли

Главное

  • Многим детям с травмой миграции сложнее дается обучение. Им сложнее разрабатывать планы и достигать целей — из-за постоянного стресса они думают о выживании «здесь и сейчас». Также ребенок, попадая в российский общеобразовательный или специализированный класс, может испытывать проблемы с коммуникацией из-за языкового барьера или непонимания, как выстраивать отношения с новым окружением.
  • При работе с детьми мигрантами в школе важно придерживаться сострадательного подхода: проявлять уважение и принятие, демонстрировать равное отношение ко всем ученикам, давать возможность проявлять себя, поддерживать. Еще один важный принцип — на собственном примере показывать, как создавать и сохранять доверительные отношения с окружающими.
  • Если ученик представляет угрозу для себя или окружающих, переживает панические атаки или не может отделаться от навязчивых мыслей — целесообразнее сообщить об этом родителям и порекомендовать отвести ребенка к психологу.

Обложка: Freepik.com

Автор

Анна Головина
Младший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ, антрополог, преподаватель, эксперт в развитии мягких навыков

Публикации по теме