Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Влияние социальных сетей на подростков: что ждет подрастающее поколение

Поколение тик-тока, или Зачем нужна культура медиапотребления

«Они только и делают, что сидят в интернете и снимают бессмысленные тик-токи и видеоролики! Это же настоящая зависимость! И что только из них вырастет?!» — недоумевают взрослые, глядя на то, как представители молодого поколения познают мир через экраны смартфонов. Успокоить их спешат эксперты МГПУ: они убеждены, что использование гаджетов и увлечение социальными медиа могут помочь развить креативность, найти общий язык со сверстниками и сформировать позитивную самооценку. Почему — разберемся в статье.

Глазами взрослых: влияние соцсетей на подростков

Когда взрослые беспокоятся о негативном влиянии интернета на психику подростков, они забывают о положительных аспектах его использования. Смотря на огромный мир через небольшой экран смартфона, молодые люди, помимо прочего, учатся:

  • анализировать огромное количество информации;
  • соотносить себя с различными проблемами современности;
  • критически оценивать разные точки зрения;
  • отличать достоверную информацию от ложной.

Снимая тик-ток или публикуя пост в личном блоге, подросток становится не потребителем информации, а ее создателем.

«Интуитивно они выбирают самое правильное решение — перерождать в новое. То есть брать проблему и на ее основе снимать какой-то контент. Не замирать, не пугаться, а все это перерождать в творчество».

Алина Апарина,
ассистент департамента методики обучения
Института педагогики и психологии образования МГПУ

Позитивное и негативное влияние социальных сетей

Цифровая среда открывает подросткам новые горизонты, но требует осторожности и умения распознавать скрытые ловушки. Поговорим об этом подробнее.

Ресурсы для роста и самовыражения: глазами подростков

Социальные сети дают возможность делиться идеями, выражать себя и находить новые формы общения. Особенно ярко это проявляется в медиатворчестве и проектной деятельности.  Вот что говорят сами подростки — участники конкурса-кейса «Я — блогер»:

«Мы все сегодня погружены в интернет, было бы хорошо не просто листать какую-то соцсеть, а делать это с пользой».

«Меня всегда привлекала проектная деятельность. Мне нравилось издавать свои статьи, представлять себя в роли блогера, ютубера. Мне нравится делиться информацией с людьми».

Примеры проектов ребят говорят сами за себя:

  • «Охотники на фейки» — проект о мошенничестве в интернете и способах противостоять ему.
  • «А по-русски то как?» — необычный переводчик с молодежного на русский.
  • «Мир через зеленые очки» — проект о неочевидных способах сохранить нашу планету.
  • «Метро Юрского Периода» — проект-исследование, авторы которого решили взглянуть на столичную подземку повнимательнее: ведь помимо современных поездов там можно встретить… окаменевшие остатки наутилусов, аммонитов, белемнитов и других представителей юрского периода.

Согласитесь, молодые люди выбирают не самые простые темы, а главное, во время работы они развивают критическое мышление, формируют опыт командной работы и проектно-исследовательской деятельности.

Влияние интернета на психику подростка: риски и последствия

Всемирная сеть может в прямом смысле слова оказаться для подростков сетью:

  • интернет-мошенники;
  • кибербуллинг (интернет-травля);
  • нарушение авторских прав;
  • вирусы;
  • утечка персональных данных.

Это лишь небольшой список опасностей, которые подстерегают ребят в интернете. Каждая из них может отразиться на психическом здоровье: сформировать зависимость от лайков, сформировать социальную тревожность, вызвать проблемы с поведением и самооценкой, повлиять на концентрацию и успеваемость. Поэтому задачи взрослых:

  • сформировать культуру медиапотребления у юного поколения;
  • рассказать, какие последствия могут быть из-за бездумного использования соцсетей;
  • показать, как создавать позитивный и полезный контент.

Сделать это можно разными способами, расскажем об одном из самых эффективных.

Социальные сети в жизни современного подростка: из зрителей — в авторы

«Изначально медиасреда склоняет нас к тому, чтобы только имитировать процессы, а не заниматься творчеством. Но как только человек ощутил в себе творческое начало, ощутил, что он что-то может сам, он понимает, как жить в этой медиасреде, как ее создавать».

Елена Бондаренко,
Кинопедагог, киновед,
президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ

Встретиться со своим творческим началом и овладеть важными знаниями и умениями в области медиаграмотности может помочь конкурс-кейс «Я — блогер», который МГПУ проводит для школьников 7–11 классов уже не первый год.

А вот что говорят подростки — участники конкурса о том, чему они научились в процессе подготовки собственных проектов:

«Нам рассказали про медиапространство: про этикет, про плагиат. Научили работать с разными жанрами — эссе, сообщением, интервью. Это было так интересно! Все это очень полезно, если мы идем дальше в творчество, да даже и просто в жизни пригодится».

«В процессе обучения я узнала, чем цель отличается от задач. Я узнала, как правильно оформлять свой блог в интернете, чтобы его было интересно читать. Как соблюдать авторские права. Я научилась работать с интернет-источниками, отличать правдивую информацию от лживой, проверять ее».

А еще в процессе создания блогов и мини-фильмов, фоторепортажей и презентаций, подростки учатся:

  • работать в команде;
  • дискутировать и договариваться;
  • презентовать свои идеи и выступать на публике;
  • критически мыслить и находить пути решения различных задач.

«Как бы ни была привлекательна работа с различными гаджетами, без активного содержания она сводится к нулю. Изучать технические средства ради самих средств — нерентабельно».

Екатерина Якушина,
руководитель проекта и старший научный сотрудник
лаборатории проектирования деятельностного содержания образования
НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Во всем этом очень важна грамотная поддержка и помощь взрослых — кураторов, наставников, педагогов и, конечно, родителей, понимающих ценность детского творчества. О конкурсе из первых уст.

Куратор проекта Екатерина Якушина сформулировала три ключевых принципа, на которых строится работа конкурса-кейса «Я – блогер»:

  1. Ребята сами выбирают материал, над которым будут работать;
  2. Обучение происходит через деятельность, от конкретных задач;
  3. Мотивация — наше все: «Если нет мотивации — не будет и обучения».

Практические материалы для ребят и их педагогов доступны по ссылке.

Продолжение следует

Вполне вероятно, что, ощутив себя однажды в роли автора, ребенок уже не захочет с ней расставаться — углубить навыки медиатворчества поможет высшая школа. Интересно, что речь уже не идет исключительно о профильных вузах для кинорежиссеров или будущих специалистов ТВ и мультимедиа — медиатворчество все прочнее встраивается в современное образование, а в вузах появляются дисциплины, так или иначе связанные с проектированием собственных медиапроектов, созданием презентаций или видеороликов.

К примеру, уже сегодня студенты МГПУ могут выбрать элективные модули «Я — спикер» и «Кинопроект», где преподавателем и наставником будет Алина Апарина, победитель Всероссийского конкурса «Лига Лекторов 2023».

Кстати говоря, участники «Кинопроекта», работы которых созданы по авторской технологии и под руководством Алины Николаевны, получили очень престижные призы:

  • «Лучший документальный проект 2021 года» на Московском Международном детском кинофестивале;
  • «Лучший короткометражный игровой экспериментальный проект 2021 года» на Кинофестивале «Первый шаг» в Санкт-Петербурге.

«Они постоянно сидят в гаджетах и снимают видеоролики. И теперь мы знаем, что из них вырастет прекрасное поколение, способное превращать проблемы в решения, выражать свои эмоции, рефлексировать, вдохновлять и объединять под своей идеей», — говорят взрослые, сумевшие найти мостик к интересам детей и посмотреть на мир глазами современного поколения.

О других неочевидных преимуществах съемки короткометражных фильмов Алина Апарина рассказала в видеоролике «Кино в большом городе: как съемки фильмов спасают поколение».

Обложка: Freepik.com

Научный консультант

Екатерина Якушина
Старший научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ УГО МГПУ, кандидат педагогических наук, эксперт в области медиобразования

Научный консультант

Алина Апарина
Ассистент департамента методики обучения института педагогики и психологии образования МГПУ

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA

Публикации по теме