Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Школьный медиацентр: путеводитель для начинающих

Как переложить теорию на практику и сформировать уникальное пространство для творчества и обучения

Иметь полноценный медиацентр в школе сегодня — значит идти в ногу со временем. Об этом говорит и Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Однако зачастую начинающим медиапедагогам сложно переложить теорию на практику: понять, с чего начать, куда двигаться, верный ли вектор развития выбран.

О компетенциях, которые помогут педагогам расти профессионально и развивать медиаграмотность, мы рассказывали в предыдущем материале. Сегодня постараемся дать конкретные советы, которые помогут педагогам сделать первые шаги в организации школьного медиацентра.

Школа и медиаобразование: где точка встречи?

Для начала определимся с основными функциями школьного медиацентра.

  • Ежедневно пополнять сайт школы новостями, рассказывать о прошедших и планирующихся мероприятиях? Нет.
  • С помощью медиаинструментов обучать ребят работе с информацией, просвещать и формировать их личность? Да!

Школьный медиацентр не готовит будущих журналистов, операторов или фотографов, но именно здесь происходит знакомство с профессиями медиасферы. Подготовка публикаций, сюжетов, видеорепортажей становится поводом для знакомства с фактами и явлениями окружающей среды.

Применение мультимедийных технологий позволяет школьникам получать навыки работы с информацией, прокачивать мышление и развивать медиаграмотность. А работа в команде помогает развить чувство ответственности и другие личностные качества.

Школьный медиацентр: распределяем роли

Для детей школьный медиацентр — пространство развития социальных навыков, раскрытия творческого потенциала и развития критического мышления. Для педагогов — возможность расти профессионально. Для всех вместе — это система, где каждый играет свою роль.

Руководитель — медиапедагог, который возглавляет и координирует работу медиацентра, вдохновляет учеников.

Участники — все, кто хочет совершенствовать медиаграмотность. Участники становятся «сотрудниками» медиацентра с определенными ролями и обязанностями. Какие же роли могут быть у участников медиацентра?

  • Менеджер проекта — участвует в разработке концепции проекта, технического задания (ТЗ), курирует и согласовывает основные цели, задачи и этапы проекта, организует процесс реализации проекта в соответствии с ТЗ;
  • Маркетолог — занимается продвижением проекта в массы, курирует процесс организации фокус-групп для проведения первичных исследований;
  • Аналитик-исследователь — проводит опросы, сбор и обработку данных;
  • Автор контента — разрабатывает описание проекта, участвует в разработке ТЗ, обеспечивает сбор, обработку, создание и систематизацию контента;
  • Журналист — подготавливает и обрабатывает материал, берет интервью;
  • Фотограф — подготавливает фоторяд для проекта;
  • Оператор — подготавливает видеоряд для проекта;
  • Монтажер — монтирует видео;
  • Бильдредактор — подбирает иллюстрации, объекты и элементы дизайна;
  • Художник-дизайнер — работает с брендбуком, обрабатывает иллюстрации, создает графический контент.
Фото: Екатерина Якушина
Фото: Екатерина Якушина
Фото: Екатерина Якушина

Важно, что в одной и той же роли могут себя попробовать все участники школьного медиацентра. Так они получают возможность не только проявить таланты, но и научиться отстаивать свою точку зрения, работать в команде и применять на практике полученные знания.

Чтобы все это стало возможно, в пространстве медиацентра должны быть технические средства для получения, обработки и представления информации. В идеале школьный медиацентр должен располагать помещениями для видео- и звукозаписи, фото-, видео- и светотехникой, компьютерным оборудованием, монтажным столом, экраном (телевизором) для просмотра отснятого материала.

3 шага, без которых не обойтись: что важно сделать на старте

Миссия, стратегия и траектория развития — три кита, на которых стоит работа каждого успешного медиацентра. Разберем подробнее.

Шаг 1: формулируем миссию

Сформулировать миссию важно в самом начале, чтобы все участники школьного медиацентра понимали, для чего он существует. Это не обязательно что-то высокопарное: можно посмотреть примеры миссий компаний по сферам деятельности, чтобы вдохновиться. Как вариант:

Миссия медиацентра — научить школьников грамотно пользоваться медиасредой, понимать её законы и извлекать из этого пользу для себя.

Шаг 2. Разрабатываем стратегию

Стратегия это долгосрочный план, который поможет поступательно двигаться к намеченной цели. Разрабатывая стратегию, необходимо определить смысловое поле медиацентра, задав себе вопросы:

  1. «Откуда мы?» — ваш опыт и традиции;
  2. «Кто мы?» — какова ключевая идея и в чем ваш потенциал;
  3. «Как мир узнает о нас?» — ценности, принципы и система их распространения;
  4. «Куда и зачем идем?» — уровень ориентира в будущем.

Если переложить эту схему на практику, то она может выглядеть так:

«Откуда мы?» — для нас важна преемственность и поддержка. Руководитель медиацентра направляет и вдохновляет школьников, которые проявляют интерес к медиатворчеству. В свою очередь, эти ученики становятся проводниками знаний, увлекая других ребят в мир медиаобразования. Так мы формируем единое направление развития, где каждый обогащает общее знание и делится своим опытом.

«Кто мы?» — мы имеем разные навыки и интересы, но объединены идеей развивать медиаграмотность, создавать пространство для самовыражения и развития творческих способностей каждого нашего участника.

«Как мир узнает о нас?» — благодаря социальным сетям, сайту медиацентра, а также через участие в различных мероприятиях мы расскажем миру о наших ценностях: поддержке различных идей и мнений, ответственности за качество контента, важности взаимопомощи и командной работы.

«Куда и зачем идем?» — мы стремимся наполнить медиасферу смыслом. Кроме того, применение мультимедийных технологий поможет нам в проектной и учебно-исследовательской деятельности. Это не только будет способствовать популяризации науки, но и позволит нам найти единомышленников. А результаты нашей деятельности пригодятся не только нам.

Старайтесь фокусироваться на том, что дает наибольший вклад в результат. Например, если вы видите, что участники медиацентра получают наибольшую пользу и удовольствие от создания видеороликов, что съемки сплачивают команду и помогают в развитии социальных навыков, то сделайте акцент в деятельности школьного медиацентра именно на этом.

Шаг 3: планируем траекторию развития

Планирование — длительный и кропотливый процесс, но именно он в конечном счете позволит школьному медиацентру нащупать собственную траекторию развития. Это не дополнительная нагрузка на педагога, а возможность расти профессионально.

  • Планирование помогает определять и осознавать конкретную цель → цель дает понимание задач, решение которых приблизит к желаемому результату.
  • Планирование дает основу для мотивации: человек видит результаты собственных успехов, хвалит себя и получает положительную реакцию от окружающих, тем самым, укрепляя веру в себя.
  • Планирование помогает распределять задачи во времени, больше успевать, меньше уставать и избегать выгорания, технологизируя те ли иные процессы.

Технологий планирования множество. Можно планировать в ежедневниках, на бумаге, стикерах, печатных календарях. Можно использовать электронные ресурсы, системы управления проектами. Для вдохновения можно изучить реальные практики медиацентров.

Но главное — выработать привычку правильно организовывать свою деятельность. Выработать у себя и научить этому детей.

Автор: Екатерина Якушина, эксперт в области медиобразования и старший научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ УГО МГПУ
Редактор: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com

Публикации по теме