Top.Mail.Ru
Просветительский портал PRIZMA (МГПУ)

Больше детской инициативы: как развивать математическое мышление в детском саду

О том, как не пропустить момент, когда в игре рождается математика, и поддержать детскую инициативу

Обучение дошкольников математике — тема, которая вызывает у педагогов множество вопросов. Как организовать образовательный процесс так, чтобы в нем осталось место для свободной деятельности и игры? Как поддержать и расширить интерес детей к математике? Ответами делятся сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анна Якшина и Екатерина Стародубцева.

Стоит ли использовать игровые формы обучения математике

Часто взрослые, желая сделать игру более полезной и развивающей, полностью заменяют ее разными игровыми заданиями. Например, дети играют в белок, которые собирают орехи на зиму, но тут включается педагог и просит сосчитать, сколько орехов разной формы запасли белки. Или детям предлагается дидактическая игра-квест, в которой нужно пройти болото, но при этом есть ряд условий: прыгать можно только по круглым кочкам и нельзя наступать на квадратные, а чтобы открыть волшебную дверь, нужно правильно решить пример.

С одной стороны, такие задания часто нравятся самим детям. Данные говорят, что игровые элементы повышают вовлеченность и интерес детей, в том числе усиливают настойчивость в выполнении более сложных заданий. С другой стороны, чрезмерное использование игры как формы обучения влечет за собой:

  • нарушение баланса инициатив. Детям, которые большую часть времени находятся под руководством педагога, а не действуют по своей инициативе, сложнее перенести освоенные навыки в деятельность по собственному замыслу.
  • посыл о том, что математика сама по себе неинтересна. Если педагог постоянно вносит игровые формы в занятия математикой, он невольно сообщает детям, что с математикой можно встречаться только через какое-то специально организованное развлечение.
  • опасность замещения подлинной игры дидактическими формами. В основе этого риска лежит ложная установка, что сама по себе игра обладает недостаточным образовательным потенциалом, и ее нужно непременно «обогатить». Кроме того, использовать игровые формы намного проще: они более предсказуемы по сравнению со спонтанной игрой, в дидактических играх легче контролировать выполнение заданий. Однако чрезмерное увлечение игровыми формами будет препятствовать развитию спонтанной игры, что лишит детей ее огромного развивающего потенциала, выходящего далеко за рамки изучения математики.

Е. Е. Кравцова и Г. Г. Кравцов подчеркивают, что игра как форма обучения может использоваться только тогда, когда игра развилась как деятельность.

Сначала нужно создать оптимальные условия для развития самой игры, а только потом можно применять игровые формы. В противном случае вместо игры и обучения будет только действие по прямой инструкции взрослого, пусть и внешне более веселое и развлекательное для детей.

Отказ от чрезмерного использования игровых форм в образовательном процессе требует освоения новых педагогических инструментов, в том числе для анализа собственной практики. Иначе легко скатиться в другую крайность: отказавшись от дидактизма, стать исключительно наблюдателем и оставаться в стороне. В этом случае у детей не будет возможности освоить новые культурные средства, без которых так и не появится интерес к изучению и использованию более сложных математических понятий.

Как сделать так, чтобы игра и обучение математике усиливали друг друга

Педагог оказывается в непростой ситуации: фронтальные занятия не подходят дошкольникам по возрасту, игровые формы могут навредить спонтанной игре, а свободная деятельность без сопровождения не гарантирует эффективного обучения. Как найти баланс?

Ниже — чек-лист, который поможет организовать образовательный процесс в дошкольной группе так, чтобы обучение математике не шло в ущерб детской игре, а, наоборот, развивало ее потенциал.

Основные принципы:

  • Создавайте условия для развития спонтанной игры в детском саду и дома.
  • Умеренно используйте игровые формы и только после того, как убедитесь, что есть условия для развития спонтанной игры детей.
  • Создавайте условия для интересного детям обучения математике в повседневной деятельности. Не стремитесь в каждую спонтанную игру привнести математику.
  • Не исправляйте играющих детей и не добивайтесь правильных ответов в игре. Вместо этого наблюдайте за их игрой и размышляйте о том, какой смысл для них имеет использование математики.
  • Обсуждайте с родителями и коллегами ценность спонтанной игры для развития математического мышления детей.
  • Старайтесь замечать математические идеи, которые проявляются в процессе свободной деятельности и спонтанной игры детей. Наблюдайте, что привлекает интерес детей, чтобы в подходящий момент оказать поддержку в расширении «собственной математики» детей.
  • Создавайте в группе богатую математическую среду, в которой используются понятные детям цифры, обозначения, схемы и т. д.

Как создать богатую математическую среду в дошкольной группе

Математический уголок есть в каждой группе детского сада: пособия, игры, различные материалы для занятий. Как определить, насколько хорошо организовано это пространство, достаточно ли математических материалов и игр, поддерживает ли эта среда математическое развитие? Следующий чек-лист даст вам полезные ориентиры.

С чего начать и на что обратить внимание:

  • Убедитесь, что детям доступны математические материалы: для счета и сравнения по количеству, для измерений, сравнения размеров, сопоставления частей и целого, для знакомства с формой предметов.
  • Организуйте удобное пространство для игр с математическими материалами.
  • Убедитесь, что материалы различаются по уровню сложности, соответствуют потребностям и интересам детей, размещены так, что как будто «зовут» детей взять и исследовать их.
  • Добавьте в среду группы материалы с изображением чисел (часы, схемы, календари, игрушки), а также материалы, которые помогают соотнести записанное число и соответствующее количество предметов (плакаты, пазлы, числовое лото и т. п.).
  • Разместите в доступе для детей неструктурированные материалы, которые дают возможности для исследования, сравнения, упорядочивания, классификации, сортировки и измерения (камушки, ракушки, шишки, палочки и т. д.).
  • Пересмотрите расписание, чтобы у детей было достаточно времени (на хорошем уровне — не менее 1 часа в первой половине дня) для свободного использования доступных материалов.

Что делать для поддержки математического развития дошкольников

То, как педагог взаимодействуют с детьми, напрямую влияет на их интерес к математике: замечает ли детские идеи, поддерживает ли диалог, подхватывает ли спонтанные наблюдения. Чек-лист ниже поможет сфокусироваться на тех действиях, которые помогут сделать среду действительно развивающей.

Важные точки внимания:

  • Наблюдайте, что интересно детям: какие математические идеи появляются в свободной деятельности? как дети демонстрируют свое понимание математики в повседневных делах?
  • Создавайте ситуации совместного обсуждения математических проблем, поддерживайте самостоятельные размышления и исследования, построение и проверку гипотез;
  • Проявляйте интерес к эпизодам деятельности, вопросам, рассуждениям, связанным с математикой. Помогайте детям расширять понимание, уточняя, задавая вопросы, подбрасывая уместные идеи. При этом важно не забирать инициативу у ребенка;
  • Расширяйте возможности использования математического языка: называйте понятия и явления, помогайте детям подбирать слова для вопросов или объяснения своего понимания, для выражения размышлений;
  • Помогайте детям замечать и использовать математический контекст в том, что интересует их самих: например, если интересуются поездами — считайте вагоны; если нравится готовить — используйте простые рецепты, определяйте количество ингредиентов, взвешивайте и т. д.
  • Обращайте внимание на записанные числа (на часах, измерительных инструментах, календарях и т. д.) и помогайте понимать их значение;
  • Поощряйте использование математических материалов и любую деятельность, связанную с математикой (сравнение, сортировку, измерение, упорядочивание), задавайте вопросы на рассуждение, поясняйте понятия;
  • Делайте видимым для детей процесс своего мышления и демонстрируйте использование математических понятий и идей: озвучивайте свои рассуждения, подсчеты, предположения.

Можно заметить, что некоторые из перечисленных действий относятся скорее к сопровождению свободной детской деятельности, чем к организованным занятиям. Создавая условия для обучения в детском саду, в первую очередь следует помнить, что дети учатся в течение всего дня, в разных ситуациях, наблюдая и взаимодействуя друг с другом, а не только под руководством взрослого. Математическое образование не «закрывается на обед»: даже накрывая на стол, расставляя тарелки и приборы, дети могут активно осваивать математические понятия. При этом для обучения дошкольников критически важно опираться на их смысловую сферу, ловить детские интересы и расширять возможности для воплощения детских замыслов через освоение новых культурных средств.

Когда повседневная деятельность детей наполнена «живой» математикой, нет необходимости эксплуатировать спонтанную игру и превращать ее в игровые формы. Вместо этого можно создавать условия для развития игры, в которой развивается воображение, знаковая функция сознания, и дети активно осмысляют свой математический опыт. О том, как это делать, рассказали в статье.

Авторы текста:
Анна Якшина, научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Екатерина Стародубцева, специалист лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Фото: Детский сад N 56 г. Кострома

Публикации по теме