Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

В класс пришел ребенок с ОВЗ: что делать учителю

Рассказываем, почему важно готовить класс к появлению ребенка с ОВЗ и как развивать культуру принятия

Когда в класс приходит особый ребенок, у педагога возникает множество вопросов: «Справлюсь ли я с этой задачей? Как подготовить класс? Будут ли родители и коллеги меня поддерживать?». Эти вопросы оправданы и требуют осознанного и бережного подхода в решении.

Мы проконсультировались с доцентом Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ Верой Галкиной, чтобы получить рекомендации, которые помогут педагогам наладить работу и поддержать учащихся с особыми потребностями.

Какие условия нужны детям с особыми потребностями в школе

У каждого ребенка есть право на образование независимо от состояния его здоровья или уровня развития. Это право предполагает, что учебное заведение создает условия, в которых все дети могут учиться, развиваться и чувствовать себя в безопасности.

Ребенок с ОВЗ, приходя в обычную общеобразовательную организацию, хочет того же, что и другие дети: получать знания, проявлять себя, общаться и быть принятым в коллективе. Поэтому важно не только обеспечить тьюторское сопровождение, адаптированную образовательную программу и безбарьерную среду для ребенка с ОВЗ, но и создать атмосферу принятия и уважения, в формировании которой учитель играет основную роль. Именно от этого во многом зависит, каким будет школьный опыт ребенка.

Фото: Freepik.com

Почему важно готовить класс к появлению ребенка с ОВЗ

Отношение сверстников к однокласснику с ОВЗ бывает противоречивым. Во многом их реакция зависит от того, какие модели общения и взаимодействия в целом они видят вокруг себя. Поэтому подготовить класс заранее — это не формальность, а необходимое условие создания инклюзивной культуры.

Исследование ученых Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ показало: развивать толерантное отношение и формировать культуру принятия необходимо с самого раннего возраста. В противном случае велик риск, что в классе возникнет напряжение. Развитие эмпатии помогает детям научиться видеть в сверстнике с ОВЗ не угрозу, а нового друга. Делать это можно разными способами, например:

  • проводить занятия, воспитывающие доброту и толерантность;
  • устраивать творческие конкурсы и фестивали, где каждый сможет показать свои таланты вне зависимости от возможностей;
  • назначать помощников внутри класса, которые будут помогать однокласснику с ОВЗ в случае необходимости;
  • вместе смотреть фильмы и читать книги, которые показывают жизнь людей с разными возможностями.

В основе принятия лежит понимание, что особенности есть у всех: кто-то бегает, а кто-то не может, кто-то отлично видит с последней парты, а кто-то носит очки. Такие примеры помогают детям осознавать: каждый человек уникален, быть разными — нормально, и ценно не отсутствие недостатков, а умение поддержать и понять друг друга.

Когда педагог чувствует себя уверенно в разговоре с детьми на такие непростые темы, ему легче выстраивать доверительные отношения с учениками, и работа с классом становится более эффективной. Если уверенности не хватает, можно обратиться за консультацией к психологу, тьютору или специалисту сопровождения.

📎  В этой статье — разбор кейса с экспертом о том, что делать, если класс не принимает особенного ученика.

Как поддерживать отношения родителей ребенка с ОВЗ и других семей

Приход ребенка с ОВЗ в класс волнует и родителей. Семьи одноклассников переживают о том, как изменится привычный уклад, родители самого ребенка — будет ли принят их сын или дочь, не столкнется ли с обидой, не останется ли один.

Один из способов снизить напряжение — провести родительское собрание с участием специалиста, который открыто объяснит, какое нарушение есть у ребенка. Также стоит рассказать о том, как включение в класс особого ученика повлияет на процесс обучения остальных детей.

Когда родители начинают слышать и понимать друг друга, формируется сообщество, в котором принятие становится общей культурой.

Фото: Freepik.com

С какими еще трудностями сталкиваются учителя и что может помочь их преодолеть

Выстраивание коммуникации с другими участниками образовательного процесса — лишь одна из сложностей, которая стоит перед педагогом, обучающим ребенка с ОВЗ. Исследование ученых МГПУ на базе московских общеобразовательных организаций показало, что большинство учителей инклюзивных классов, среди проблем отмечают:

  • отсутствие специалистов (тьютор, дефектолог, логопед) и коррекционной поддержки;
  • высокую эмоциональную нагрузку, которая приводит к усталости и выгоранию;
  • низкую обучаемость детей с ОВЗ.

📎  Что сами учителя говорят об опыте работы в инклюзивных классах — рассказали в статье.

Ученые выяснили, кому из учителей-предметников легче или, напротив, сложнее дается взаимодействие с детьми с ОВЗ и почему. Наибольшие трудности испытывают учителя русского языка и литературы (30 %) — в силу своих особенностей школьники имеют стойкие ошибки при письме, чтении, в речи. За ними следуют учителя истории и обществознания (27 %), чьи ученики сталкиваются с проблемами запоминания дат и хронологии событий. Меньше всего затруднений (19 %) возникает у учителей биологии, которые обладают глубокими знаниями о физиологическом и интеллектуальном развитии человека, — это позволяет им лучше понимать особенного ребенка.

В любом случае переживания педагога не должны быть табу: их важно проговаривать и признавать. Что может помочь:

  • назначение педагога-наставника на первом году работы с ребенком с ОВЗ;
  • наличие коррекционной помощи дефектологов, тьюторов, психологов;
  • проведение регулярных мастер-классов и специальных тренингов;
  • освоение педагогами технологий коррекционно-развивающего обучения и воспитания;
  • эмоциональная поддержка в педагогическом коллективе.

Как формировать культуру принятия и поддержки в классе

Инклюзивное образование — это не только про ребенка с ОВЗ, это про всех участников школьного сообщества. Его успешность зависит от того, насколько в коллективе развита культура принятия. Навязать ее нельзя, но педагог в силах создать условия, при которых она рождается сама.

Помочь в этом могут обсуждение ситуаций, связанных с восприятием инвалидов, совместные дела и проекты, признание усилий и поддержка внутри коллектива. Так образовательная организация становится особенным пространством, где царит атмосфера принятия, где ценится разнообразие способностей и характеров, где никто не боится показаться уязвимым или слабым, а наоборот, находит отклик и понимание.

Обложка: Freepik.com

Автор

Вера Галкина
Доцент института психологии и комплексной реабилитации, кандидат педагогических наук

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA

Публикации по теме