Как развивать творческие способности детей в детском саду?
Разбираемся в тонкостях работы с дошкольниками вместе с экспертом
Представьте себе, что вы впервые привели ребенка в детский сад. Вы открываете дверь в группу и первое, что замечаете — стены, украшенные абсолютно разными рисунками, аппликациями и поделками, а также фотографии с главными героями этого места — детьми.
Они, кстати, кажется, глубоко увлечены решением необычной задачи: этим утром воспитатель передал им письмо от Весны, которая никак не может наступить и очень просит помощи в нахождении ее следов. На столе в свободном доступе лежат различные материалы для творчества: краски, фломастеры, пластилин, кисти, мелки — выбирай, что хочешь. По соседству — пространство для строительства из кубиков, а рядом прозрачные контейнеры с игрушками: машины, куклы, мультяшные персонажи — все что может понадобится для разворачивания игры. Поодаль вы замечаете коробку, наполненную шишками и разноцветными лентами, кусочками картона и втулками, брусками, спилами и многим другим, что может в игре превращаться во что угодно в зависимости от фантазии ребенка.
Подобная картина вполне могла бы привести некоторых родителей в замешательство, ведь в их время детский сад еще не был местом, где уделялось большое внимание поддержке и развитию творческих способностей детей. Чаще всего деятельность дошколят ограничивалась кругом регламентированных занятий и различными режимными моментами, а о свободном доступе ко всем материалам для игры и творчества и речи быть не могло.
Сегодня же психологи и эксперты дошкольного образования в один голос говорят: «Если образовательная среда в детском саду способствует развитию творческих способностей, то дети лучше решают парадоксальные задачи, придумывают оригинальные идеи. Эти навыки нужны каждому человеку, чтобы успешно решать различные жизненные ситуации и чувствовать себя счастливым».
А потому найти дошкольную образовательную организацию, в которой понимают важность детской игры, создают условия для развития инициативности и творческого мышления, воображения и умения сотрудничать — огромная ценность и, увы, пока редкость.
За дело берутся эксперты
Одним из детских центров, ориентированных на развитие творческих способностей его воспитанников, является «Маленький Лис». Он был открыт в 2018 году на базе Института среднего профессионального образования имени К. Д. Ушинского. Центр курирует Лаборатория развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.
Взаимодействие с детьми строится здесь на основе уникальной образовательной программы «Превращения», которая направлена на развитие творческих способностей детей. Вот ее ключевые принципы:
- Развитие мышления. Дети погружены в решение задач, возникающих как в повседневной жизни, так и в игровых ситуациях, они занимаются изобретательством и сочиняют истории, спорят и придумывают.
- Развитие инициативности. Даже если у человека хорошо развиты творческие способности, но не развита инициативность, в реальной жизни ему может не хватить смелости, чтобы решить проблему нестандартным способом. Поэтому педагоги, работающие по программе «Превращения», уделяют особое внимание обсуждению возникающих в жизни проблем, оставляя детям пространство для самостоятельного решения, поддерживая детские идеи и планы.
- Поддержка игры. Именно в игре ребенок учится не только решать, но и ставить задачи, предлагать необычные идеи, смотреть на ситуацию глазами другого. Поэтому для игры в «Маленьком Лисе» созданы все условия.
А как же готовность к школе?
Умения ставить цели и находить способы их достижения — как раз и становятся важнейшими условиями успешности в школе. Именно этому ежедневно учатся воспитанники детского центра, а чтение и письмо при таком укладе жизни осваиваются буквально «играючи».
В 2022 году Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, с командой единомышленников выпустила методическое пособие «Превращения. Развитие диалектического мышления в детском саду». Книга становится палочкой-выручалочкой для воспитателей, которые хотят создавать условия для поддержки и развития творческого мышления детей.
Однако полезной она будет и для родителей, заинтересованных в развитии своего ребенка, и, что немаловажно, в прокачке собственных навыков активного слушания и наблюдательности, творческих способностей и умения удивляться. Как научиться вместе с детьми создавать новое там, где в этом возникает необходимость? Что такое образовательное событие, и почему оно так не похоже на классические занятия и кружки? Чем образовательный диалог отличается от привычного разговора с ребенком?
Зная ответы на эти вопросы, взрослый не только внесет весомый вклад в детское развитие, но и разбудит собственного внутреннего ребенка с его умением придумывать и не бояться стереотипов.
Превращаем вместе
Команда программы «Превращение» не только реализует ее в детском центре «Маленький Лис», но и готовит воспитателей других детских садов к работе над развитием творческих способностей.
На помощь в этом приходит магистерская программа МГПУ «Проектирование и экспертиза дошкольного образования (культурно-исторический подход Л.С. Выготского)». Знакомясь с теориями развития и лучшими практиками в области современного дошкольного образования, студенты учатся организовывать проектную деятельность в дошкольной группе, развивать творческое мышление у детей, оценивать качество дошкольного образования (в том числе с использованием международного инструмента ECERS) и улучшать его, работая с командами детских садов.
Узнать еще больше о принципах работы программы «Превращения», а также насыщенных днях, которые проживают воспитанники детского центра «Маленький лис», можно в видеоролике, подготовленном Ольгой Шиян и педагогами центра.
Автор текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com