Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Писать или не писать: вот в чем вопрос

Что такое «настоящее письмо» и как дети учатся ему через рисунки, игры и свои истории

Должны ли дошкольники учиться писать? Острый вопрос, вокруг которого постоянно ведутся дебаты. Формально — нет. Обучением письму занимается школа — это закреплено в образовательных стандартах. А в Федеральной образовательной программе дошкольного образования не встречается даже глагол «писать». При этом в массовом сознании бытует идея, что «в садике к школе подготовят и писать научат». В итоге прописи так или иначе появляются в детских садах и открыто используются на разного рода кружках по подготовке к школе.

Ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования Ольга Шиян и старший воспитатель детского сада № 56 (г. Кострома) Вероника Кузьмина предлагают взглянуть на письмо иначе — не как на технику воспроизведения букв, а как на способ выразить себя.

Что значит «уметь писать» на самом деле

Часто мы понимаем под письмом умение изображать буквы и писать слова, однако это всего лишь техническая сторона дела. Да, для шести-семилетнего человека это очень непростая задача. Вспомним страдания героя «Двух капитанов», которому так трудно было писать палочки «попиндикулярно». Но все же это лишь навык — действие, которое со временем становится автоматическим.

Письмо как культурная практика — это совсем другое:

  • способность через текст выразить свои мысли и чувства, обращаясь к другому;
  • возможность высказаться и быть услышанным не только тем, кто сейчас стоит перед тобой, но и далеким собеседником, и собеседником из прошлого или будущего.

Интересно, что эта «удаленность» собеседника совершенно меняет ситуацию высказывания. Обращение к человеку, который не находится с тобой в пространстве «здесь и сейчас», влияет даже на синтаксис и словарь: иначе строится предложение, иначе подбираются слова. Желание быть понятным тому, кто будет читать твой текст без тебя, заставляет автора как бы проверять текст на понятность, децентрироваться, представлять, как он будет понят. Именно поэтому письменная речь дисциплинирует и помогает упорядочить мышление: недаром Л. С. Выготский называл ее «алгеброй речи».

С появлением социальных сетей, форумов, личных блогов возможностей писать стало больше, но готовы ли люди эти возможности реализовывать? Основная сложность заключается не в правильном написании букв, а в способности выражать свои чувства и мысли через слово, причем так, чтобы оно тронуло другого, было интересно далекому собеседнику. И если это с трудом дается даже многим взрослым, стоит ли вести речь о дошкольниках? Однако, как ни парадоксально, именно в силу особенностей возраста они оказываются близки к умению писать.

Что такое «предписьмо» и почему оно важнее прописей

Лев Выготский сформулировал идею о том, что письмо как способность высказаться через текст начинается с того, что на письмо внешне не похоже, — с детского рисунка и игры. Действительно, рисунок — это способ создать высказывание средствами знаков: ребенок одновременно рисует, озвучивает рисунки, создает сюжет — в этих действиях трудно развести сочинение истории, игру и рисование. Все это помогает детям выражать и оформлять свои переживания, а также трансформировать негативные эмоции, такие как страх или грусть. Специфика дошкольного возраста как раз и состоит в том, что дети готовы, используя символический язык рисунка, игры и истории, выражать свои переживания.

Исследовательница М. Клей писала, что грамотность (и чтение, и письмо) начинает формироваться задолго до того, как ребенок садится за школьную парту. Она предложила специальное понятие — «зарождающаяся грамотность», чтобы описать те ростки чтения и письма, которые осваивает ребенок с самого раннего возраста. Среди них:

  • понимание того, что письмо — это способ обращаться к другому через письменные знаки;
  • освоение позы пишущего и читающего;
  • привычка слушать чтение;
  • понимание, что надписи нужны для ориентировки;
  • умение рассказывать истории и многое другое.

Позднее было проведено множество исследований, показывающих, что именно эти умения являются предикторами письма. Дети уже в 2–3 года создают смешные (с точки зрения взрослых) каракули и утверждают, что они так «пишут» и даже предлагают взрослым прочитать написанное. Если это происходит, значит, малыш понял главное: его знаки могут быть прочитаны, поняты другим, причем не только сейчас, но и завтра. А это свидетельство развития знаково-символической функции — то самое «предписьмо».

Соединим две особенности дошкольника вместе: он готов выражать свои переживания и использовать для этого знаки. Это и есть важные характеристики подлинного письма. Отсюда до настоящих чтения и письма один шаг!

Но чаще всего вместо того, чтобы его сделать, взрослые снисходительно смотрят на детские письмена и рисунки, усаживают ребенка за прописи и предлагают рассказать историю по картинке, считая, что так они «готовят руку к письму» и «развивают детскую речь». Однако и в первом, и во втором случае в этих действиях отсутствует главный признак подлинного письма: умение передать другому свои эмоции и мысли через знак. Это примерно то же, что учиться плавать в сухом бассейне: отсутствует главное — смысл.

«Я уже пишу»: как видят себя дети и что об этом думают взрослые

Результаты исследования показали: дети, использующие непонятные никому, кроме них самих каракули, по-разному оценивают собственные способности — некоторые считают, что они «пишут», а некоторые — что «не пишут». Родители тоже расходятся во мнениях: одни видят в каракулях попытку письма, другие не воспринимают всерьез.

Среди разных комбинаций детского и родительского восприятия не было только одного сочетания: когда родители считают, что ребенок умеет писать, а ребенок так не считает. Наиболее частым было сочетание, когда родители думают, что не умеет, ребенок считает себя умеющим. Исследование крохотное, не статистическое, а качественное, но все равно есть над чем задуматься. Взрослые чаще всего игнорируют ростки подлинного письма и придают огромное значение его технической стороне — написанию букв. Если взрослые все-таки замечают, то и ребенок, скорее, будет считать себя компетентным. Если взрослые не замечают, дети все равно считают, что они уже умеют.

Вся надежда на то, что дети снисходительно принимают слепоту взрослых. Можно назвать это детской некритичностью, а можно — детской мудростью.

Как поддержать детскую готовность передавать чувства и мысли через знаки

Исходный вопрос «как готовить детей к письму?» теперь звучит иначе: «как поддержать детскую готовность передавать свои чувства и мысли через знаки другому»?

С интересом и уважением относиться к детским рисункам. Присмотревшись, вы будете поражены тем, насколько точен язык детского рисунка. Исследователи обнаружили, что дети не столько изображают реальность, сколько создают ее схему: выделяют главное и отсекают второстепенное по отношению к актуальной задаче. Вот пример такого рисунка: изображая детский круг, автор оставляет только самое существенное — детские лица, форму круга и поднятую руку у одного из говорящих.

Погружать ребенка в повседневную жизнь, в которой есть культурная норма письма как обращения к другому. Например, дома или в детском саду записывать вместе важное: детские идеи, вопросы, планы. Это будет возможным только там, где есть культура соучастия — где принято вместе обсуждать, советоваться, принимать решения. Другими словами, письменная коммуникация нужна именно там, где есть коммуникация.

Это может стать любопытным индикатором для взрослых: если вдруг вы обнаруживаете, что нечего записывать, можно задать себе вопрос: а есть ли у нас общение, в котором важны детские идеи?

С уважением и вниманием относиться к детским попыткам писать. Часто впервые дети пытаются написать собственное имя — настолько это важно для своей идентичности. Кроме того, если «культура письма» в группе присутствует, то большинство детей постепенно начинают писать сами, по собственной инициативе, в том числе и в игре. Это хороший знак: значит, письмо стало нужным самому ребенку. Появление такого «инициативного письма» можно рассматривать как индикатор того, как работают ваши усилия.

Создавая надписи или записи по собственной инициативе, дети всегда руководствуются и собственным замыслом: они пишут, чтобы сообщить другим какую-то важную для себя мысль. Например, здесь ребенок, впечатлившись сказкой про Груффало, не просто сочинил историю, но создал загадку, обращенную к читателям. Этот текст полностью отвечает требованиям «письма»: за ним стоит замысел, он воплощен в слове и рисунке, он обращен к читателю, который не знает того, что знает автор.

Записывать идеи и замыслы ребенка с самого раннего возраста. Зарисовки педагога, напоминающие наскальную живопись, вполне подойдут. В данном случае важно, что ребенку понятно, что это — про него и такая «запись» помогает самому ребенку вспомнить. А это значит, что спустя время педагог предложит вернуться к записи и «прочитать» ее. Вскоре дети сами начинают записывать что-то рисунками и схемами, а педагог постепенно вводит в запись замыслов и планов слова: сначала короткие, потом длиннее. И опять побуждает ребенка вернуться и «прочитать», чтобы вспомнить о том, что замыслил.

Развивать читательские практики. Письмо и чтение — это части одного процесса, вопреки тому, что в расписании первоклассников их традиционно разделяют на разные предметы. Совместное чтение, уютная, доступная и разнообразная домашняя и детсадовская библиотека, демонстрация взрослым того, как можно использовать записи для коммуникации — все это готовит ребенка к тому, чтобы письменный текст начал восприниматься как средство обращения к другому.

Как это работает на практике: разбираем на примере

Бывает, педагоги говорят: «Но ведь детям нужен план для рассказывания, а то дашь задание рассказать про любимую игрушку, а он не знает, с чего начать». Ну так он потому и не знает, что незачем ему рассказывать, — искусственная ситуация вне коммуникации просто не имеет для дошкольников смысла. Потребность создавать высказывание у дошкольников очень сильна: с каким жаром они рассказывают, когда есть кому и есть зачем, как стараются писать записки, объявления, истории, инструкции!

Будущее письмо рождается исключительно в ситуациях, когда оно имеет смысл. Вот эти ситуации нужно создавать.

О том, как это происходит в детском саду № 56 города Костромы, рассказывает старший воспитатель Вероника Кузьмина: «Каждый год дети в нашем детском саду отмечают, как они изменились, формулируют, чему такому, что не умели, научились. Интересен текст шестилетней Юли, которая фиксирует, что в 5 лет она еще не умела писать, а к своим почти семи годам научилась: “Как-то сама пробовала и научилась”. Да, у нас нет занятий обучению грамоте за столами. Но действительно ли “как-то сама?”. Ответим на вопрос строчкой стихотворения: “Ничто никогда не выходит само”».

Вот как педагоги детского сада поддерживают потребность создавать высказывание у дошкольников:

«Записывают» рисунками все происходящее с раннего возраста. Например, проговаривая при утренней встрече с Варенькой, как она шла в детский сад, видела дождик, она в садике, а мама пошла на работу под зонтиком, все это можно зарисовать фломастером на обычном листе. Подписать листок с рисунками, похожими на комикс, «Утро Вари» и разместить так, чтобы видно было и Варе, и другим детям в группе. Скоро можно будет заметить, как Варя «читает» это сообщение, рассказывая, как может, эту историю.

Используют грифельные поверхности. Они размещены в группах и спортивном зале и нужны не только для того, чтобы дети рисовали, но и чтобы фиксировать замысел ребенка. Сначала педагоги делают это с помощью рисунков, потом рисунки упрощаются до схем, потом появляются слова. Педагоги постоянно демонстрируют, что можно, важно и нужно все фиксировать письменно.

Размещают много различных сообщений для детей: в форме знаков, символов, слов, предложений. Знаками записан план дня, что-то отмечено значками в клеточках линейного календаря, записаны вопросы детей, подписаны контейнеры с игрушками и материалами. Среда вокруг ребенка постоянно ему что-то сообщает.

Вводят традиции. Например, утром каждый ребенок пишет свое имя на строчках листочка «Я ПРИШЕЛ». Сначала — это неупорядоченные каракули. Но постепенно они складываются в строчку, потом начинают проступать буквы. Образ имени запоминается ребенком очень рано, имя — ключ к желанию проявиться, сообщить о себе.

Используют сообразные возрасту способы для подготовки руки к письму. В детском саду № 56 нет прописей, но его педагоги понимают значимость подготовки руки к письму. Чтобы рука не уставала, чтобы формировался правильный захват, до четырех лет в группах есть турники и шведские стенки. Правильный вис — залог успеха! Чуть позже, к пяти годам, хорошо укрепляет мышцы запястья молоток: дети забивают гвозди, мастерят игрушки и полезные вещи.

Используют методики подхода ПРОДЕТЕЙ:

  • «Графическая практика»: вместо прописей педагоги записывают истории знаками под музыку. Знаки — элементы прописных букв. Пишут на ламинированных листах, музыка задает ритм движения руки, история определяет контекст и удерживает интерес.
  • «Моделирование письма» помогает составить модель сообщения. Все постепенно: от символического изображения к модели линиями и словам над ними.

Записывают детские истории. Рисунок — внутренняя речь ребенка. Дети рисуют и рассказывают историю, педагог бережно историю записывает.

Желание писать вырастает в среде детского сада, когда дети понимают:

  • то, что я говорю, можно зафиксировать знаками, записать;
  • то, что записано, важно. К этому можно обратиться, если забыл, это могут прочитать те, кто не слышал высказывания. Сообщение остается даже тогда, когда я вышел или ушел.
  • записать сообщение можно разными знаками: и рисунками, и буквами.
  • если я умею писать свое имя, то смогу себя обозначить: я пришел, я следующий в очереди на качели, это мой рисунок;
  • записанное буквами точнее передает то, что я хочу сообщить.

Можно ли использовать все вышеназванное как готовый алгоритм действий? Да, но только если педагоги понимают, что желание сообщить важнее желания научиться писать, и если сами получают удовольствие от записывания за детьми их идей в форме рисунков, схем и коротких записей.

Определяющим оказывается то, что педагоги понимают: желание сообщить важнее желания научиться писать буквы.

Авторы текста:
Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка
Вероника Кузьмина, старший воспитатель детского сада № 56 (г. Кострома)
Редактор: Татьяна Сандакова
Фото: детский центр «Маленький Лис» (МГПУ, Москва), детский сад № 56 (г. Кострома).

Публикации по теме