Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Как помочь ребенку с ОВЗ адаптироваться к школьному обучению

Что нужно знать о сложностях адаптации и какие рекомендации дают эксперты

Адаптация к школе — это процесс, через который проходят все первоклассники. У обычных детей он длится около 8 недель, а вот у детей с ОВЗ занимает гораздо больше времени.

Это подтверждают данные исследования Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ. Ученые пообщались с педагогами 12 московских школ и выяснили, что спустя 6 месяцев после начала обучения только 1/6 часть ребят смогла адаптироваться к новым условиям.

Но даже если ребенок долго испытывает трудности в учебе и общении с одноклассниками, педагогу не стоит отчаиваться. Точная диагностика его потребностей и продуманная стратегия работы способны кардинально изменить ситуацию.

Какие факторы влияют на адаптацию детей с ОВЗ к школе

Вернемся к исследованию. Ученые предложили школьным учителям оценить 12 факторов, влияющих на адаптацию первоклассников с ОВЗ. Участники исследования разделили факторы на 3 блока по степени значимости.

Наиболее значимые:

  • Преодоление у ребенка с ОВЗ напряженности и страхов;
  • Сформированность общеучебных навыков (способность концентрировать внимание, воспринимать инструкции педагога и др.);
  • Умение выстроить контакт с учителем;
  • Интерес к учебе.

Средней значимости:

  • Умение выстроить контакт со сверстниками;
  • Посещение школы с удовольствием;
  • Предотвращение перегрузки, снижение объема заданий;
  • Помощь взрослого при выполнении учебных заданий.

Менее значимые:

  • Дошкольная подготовка (умение читать, овладение счетом, арифметическими действиями и др.);
  • Выполнение школьных правил;
  • Частые пропуски из-за болезни;
  • Активность на уроке (активен, низкая активность, не работает с классом).
Учитель помогает ребенку в школе на уроке
Фото: Freepik

Понимание степени значимости отдельных факторов позволяет школьным учителям и сопровождающим специалистам правильно расставлять приоритеты и эффективно распределять свои ресурсы. Как применить эти знания на практике — расскажем дальше.

Как помочь детям с ОВЗ быстрее адаптироваться к школе: рассказывает эксперт

Мы попросили начальника департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик МГПУ Ирину Яковлеву рассказать о том, на что стоит обратить особое внимание при работе с детьми с ОВЗ в период адаптации. Обратимся к рекомендациям эксперта.

1. Восполнение пробелов в подготовке. До начала обучения желательно провести экспресс-диагностику готовности к школе. Если ребенок не посещал детский сад, возможно, у него нет достаточных математических представлений, необходимого речевого запаса, представлений об окружающем мире. Индивидуальные занятия с учителем и дефектологом, а также с родителями под руководством специалистов могут восполнить эти дефициты: ребенок станет чувствовать себя более уверенно на уроках, будет лучше воспринимать материал, учиться с интересом.

2. Предотвращение перегрузки. Адаптация детей с ОВЗ во многом зависит от состояния здоровья. Поэтому в течение первых 3–6 месяцев обучения в школе особенно важно следить за самочувствием ребенка.

Самые обычные виды деятельности первоклассника вызывают серьезное напряжение ряда физиологических систем: при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48 %, ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15–30 ударов, к изменению биохимических показателей крови, к увеличению систолического давления на 15–30 ударов и т. п.

Контролировать учебную и психологическую нагрузку лучше всего сообща: в связке педагог — психолог — родитель. Это важно для обеспечения умственной активности, концентрации внимания, более высокой работоспособности на уроке, а также положительного отношения к учебным занятиям.

Если внешкольное время ребенка будет наполнено прогулками и подвижными играми, если родители будут следить за соблюдением норм сна и режима дня, ребенок избежит перенапряжения и сможет успешнее регулировать эмоции.

3. Соотнесение требований с возможностями ребенка. Процесс физиологической адаптации у детей с ОВЗ обычно проходит в три этапа:

  • 1 этап (1–3 недели): сниженная работоспособность, быстрая утомляемость, нарушение работы сердечно-сосудистой системы;
  • 2 этап (4–6 недели): резкие смены настроения как реакция на стресс. Организм ребенка пытается приспособиться к новым условиям;
  • 3 этап (7–9 недели): у детей в норме к этому моменту адаптация завершается, но у детей с ОВЗ могут сохраняться негативные реакции — организм еще может не найти подходящие варианты реагирования на возросшую нагрузку. Поэтому ребенок может ярко реагировать на различные ситуации.

Специалисты рекомендуют предлагать в этот период достаточно легкие задания, создающие ситуацию успеха, уверенности в своих силах. Это поможет ребенку преодолеть напряженность и возможные страхи: например, страх не справиться с заданием, получить неодобрение учителя или быть осмеянным другими учениками.

4. Частая смена видов деятельности и использование игровых приемов. Как правило, удерживать внимание даже на интересующем их материале более 10–15 минут первоклассникам трудно, поэтому учителю рекомендуется менять виды деятельности на уроке. Например, после прослушивания рассказа учитель проводит беседу, затем предлагает нарисовать главного героя (раскрасить его изображение), поучаствовать в инсценировании рассказа и т. д. Физкультминутки, использование шуток, поговорок и афоризмов в подходящей ситуации способны предупредить психофизические перегрузки и эмоциональные срывы.

Игровые приемы могут значительно увеличить мотивацию детей с ОВЗ и вызвать интерес к обучению.

5. Поощрение и поддержка детской инициативы. Особые дети нуждаются в поддержке и одобрении учителя больше, чем другие. Поэтому педагог должен увидеть и поддержать даже малейшие успехи ребенка, постоянно показывать, что он вместе с особым учеником радуется его достижениям. Часто установление теплых, доверительных отношений с учителем определяет отношение ребенка к школе, мотивацию к изучению школьных предметов, доброжелательные взаимоотношения с одноклассниками.

У особых детей часто проявляется незрелость эмоционально-волевой сферы: инфантилизм, импульсивность, в ряде случаев — непонимание своих эмоций. Это влияет на «вхождение» их в «роль ученика». Поощряйте стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу, формируйте чувство ответственности. Можно использовать методы, которые помогают детям с ОВЗ проявлять инициативу и творчески выражать себя:

  • свободный выбор: ребенок сам выбирает действия, способ их выполнения или форму взаимодействия;
  • активное участие: выполнение заданий в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар;
  • развитие самопознания: задания на понимание своих чувств и эмоций, развитие воображения, самооценки и взаимооценки.

Вместо заключения

Успех в адаптации ребенка с ОВЗ к школе зависит от командной работы педагогов, специалистов школы и родителей — от их положительного взаимодействия и эмоционального отношения к детям на протяжении всего периода обучения.

Важно найти ключик к каждому ребенку, опираясь на его интересы и способности, которые в ряде случаев могут быть неординарными. Например, неговорящий в 7 лет ребенок может обыгрывать в шахматы взрослого, а дошкольник, который в 6 лет не может без помощи взрослого одеться, может решать сложные арифметические задачи. Иногда за непреодолимыми, казалось бы, трудностями может скрываться большой потенциал. Важно лишь разглядеть его и помочь ребенку раскрыться.

Обложка: Freepik

Публикации по теме