Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Школа мечты за 9 шагов: меняем образовательное пространство вместе

Результаты исследования по проекту «Разработка механизмов поддержки соучаствующего проектирования образовательной среды московских школ»

Иванова Е. В., Барсукова Е. М.

Как изменить образовательную среду школы так, чтобы она стала источником вдохновения для всех ее обитателей? Как сделать так, чтобы дети и педагоги стали активными участниками этих изменений?

Давайте попробуем вместе погрузиться в мир соучаствующего проектирования и разобраться в 9 ключевых шагах, которыми предлагают воспользоваться ученые МГПУ для преобразования школьного образовательного пространства.

Немного о соучастии: зачем менять образовательную среду?

Кажется, изменение образовательных пространств школы, базирующееся на принципах соучастия, уже не является чем-то новым, невероятным и нереализуемым. Ежегодно мы слышим о ярких проектах, которые дарят школам новый облик и насыщают их внутренний мир. Жизнь педагогов и школьников начинает играть новыми красками, ведь пространство, в котором они проводят большую часть своего дня, становится дружелюбнее и уютнее.

Но прежде, чем перейти к конкретным действиям, стоит разобраться в основных понятиях, с которыми будем работать. Их два:

  • Партисипация (или соучастие) — термин, обозначающий культуру участия в какой-либо активности или деятельности людей, являющимися заинтересованными лицами и конечными потребителями.
  • Соучаствующее проектирование — это демократический процесс создания общественных пространств с активным участием их конечных потребителей.

Если мы говорим об образовательном пространстве школы, то такого рода проектирование позволяет учитывать интересы всех участников, наполнять среду новыми смыслами, которые близки и важны как управленцам и педагогам, так и школьникам. Причем возраст последних абсолютно неважен: ученые МГПУ уверяют, что к участию можно и нужно привлекать школьников всех возрастов.

Изменения в школе: 3, 2, 1…пуск!

Изменения — это всегда непросто, а иногда и страшно. Решиться на них — полдела, необходимо понимать, как именно выстроить работу. Многие школьные управленческие и педагогические коллективы уже готовы сделать первые шаги навстречу изменениям, но не понимают с чего начать. Поддержать их решили эксперты Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ — они разработали универсальный алгоритм действий, состоящий из 9 шагов, который поможет в создании школы мечты.

Шаг 1. Cоздание команды.
Что же важно на этом этапе? Сформировать запрос от администрации и школьной команды, установить границы и правила проекта, и, конечно, поставить цель довести дело до конца.

Шаг 2. Наблюдение.
Чтобы запустить изменения в школе, для начала дизайнеру необходимо несколько раз посетить её, поприсутствовать на различных уроках, творческих сессиях и других мероприятиях. Все это поможет ему составить собственное впечатление и ощущение от образовательного пространства, с которым предстоит работать.

Шаг 3. Исследование.
На этом этапе проводится соучаствующее исследование — оно помогает получить информацию об образовательной среде и процессах в ней от школьников и педагогов. Для этого проектировщики используют опросы, интервью, совместные экскурсии и другие форматы.

Шаг 4. Поиск решений.
На этом этапе организуются творческие сессии и семинары: на них школьники и педагоги рисуют, участвуют в бизнес-играх, создают макеты и коллажи и даже ставят сценки.

Шаг 5. Дизайн.
Здесь из хаоса многочисленных результатов творческих семинаров дизайнер выстраивает уже полноценный визуальный продукт: объединяет рисунки школьников, идеи педагогов, а также выводы из своих собственных наблюдений.

Шаг 6. Корректировка.
На данном этапе проводится серия встреч по обсуждению дизайн-проекта. Его цель — получение обратной связи от участников рабочей группы.

Шаг 7. Ремонт.
Лишь только на этом шаге проводятся уже непосредственно строительно-ремонтные работы. Образовательная среда медленно, но верно трансформируется.

Шаг 8. Обучение и присвоение пространства.
Новое образовательное пространство — новые правила. На этом этапе важно решить вопросы по обслуживанию, эксплуатации и безопасности, определить зоны ответственности, научить педагогов и школьников пользоваться новым оборудованием и пр.

Шаг 9. Пост-проектное исследование и сопровождение.
Начавшись с формирования команды и постановки цели, проект должен завершиться честным ответом: а получилось ли осуществить задуманное? Поэтому здесь исследователям важно получить вердикт от участников соучаствующего проектирования. Как правило, сбор обратной связи начинается лишь спустя несколько месяцев после пользования детьми и взрослыми новым образовательным пространством.

Пространства после реновации и при учете интересов и запросов пользователей могут менять поведенческие паттерны учеников: кто-то выходит раньше в школу, чтобы занять мягкий пуф или место около открытой библиотеки, кто-то хочет поиграть в настольный теннис или высказаться по актуальной школьной повестке на подиуме. Новое пространство всегда создает новые смыслы, и возникают новые функции, которые до этого не были для него характерны.

Последовательно пройдя весь этот путь, управленческие и педагогические команды школ не только смогут поменять образовательную среду к лучшему, но и выстроить и укрепить социальные связи внутри школьного сообщества. На всех этапах реализации проекта за руку будут крепко держать эксперты — авторы пособия «9 шагов соучаствующего проектирования».

Скачать его можно по ссылке. Публикация проиндексирована РИНЦ и представлена на ресурсе научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Автор текста: Татьяна Сандакова