Травля учителей в школе: почему возникает и как ей противостоять
Разбираемся в причинах школьного буллинга и предлагаем решения для построения безопасной образовательной среды
Педагоги всё чаще становятся жертвами буллинга — и это реальная проблема сегодня. Подобные ситуации подрывают авторитет учителя, усиливают риск выгорания и отражаются на качестве образования. Почему педагоги становятся мишенью и какие шаги могут помочь изменить ситуацию, мы попросили рассказать сотрудников лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Наталью Жабину и Григория Гурина.
Из материала вы узнаете:
» Когда авторитет оказывается уязвим
» Почему педагоги становятся жертвами психологического давления
» Почему буллинг учителей — проблема школы
» Когда травят ученики: в чем причины
» Нападки со стороны родителей: в чем причины
» Как предупредить буллинг в отношении педагога и что делать, если он уже начался
Давление на педагогов: когда авторитет оказывается уязвим
Само по себе понятие «буллинг» до сих пор не имеет общепринятого, а тем более нормативно закрепленного определения. Достаточно широкую трактовку можно найти в словаре терминов, который составил Приморский краевой институт развития образования.
Буллинг (от англ. bully — хулиган, драчун, насильник) — повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить. Сознательно планируемое продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, прекращение которого требует вмешательства третьих лиц — директора, педагогов, учеников, родителей, а иногда и представителей правоохранительных органов.
Сам статус педагога не защищает от давления и издевательств. Можно иметь блестящее педагогическое образование, награды и признание коллег, и все равно однажды столкнуться с унижением или несправедливым отношением. Это может быть насмешка, игнорирование, подрыв авторитета или даже открытая агрессия, которая повторяется изо дня в день. Усиливает давление и общественный стереотип: учитель должен терпеть любое поведение учеников и виртуозно выходить из любой ситуации — иначе он «не справляется со своей работой». На практике это приводит к тому, что педагог оказывается в заведомо уязвимой позиции, а саму ситуацию стараются «замять», чтобы не выносить сор из избы.
Почему учителя становятся жертвами травли: ключевые причины
Педагоги могут становиться жертвами агрессии по разным причинам. Одни связаны с профессионально-личностными особенностями самих педагогов, другие — со школьной средой. Разберемся подробнее.
Личностно-профессиональные:
- недостаточный уровень методической подготовки;
- неумение организовать учебный процесс или поддерживать дисциплину;
- особенности личных качеств или стиля общения.
Что на практике: авторитет педагога снижается, и детям еще сильнее хочется проверить учителя «на прочность». Когда педагог срывается на крик или демонстрирует бессилие — напряжение только усиливается. Если же слишком мягок и легко идет на уступки, школьники будут продолжать испытывать его терпение. Рано или поздно границы будут найдены, и это будет весьма болезненно для всех участников образовательных отношений.
Структурные:
- замалчивание конфликтов;
- низкий уровень корпоративной культуры образовательной организации;
- отсутствие поддержки педагога.
Что на практике: нарушение границ становится нормой. Педагог находится в заведомо уязвимой позиции: он не может ответить агрессий на агрессию и фактически остается один на один с ситуацией. Изменить происходящее и остановить издевательства не только в отношении себя, но и других не представляется возможным.
Профессионально-личностные трудности педагога и организационные проблемы в образовательной организации складываются в единую систему рисков. Уязвимость авторитета, отсутствие поддержки и замаливание конфликтов — все это неизбежно формирует напряженную и токсичную атмосферу внутри школы. Именно поэтому агрессия в адрес педагогов — это не проблема отдельного человека, а индикатор системных сбоев в образовательной среде.

Буллинг учителей как проблема школы
Нормализация агрессии в школьной среде говорит о низком уровне организационной культуры образовательной организации. Жертве психологического давления трудно справиться с ним самостоятельно. Однако многие педагоги боятся просить о поддержке: они воспринимают это как признание собственной несостоятельности. Сказать коллегам или руководству о проблеме — все равно что расписаться в том, что «я не справляюсь с жизнью».
Последствия буллинга не проходят бесследно. Для педагога это психологическое и физическое истощение, выгорание, а иногда — уход из профессии. После пережитого может быть очень тяжело вновь поверить в свои профессиональные способности и решиться на шаг вперед: подать заявку на профессиональный конкурс или получить дополнительную специальность.
Когда профессиональные трудности кажутся непреодолимыми, важно не оставаться с ними один на один. Супервизия — метод профессиональной рефлексии, который помогает увидеть ситуацию с другой стороны, переосмыслить сложную ситуацию, вернуть уверенность в собственных силах и найти оптимальное решение.
Для образовательной организации такие ситуации не менее разрушительны: формируется негативный климат, образовательная среда начинает восприниматься как небезопасная и несправедливая. Информация о «такой» школе быстро распространяется, что мешает привлекать и удерживать квалифицированных педагогов. Увеличиваются и риски юридических и организационных последствий — возможны жалобы в вышестоящие инстанции. Все это снижает качество обучения.
Эти проблемы вырастают из конкретных ситуаций. На практике давление на педагогов чаще оказывается либо со стороны учеников, либо со стороны родителей — рассмотрим оба сценария подробнее.

Буллинг учителя со стороны учеников
Считается, что педагог — абсолютный авторитет в классе, и ребенок не может причинить взрослому человеку серьезный вред. Но реальность иная: педагоги вынуждены терпеть издевки, пренебрежительный тон, игнорирование просьб, нарочитое несоблюдение дисциплины или даже саботаж. Все это делает работу эмоционально невыносимой. Педагог начинает сомневаться в себе как специалисте, теряет уверенность и мотивацию, боится заходить в класс.
Иногда нападки учеников начинаются с банального нежелания признавать авторитет: «Если я не уважаю взрослых дома, почему должен уважать их в школе?». Ребенок чувствует себя вправе грубить педагогу, если в его семье принято обсуждать учителей или осуждать их действия в негативном ключе.
Издевательства нередко приобретают коллективный характер: один ученик задает тон, а остальные подключаются, чтобы «поддержать авторитет в группе» или не выделяться. Если учитель отреагирует жестко — его обвинят в излишней строгости. Если промолчит — воспримут как слабость, и давление усилится.
Усугубляет ситуацию влияние социальных сетей: педагогов снимают на телефон, выкладывают в чат с подписью вроде «истерика на уроке», обсуждают внешность, голос, манеру говорить. Эти формы агрессии педагог не может контролировать. Давление продолжается даже после уроков — дома, в личное время, и становится постоянным фоном жизни.
Буллинг учителя со стороны родителей
В идеале родители и педагоги — партнеры, которые вместе помогают ребенку раскрыть таланты, получить новые знания и найти свое место в жизни. Но на практике все чаще происходит иначе. Одни полностью отстраняются от школьной жизни, перекладывая воспитательные функции на педагогов. Другие, напротив, включаются с чрезмерным рвением, предъявляя бесконечные претензии и требуя невозможного. Педагог оказывается «виноватым» в любом случае: ведь он должен обучать, справляться с деструктивным поведением, мотивировать и решать конфликты.
Давление часто выражается в обесценивании: «А вы разве не можете это решить?», «Вам за это деньги платят, это ваша работа!», «Вы учитель или кто?» — все эти реплики призваны вызывать чувство вины, заставить педагога оправдываться.
Иногда педагог и вовсе становится «громоотводом» — на него выливают все претензии, недовольство школой и системой образования в целом и даже стоимостью тетрадей. Может ли на это повлиять обычный педагог? Нет. Но родители все равно выбирают именно его в качестве удобной мишени — он ближе и статусом ниже, чем директор. Цель таких конфликтов — не решить проблему, а выместить негатив.
Есть и другой тип родительской агрессии — когда педагог вызывает личную неприязнь. Его оценивают не по работе, а по внешности, семейному статусу, поведению вне рабочего места. Поводом для скандала может стать цвет волос, длина юбки или фотография в соцсетях. Все это подается под видом заботы о детях: «Что же вы транслируете моему ребенку?», «Вы должны быть примером!», «Я не хочу, чтобы ТАКОЙ человек учил моего ребенка!» — на деле же это попытка переложить на педагога функции, которые родители не хотят брать на себя.

Как предупредить буллинг в отношении учителя и что делать, если он уже начался
Эффективная защита от буллинга — высокая методическая подготовка и профессионализм педагога. Умение не поддаваться на провокации и возвращать разговор в рабочую плоскость помогают не снижать качество обучения даже в случае конфликта с проблемными учениками или «всезнающими» родителями. С профессионалами считаются, потому что видят их уверенность и нацеленность на результат.
Первое, что важно сделать, — разобраться в ситуации. Это разовый конфликт с родителем? Сопротивление класса новому педагогу? Или «день сурка», когда каждый урок превращается в цирк, а жалобы от родителей становятся все изощреннее? Если участников все больше и ни одно решение не работает — это буллинг. И вот что можно сделать в этом случае.
Заручиться поддержкой. Молчать и ждать, когда все закончится само собой, не стоит. Сообщите о происходящем руководству и коллегам. Дополнительную поддержку педагог может получить через консультацию с наставником и участие в программах менторства: например, на платформе MENTOR.MGPU.RU. Наставники помогают разбирать конкретные кейсы, находить эффективные стратегии реагирования и обеспечивать профессиональную поддержку на месте. Такой формат работы снижает уровень стресса, формирует чувство уверенности и позволяет учителю не оставаться один на один с проблемой.
Сохранять профессионализм. Несмотря на давление, крайне важно продолжать работать и соблюдать свои должностные обязанности. Не отвечайте агрессией на агрессию, не переходите на личности и соблюдайте субординацию. Спокойствие и последовательность показывают, что педагог уверен в себе и своей работе.
Снизить ценность агрессии. Психологическое давление держится на реакции — если агрессор видит эффект, давление продолжится.
Защищать свои права. Если вышеперечисленные советы не помогают, то пора переходить к защите прав учителя. Если раньше, правовой статус педагогов никак не учитывался при защите чести и достоинства, то теперь «право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников» закреплено в п. 13, ч. 3, ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Педагог вправе самостоятельно выбрать то, как он будет отстаивать свои права:
- обратиться в администрацию школы (лично или через представителей);
- обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
- «использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов» — то есть обратиться в суд.
Роль педагога в предупреждении и остановке конфликтов и агрессии действительно велика. Но одних усилий педагога недостаточно. Чтобы профилактика была эффективной, нужна согласованная работа всей образовательной организации: администрации, педагогов, родителей и самих учеников. Эффективная система школьного управления должна включать механизмы защиты преподавателей от агрессивного поведения учащихся и родителей. Только тогда получится выстроить систему, где дискриминации и враждебности просто нет места.
Замалчивание и бессилие можно заменить на уверенные, открытые способы реагирования. Для этого важно, чтобы в школе существовали четкие правила, понятные алгоритмы действий и единая позиция коллектива: уважение друг к другу и нетерпимость к буллингу. Когда это становится частью школьной культуры, каждый участник образовательного процесса чувствует себя защищенным.
Обложка: Freepik.com