Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Микромир для ребенка: какой должна быть детская площадка

От скромных игровых площадок прошлого к мультифункциональным плейхабам будущего

≈ 4 минуты чтения

Качели, горка, песочница, несколько турников, ворота для футбола и баскетбольное кольцо — так выглядела среднестатистическая площадка нашего детства. Довольно скромное и незатейливое оборудование детской площадки побуждало детей придумывать другие, зачастую травмоопасные развлечения или вовсе искать иные, не предназначенные для проведения детского досуга места в городе.

Мы поговорили с научным сотрудником лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анной Якшиной, чтобы узнать как изменились детские площадки сегодня и какое значение это имеет для детского развития.

Для чего нужны детские площадки: развитие, общение, образовательный опыт

Детская площадка — это не только место для развлечений. Здесь ребенок учится взаимодействовать с другими и работать в команде, экспериментировать и реализовывать свои замыслы, развивает ловкость и координацию. Современные игровые комплексы позволяют объединять физическую активность, сенсорные игры и образовательные возможности, превращая обычную прогулку в многогранный опыт.

Выбор площадки для прогулки с ребенком: чем руководствуются родители?

Выбор площадки для прогулки с ребенком: чем руководствуются родители?
Источник: Якшина А. Н. «Образовательный потенциал детских площадок Москвы» // UniverCity: Города и Университеты. Москва, 2018. С. 71-85.

Почему же так важно, чтобы детская площадка была многофункциональной, безопасной и, конечно, привлекательной?

Дело в том, что некачественная детская площадка не только лишает ребенка игровых перспектив, но и ограничивает деятельность ребенка, а значит, и его развитие. Исследователи также отмечают, что разновозрастные сообщества детей сегодня практически исчезли, разрушается детская субкультура. Это вынуждает родителей искать замену несостоявшейся уличной развивающей деятельности. На замену прогулкам на свежем воздухе приходят детские развлекательные комплексы и парки развлечений, занятия в детских клубах и кружках. Все это происходит в ущерб социальному развитию и игре.

«Современная городская детская площадка — пространство для разновозрастного общения и взаимодействия детей и взрослых, которое учитывает их потребности и интересы, дает городским детям возможность преодолеть отчуждение от природы, получить необходимое им разнообразие ощущений и адекватный образовательный опыт».

Анна Якшина,
младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка
НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Какой должна быть хорошая детская площадка

Вопрос грамотного проектирования детских площадок не получил бы такого резонанса без колоссальной работы психологов, исследователей, архитекторов и урбанистов: именно они обратили внимание проектировщиков и девелоперов на то, что игровое пространство должно отвечать возрастным физическим и психологическим потребностям детей и, конечно, сопровождающих их взрослых — ведь чем комфортнее себя чувствуют взрослые, тем дольше гуляют их дети.

Важную роль в развитии детских площадок сыграл и назревший общественный запрос. Откликаясь на него, различные исследовательские организации, инициирующие социологические исследования (например, «Активный Гражданин», preobra.ru, «Волонтеры Подмосковья» и др.), проводят открытые обсуждения детских игровых пространств. Вот наиболее популярные вопросы, которые волнуют респондентов и исследователей:

  • какой должна быть инфраструктура детской площадки?
  • каковы критерии безопасности на детских игровых пространствах? что такое контролируемый риск?
  • должна ли игровая площадка сочетаться с окружающим ландшафтом?
  • как сделать площадку интересной и функциональной для детей и взрослых?
  • как оценить развивающий потенциал детской площадки?

Принимая участие в подобных опросах, родители и их дети не только больше узнают о том, какие бывают детские площадки, но и могут влиять на то, как они будут выглядеть, вдохновлять исследователей, архитекторов и застройщиков на поиски новых решений.

Дефициты современных детских площадок: исследование ученых МГПУ

Исследование, которое провели ученые МГПУ в 2018 году, было направлено на изучение и оценку образовательного потенциала общественных игровых пространств. По результатам исследования были выявлены следующие дефициты детских площадок.

Площадки не соответствуют возрасту и инте­ресам всех категорий посетителей. Многие из них рассчитаны исключительно на детей младшего возраста, в то время как сюда приходят и более старшие дети.

Площадки разделены на зоны для разных возрастных групп. Оборудование расположено на площад­ке таким образом, что дети различных возрастных групп практически не пересекаются. Это ограничивает самостоятельность, возможности межвозрастного общения, передачу игровой субкультуры.

Особенности оборудования. На всех изученных площадках спортивные элементы и другое оборудование направлены на стимулирование исключительно физической активности детей. При этом на большинстве площадок установле­но оборудование закрытого типа, не позволяющее ребенку самому выбрать уровень сложности и самостоятельно ставить двигательные задачи. Кроме того, такие площадки недоступны детям с ограничен­ными возможностями здоровья.

Отсутствие разнообразия образовательного опыта. Только на единичных дворовых площадках имелось оборудование для экспериментирования (со звуками, водой, сыпучими материалами и т. д.).

Сезонность площадок. Сравнение зимнего и весеннего наблюдений показало, что большинство площадок оборудованы исключительно для прогулок в хоро­шую сухую погоду (нет навесов от дождя и солнца, покрытие становится скользким в зимнее время, а летом сильно нагревается и пахнет резиной).

Отсутствуют условия для поддержки детской игры. Оборудование не трансформируется под собственный замысел ребенка, нет свободного места для организации детьми игрового простран­ства. Площадки похожи одна на одну и не вписаны в окружающий ландшафт. Это мешает детям играть и управлять своей игрой.

Такой глубокий анализ показал, что большинство детских игровых пространств города имеет низкий образовательный потенциал. Данное заключение подвигло специалистов на разработку концепции усиления образовательного потенциала детских площадок, которая была представлена на общественное обсуждение в рамках мероприятий Московского международного салона образования, Ежегодного международного симпозиума «Образование и город», а также опубликована в сети для дальнейшей дискуссии.

«Двигательная сфера — это базис для развития более сложных психических функций и компонент овладения другими видами детской деятельности», — отмечают эксперты. А потому особенно важно, чтобы детские площадки вызывали интерес у детей, желание испытать пространство и самого себя в нем.

Фото: БФ «Университет детства», фестиваль «Крутая песочница»

Научный консультант

Анна Якшина
Научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ, исследователь игры, эксперт ECERS, психолог

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA

Публикации по теме