Адаптация детей мигрантов в школе: как помочь ребенку почувствовать себя своим
7 советов педагогу, как поддержать ребенка-мигранта и создать безопасную атмосферу в классе
Миграция стала частью повседневной реальности, школы все чаще встречают иностранных учеников, чей родной язык и культурный контекст отличается от российского. Сегодня в школах России учатся более 200 тысяч детей мигрантов. Учителя отмечают, что дети-мигранты испытывают серьезные трудности в обучении и общении с другими детьми. Осложняется работа и самих педагогов: им нужно не только учитывать психологические особенности детей мигрантов, но и помогать им в адаптации и социализации.
Чтобы лучше разобраться в том, что происходит с ребенком, который попадает в новую культурную среду, и как педагогу выстроить индивидуальную работу с детьми-мигрантами и системную работу с классом, мы обратились к эксперту — Анне Головиной, младшему научному сотруднику лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ, антропологу, эксперту в развитии мягких навыков.
Когда мир меняется: как происходит приспособление к новой среде
Адаптация — это процесс вхождения в новую социальную среду. Он включает освоение языка, культурных традиций, норм и правил, а в случае адаптации к новой образовательной среде — школе — и учебных требований, распорядка дня, особенностей коммуникации. Процесс постепенного освоения новой культуры называется аккультурацией. Канадский ученый и социальный психолог Дж. Берри выделяет четыре стратегии аккультурации:
- ассимиляция — полное принятие новой культуры с отказом от собственной;
- интеграция — сохранение своей идентичности при включении в новое сообщество;
- сепарация — уход в свою этническую группу и отказ от взаимодействия со всем новым;
- маргинализация — исключение человека из культуры сообщества, помещение его «за черту» общества.
Исследования показывают, что наиболее благоприятной для адаптации мигрантов является стратегия интеграции. Именно ее педагог может придерживаться, выстраивая системную работу с классом и индивидуальную поддержку нового ученика. Как именно — поговорим ниже.
О сложностях адаптации детей мигрантов к школе
Прежде чем искать решения, важно разобраться в проблеме комплексно. Посмотрим, что именно может мешать детям-мигрантам чувствовать себя уверенно.
Языковой барьер. Многие дети-мигранты сталкиваются со сложностями в усвоении учебного материала и общении со сверстниками в школе. Дома в общении с родителями может чаще использоваться родной язык, а русский — остается вторым и применяется реже. Часов на изучение русского языка в школе не хватает, а на дополнительные занятия нет ресурсов.
Культурный шок. Дети иностранных граждан могут испытывать дискомфорт и даже стресс от столкновения с иной культурой, непривычными правилами и ценностями. Например, ребенку-мигранту может быть сложно привыкнуть к тому, на какой дистанции общаются люди, о чем они шутят, как воспринимают иронию или иносказание.
Социальное отторжение. Дети мигрантов часто оказываются объектами насмешек или даже агрессии: в школе их могут обзывать или высмеивать за привычки и внешность. Более того, даже те дети, которые напрямую не сталкиваются с буллингом, могут бояться его начала и принимать любые шутки близко к сердцу, что может стать причиной психологической травмы.

Когда ребенок оказывается в новой культурной среде, начинается сложный процесс адаптации — он не просто учит новый язык, он ищет способ оставаться собой в изменившемся контексте. Повышенная тревожность, замкнутость, а иногда агрессивность или, наоборот, апатия — естественные реакции на непривычную, часто пугающую новую среду. Неудачи в учебе могут усиливать стресс: ребенок может начать считать себя неспособным, еще больше замыкаться в себе, что часто приводит к снижению самооценки.
Как выстроить работу и смягчить адаптацию: 7 советов учителю
Терпение и системный подход помогут смягчить адаптацию. Здесь педагогу важно действовать последовательно. Чтобы выстроить индивидуальную работу с детьми-мигрантами и системную работу с классом, придерживайтесь следующего плана:
- Объясняйте новичку базовые правила. Привычные другим детям вещи могут быть для него в новинку, поэтому на начальном этапе важно дать школьнику время на адаптацию к новым условиям и позволить сначала просто наблюдать за окружающими. Ученик должен понимать, как устроена школа, какие требования к нему предъявляются и какие правила существуют в этом новом для него месте.
- Помогайте преодолевать языковой барьер. При работе важно проявлять терпение. Сложности в понимании русской речи и учебных заданий можно попробовать решить с помощью визуальных подсказок. Подумайте, какие картинки, схемы, пиктограммы и т. п. можно использовать для улучшения восприятия, запоминания и понимания информации.
- Поддерживайте дружелюбную атмосферу в классе. Не допускайте возникновения травли, останавливайте оскорбления и другие проявления пренебрежения по отношению к ребенку со стороны других учеников школы.
- Соблюдайте принцип инклюзивности. В воспитательной работе делайте упор на разнообразие опыта и культур, показывайте пример положительного отношения к разным культурам.
- Развивайте межкультурную компетентность учеников. В рамках воспитательных событий иностранцы могли бы рассказывать больше о собственной культуре и стране, помогая другим людям больше понять их самих.
- Привлекайте к работе психолога школы. Специалист может оказать помощь не только семье мигранта, но и педагогу. Например, с ним вы можете обсудить психологические особенности ребенка, его страхи и тревоги, чтобы совместно разработать стратегию мягкого и безопасного вхождения в новую культуру. Так, особенно эффективными в работе с такими детьми могут оказаться методы арт-терапии.
- Не забывайте о внеурочной деятельности. В первые годы жизни в чужом городе дети иностранцев часто не понимают, как организовать свой досуг. Поэтому посещение музеев и других культурных площадок города может стать связующим звеном между ребенком и городской средой.
Вместо итога
Проблема обучения детей мигрантов остро стоит в современной образовательной системе. Изменить ситуацию могут совместные усилия педагогического коллектива и желание помочь детям зарубежных граждан стать частью общества. Если общеобразовательная организация демонстрирует открытость, выстраивает систему, ориентированную на адаптацию, и включает в нее эффективные приемы работы с разными категориями учеников, то она не только становится комфортным для учеников местом, но и может предотвратить возникновение комплексных проблем с мотивацией к обучению и конфликтов между учениками школы.
Обложка: Freepik.com