Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Школьный двор как место силы

Методическое пособие для директоров и представителей администрации государственных и частных школ, детских садов, педагогов и архитекторов, разделяющих ценности детского участия

Ле-ван Т. Н., Филатова Б., Якшина А. Н.

Театр начинается с вешалки. А школа? Верно — школа начинается со школьного двора. Именно с территории школы у детей, родителей и жителей района начинает складываться мнение и о самой образовательной организации.

Представьте себе два разных школьных двора:

  • в одном вы не увидите ничего кроме парочки клумб, лавочек и спортивной площадки. Детей и взрослых, впрочем, здесь тоже нет — им попросту скучно на этой пустой и безжизненной территории школы. Такой школьный двор становится просто проходным местом, задерживаться в котором не хочется.
  • другой же привлекает внимание с первых минут: здесь есть и локация, где можно провести урок на свежем воздухе или собраться семьями или друзьями уже после уроков, и игровые маршруты для разных возрастов, и укромные зоны для уединения. Такая территория школы становится точкой притяжения для всех.

Последний пример — не выдуманная картинка, а вполне реальное описание уже существующих школьных дворов, где решения о том, как они будут устроены принимались не только администрацией школы, но и педагогами, родителями и, конечно, самими школьниками.

Что школьный двор может рассказать о ценностях школы и при чем тут соучаствующее проектирование

«Но ведь учесть мнения, интересы и потребности одновременно стольких людей при проектировании школьного двора — это так тяжело», — скажет кто-то. Да, чтобы сделать школьный двор продолжением пространства школы, а не просто ее фоном, придется действительно приложить усилия. Однако наградой за них станут изменения, значимость которых невозможно переоценить:

  • из небезопасной, стихийно используемой территории школьный двор превратится в центр притяжения всего района, место для встреч и отдыха детей, родителей и молодежи;
  • физическая активность детей повысится, улучшатся их академические результаты, вовлеченность в учебный процесс возрастет;
  • на территории школы появятся пространства для учебы на свежем воздухе, игры и спорта;
  • школа сможет получить не только общественную поддержку, но и коммерческие выгоды от платных спортивных секций, студий, публичных мероприятий.

«Эстетичную и функциональную образовательную среду способен спроектировать любой хороший архитектор. Но будет ли это пространство своим для тех, кто находится в нем каждый день? Увидят ли они в нем свои ценности? Смогут ли осуществлять в нем свои замыслы и решать свои задачи?»

Соучаствующее проектирование — именно оно поможет детям и взрослым ощутить себя частью общего дела по улучшению школьного двора, наполнить территорию школы новыми совместными смыслами и идеями для дальнейшего развития.

«Соучаствующее проектирование шире, чем дизайн территории школы. Не случайно в команде экспертов, создавших эту методику, есть не только архитекторы, но и психологи, педагоги, специалисты по развитию сообществ», — объясняют кураторы проекта. Действительно, школьный двор, созданный совместно детьми и взрослыми, несет важное послание для каждого:

  • для детей и подростков → школа не скучное место, а место силы, большое приключение;
  • для педагогов → образовательное пространство расширяется и дает новые возможности;
  • для родителей → школа открыта к диалогу, понимает индивидуальные запросы ребенка и семьи;
  • для администрации → у школы есть свое лицо, узнаваемый образ;
  • для жителей микрорайона → мнение жителей имеет значение, школьное сообщество открыто к сотрудничеству.

«Соучастие меняет прежде всего отношения внутри школы, и только потом возможны осознанные улучшения в среде. Если поставить горку и высадить цветы во дворе, но ничего не поменять в отношениях между взрослыми и детьми, то не возникнет понимания важности произошедших перемен, высок риск, что их обесценят».

Начало изменений территории школы: где искать ресурсы и вдохновение

С чего начать? В первую очередь необходимо оценить готовность к соучаствующему проектированию и ресурсы школьного сообщества — сделать это поможет диагностика, которую проведет эксперт. Если педагоги и родители разделяют ценности соучаствующего проектирования, если в школе царит атмосфера открытости и доверия, если взрослые готовы прислушаться к идеям детей и поддержать их инициативы, то пора переходить к преобразованию школьного двора.

Маленький бюджет не станет препятствием на пути к изменениям территории школы: ведь самое важное — активное и сплоченное школьное сообщество — у вас уже есть. Начните с небольших изменений силами педагогов, детей и родителей с помощью подручных материалов, а также обратите внимание на идеи, которые вас вдохновляют. Кстати, в книге вы найдете более 10 таких примеров.

Как спроектировать школьный двор: идеи для руководителей

Пособие станет ценным инструментом для тех руководителей, которые уже идут по пути преобразований, и для тех, кто только меняет свое отношение к профессии и делает первые шаги. В книге есть:

  • Теоретическая информация, которая поможет лучше понять, что такое соучаствующее проектирование;
  • Рекомендации, которые помогут поддержать соучастие с детьми и подростками;
  • Примеры из мировой практики, а также истории успеха российских школ, которые стали первопроходцами и не побоялись начать работу по благоустройству территории школы;
  • Вдохновляющие идеи для школьного двора;
  • Ответы на вопрос, что можно сделать прямо сейчас, чтобы увидеть на практике, как диалог с представителями школьного сообщества может изменить образовательную среду школы и состояние школьного двора к лучшему.

Скачать дайджест можно по ссылке. Публикация проиндексирована РИНЦ и представлена на ресурсе научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Автор текста: Татьяна Сандакова