Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Особые дети: как понять, помочь и поддержать

Честный разговор с экспертом о сложностях работы с особыми детьми и особенностях их обучения

Современная школа становится все более инклюзивной, и учителя все чаще сталкиваются с задачей обучения детей с нарушениями развития. Особые дети имеют такие же права на образование, как и дети без нарушений, вот только у них есть и особые потребности.

О том, какие это потребности и что важно учитывать педагогам в работе с ребенком с ОВЗ, мы поговорили с экспертом в области специальной педагогики Ириной Яковлевой. В интервью она рассказала:

Бонусом — расскажем, как педагогу избежать выгорания и сохранить мотивацию.

— Ирина Михайловна, сегодня термин «особый ребенок» все чаще можно встретить в различных СМИ и литературе. Давайте раскроем само это понятие — что именно оно означает?

Это обобщенное понятие, которое охватывает разные нарушения развития. «Особый» — значит, не такой, как все, и эта непохожесть может быть выражена как во внешности, так и в поведении. Среди особых детей есть те, у которых нарушения носят врожденный характер или возникли в раннем детстве, до трех лет. А есть дети, которые перенесли травму, тяжелое заболевание в более позднем возрасте, что привело к ограничениям здоровья и инвалидности.

— Бытует мнение, что особый ребенок неизменно отстает в развитии и его возможности ограничены во всех сферах жизни, это действительно так?

Это заблуждение. Развитие особых детей действительно может быть задержанным, неравномерным, но может и опережать развитие среднестатистического сверстника. Например, ребенок, который в 7 лет не разговаривает, может обыграть взрослого в шахматы, а дошкольник, который в 6 лет не может одеться без помощи мамы, может решать сложные арифметические задачи.

— Всегда ли понятно с первого взгляда, что перед нами особый ребенок?

Не всегда — нарушения развития особых детей имеют разную степень тяжести. Если речь идет о легкой степени нарушения, то, скорее всего, сторонний человек этого даже не заметит. Другое дело, когда у ребенка выраженное нарушение, например, тяжелая умственная отсталость. В этом случае он сильно отстает в развитии от сверстников, что становится серьезным препятствием для совместного обучения и полноценного общения. В школе такой ребенок с трудом привыкает к правилам школьной жизни. Например, встает и ходит по классу, когда другие ученики выполняют задание, не «слышит» звонка, не может найти контакт с одноклассниками.

— Чем обучение особого ребенка в общеобразовательной школе будет отличаться от обучения в коррекционной? Какие вообще формы обучения доступны для таких детей сегодня?

Детям с особыми потребностями доступны все те же формы обучения, что и их нормально развивающимся сверстникам. Если особый ребенок ходит в общеобразовательную школу, то у него появляется больше возможностей контактировать с нормально развивающимися сверстниками. В специальном же учреждении он будет получать большую помощь со стороны специалистов — впоследствии это позволит такому ребенку более качественно социализироваться.

Конечно, если ребенок имеет выраженные нарушения развития, то целесообразно обучение в коррекционной школе. Для детей с интеллектуальными нарушениями обучение в специальной школе тоже более целесообразно, потому что они обучаются по своей программе. В обычном классе учитель не сможет ежеминутно помогать такому ребенку на уроке, и ученик будет чувствовать себя неуспешным, исключенным из общей работы класса.

В коррекционной школе классы комплектуются в зависимости от варианта федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы. В таком коллективе ученик будет чувствовать себя равным, и даже, возможно, успешным. Известно много случаев, когда школьники с интеллектуальными нарушениями после обучения в массовой школе переходили в специальную и становились более активными, инициативными, раскрепощенными. Несмотря на отставание в изучении учебного материала, они быстро нагоняют программу и улучшают успеваемость. В каждом конкретном случае необходимо выбирать оптимальное решение, которое будет обеспечивать ребенку наиболее комфортные для развития условия.

Фото: Freepik.com

— А как педагогу обычной школы определить конкретные потребности ребенка? Ведь это серьезный вызов для учителя.

Как правило, большинство особых детей с самых ранних лет оказываются под пристальным вниманием врачей. Им оказывается специальная врачебная помощь в зависимости от того, какой тип нарушения выявлен. Это может быть нарушение зрения, слуха, речи или опорно-двигательного аппарата, в других случаях — задержка психического развития, умственная отсталость или расстройства аутистического спектра. Перед школой ребенку с нарушением развития рекомендуется пройти ПМПК — психолого-медико-педагогическую комиссию, по результатам которой будет определен тип адаптированной программы, по которой будет обучаться ребенок. То есть когда такой ребенок приходит в школу, то педагог, как правило, уже информирован о его особенностях.

Чтобы выстроить образовательный процесс с учетом потребностей ребенка, необходим комплексный подход и поддержка специалистов особых квалификаций: психологов, дефектологов, логопедов. Цели и задачи специалистов комплексного сопровождения указаны в заключении ПМПК. На основе этого документа и результатов расширенного обследования разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который реализуется с участием разных специалистов.

— Если учитель впервые работает в инклюзивном классе, с чего ему начать? Как правильно выстроить работу, чтобы помочь особому ребенку и при этом сохранить дисциплину в классе?

Если в класс пришел особый ребенок, в первую очередь, нужно постараться создать для него доброжелательную и безопасную среду. С ребенком нужно познакомиться заранее, побеседовать с ним, вселить уверенность, что он может в любом случае обратиться к учителю. Если ребенок, например, имеет нарушение зрения, то перед началом учебного дня или в другое время, когда в классе никого нет, нужно провести его по классу, дать возможность потрогать, разглядеть мебель, подвести к его месту за партой, к доске, показать дорогу в туалет и так далее. Важно познакомить с другими учениками, призвать их помогать новенькому, принимать в свои игры. Очень деликатно учитель может рассказать детям, какие трудности есть у такого ребенка, как правильно ему помочь, если потребуется. Хорошо, если учитель уже в первый день поручит одному из одноклассников сопровождать ученика с ОВЗ: в столовой, раздевалке.

На первых порах основная задача — адаптация ученика с ОВЗ к школьным условиям. Важно понимать, что в период адаптации ребенок часто находится в стрессовой ситуации: он тревожен, импульсивен, плохо контролирует свое поведение. В этот период не стоит предъявлять к ученику много требований, его возможности в плане обучения также могут быть снижены. Учитель, планируя урок, должен продумывать и работу с учеником с ОВЗ: на каких этапах урока он будет включать его во фронтальную работу в классе, какие вопросы или задания давать и так далее. Следует избегать перегрузки. Переутомление может выразиться в двигательной расторможенности, головных болях, проявлениях нежелательного поведения. Поэтому учитель должен быть очень внимателен к такому ученику, замечать малейшие изменения во внешнем виде, в поведении и своевременно реагировать. Например, если учитель заметил, что ребенок с ОВЗ положил голову на парту, или, наоборот, начал активно крутиться, то следует сменить вид деятельности для него, дать поручение, позволяющее подвигаться. Движение помогает снять нервно-психическое напряжение, усталость.

Как избежать выгорания и сохранить мотивацию?

Счастливый педагог может дать детям гораздо больше.  Поэтому не забываем своевременно заботиться о себе!

📎 В этом материале — советы по профилактике выгорания.

📎 Здесь рассказываем, как справляться с гневом и сохранять спокойствие.

📎 А в этой статье — техники для борьбы с тревожными мыслями.

— Работа в инклюзивном классе — это серьезный профессиональный и личностный вызов для учителя общеобразовательной школы. Как быть к нему готовым?

Прежде всего, учитель должен получить необходимые знания об особенностях детей, имеющих те или иные нарушения, о рекомендуемых подходах и методах их обучения. Это придаст ему уверенности, его деятельность будет более эффективной. Это могут быть курсы повышения квалификации, переподготовка, новый уровень образования: магистратура, аспирантура. В этом случае учитель сможет быстро и систематично овладеть основными подходами работы с детьми с ОВЗ. Возможно также самообразование, но, как правило, это более долгий путь к достижению результата, чем профессиональное обучение.

Учителю необходимо по отношению к ребенку с ОВЗ занять позицию исследователя. Очень важно наблюдать за ребенком, результаты наблюдений заносить в блокнот, в том числе свои маленькие находки и открытия. Возможно, что они уже известны в специальной педагогике, но вы придете к этому сами. Наблюдения помогут выявить, на что ребенок лучше реагирует, его сильные стороны и, наоборот, слабые места. Возможно, получится поставить себя на место ребенка, почувствовать, как он воспринимает окружающий его мир.

Следует проконсультироваться со специалистами службы сопровождения — педагогом-психологом, дефектологом, логопедом о том, как лучше поступать в тех или иных ситуациях. Целесообразно побольше узнать о ребенке у членов семьи: бабушек, дедушек, родителей, братьев и сестер, других родственников. Важно проводить беседы с ребенком, постараться установить с ним доверительный контакт, проявлять доброжелательность. Важно понимать, что ребенок «особый», ему тяжело адаптироваться, и если он проявляет нежелательное поведение, то это происходит потому, что ребенок не может преодолеть стресс или не может найти конструктивный путь, чтобы справиться с этой ситуацией. Ему нужна помощь и поддержка взрослого.

Не следует огорчаться, если все не получается сразу. Чтобы стать дефектологом, требуется специальное образование и годы опыта. Как правило, учителя, имеющие стаж работы в школе, привыкают к тому, что все школьные проблемы решаются легко и быстро. Но ребенок с ОВЗ не такой, как другие, поэтому привычные способы решения трудных ситуаций могут не подойти. Ошибки встречаются у всех.

Ошибки заставляют думать, искать другие пути решения. Всегда ценились учителя, способные найти подход и научить любого ученика. Опыт обучения ребенка с ОВЗ обогащает учителя в методическом и личностном планах, и его педагогическое искусство в работе с любыми детьми поднимается на новый уровень.

Редактор текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com

Публикации по теме