Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Социальные навыки у детей с ОВЗ: как их развивать в школьной среде

От изоляции к включенности: рассказываем, как педагог может помочь особому ученику адаптироваться к новым условиям

«Он в классе — как будто невидимка: молчит, держится в стороне, даже на переменах остается один. Мы стараемся помочь, но другие дети всё равно его сторонятся…» — педагоги нередко делятся такими наблюдениями, говоря об адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе.

Дети с особыми потребностями могут учиться вместе со сверстниками, посещать кружки, участвовать в школьных мероприятиях. Формально они включены в образовательный процесс и совместную деятельность — но чувствуют ли они себя принятыми? Понимают ли он, как выразить эмоции, как попросить о помощи или реагировать на конфликт? Есть ли у них друзья?

О том, как педагоги могут развивать социальные навыки у детей с ОВЗ и влиять на процесс их адаптации, Ольга Соколова, доцент Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ рассказала в статье.

«Я среди вас, но не с вами»: о сложных формах социальной адаптации

Дети с инвалидностью и дети с ограниченными возможностями здоровья — полноправные члены общества, но нередко они испытывают трудности: зачастую у них плохо развиты навыки коммуникации, а само общество часто оказывается неготовым принять их и создать комфортные условия для успешной интеграции. Потому социальная адаптация таких детей требует усилий всех участников социума.

Социальная адаптация — это способность приспосабливаться к различным условиям жизни, анализировать ситуации, выбирать стратегию поведения и действовать в соответствии с нормами общества.

Если в жизни ребенка с ОВЗ возникают тяжелые обстоятельства — сиротство, насилие, гиперопека, педагогическая запущенность или просто отсутствует поддержка, — процесс адаптации может пойти по нежелательному сценарию.

  • Девиантная адаптация: внешне кажется, что ребенок включен, но он взаимодействует с миром через отрицание — провоцирует, отстраняется, игнорирует нормы и нарушает правила. Часто за этим стоит горький опыт — когда «правильное» поведение не привело к принятию и поддержке, а агрессия или молчание стал единственным способом выжить.
  • Патологическая адаптация: более глубокая форма дезадаптации, связанная с психоэмоциональными нарушениями — высокой тревожностью, перепадами настроения, неадекватной самооценкой. Такой ребенок не просто не следует правилам — он отказывается их признавать, сталкиваясь с отвержением в ответ. Так запускается замкнутый круг социальной изоляции.

Часто за сложным поведением стоят обстоятельства, с которыми ребенку трудно справиться в одиночку. И чем раньше взрослые — педагоги, родители, специалисты — это поймут, тем больше шансов на социальную реабилитацию.

Фото: Freepik.com

Почему адаптация детей с ОВЗ требует особого подхода

Социальная адаптация детей с ОВЗ может проходить дольше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это связано с несколькими факторами: жизненным опытом, условиями воспитания и в первую очередь состоянием здоровья.

Нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также множественные или тяжелые заболевания — всё это не только влияет на способность ребенка к обучению, но и может ограничивать его способности в освоении навыков общения. Такие нарушения часто являются источником дополнительных проблем с самооценкой, самоидентификацией, выбором адекватной модели поведения.

Каждый тип нарушения требует особого внимания:

  • дети с нарушениями слуха — не всегда могут улавливать интонации, невербальные сигналы, реагировать на групповую динамику;
  • дети с нарушениями зрения — сталкиваются с ограничениями в наблюдении за поведением сверстников;
  • дети с речевыми нарушениями — испытывают трудности в выражении мыслей, формулировании просьб и ответов;
  • дети с нарушениями интеллекта или ЗПР — нуждаются в пошаговом освоении правил и закреплении навыков через повторение;
  • дети с эмоционально-волевыми нарушениями — могут испытывать трудности с контролем импульсов, выражением чувств, принятием обратной связи.

Важно, чтобы ребенок с ОВЗ учился общаться не в специально организованных ситуациях, а в реальных бытовых условиях. Так, отличным местом для закрепления и совершенствования навыков коммуникации становится школьная среда.

Как школа становится ключевым пространством социальной адаптации

Школа — это модель общества в миниатюре. Здесь ребенок с ОВЗ не только получает образование, но и осваивает ключевые коммуникативные навыки, без которых невозможна полноценная интеграция в социум:

  • понимать, как устроены социальные отношения, и включаться в них;
  • просить о помощи и откликаться на нее;
  • отказывать, отстаивая свои границы;
  • вступать в диалог, выражать мнение, понимать чужие эмоции;
  • соблюдать правила, договариваться и принимать различия — в том числе в себе самом.

В атмосфере поддержки школьник с ОВЗ начинает воспринимать социальные нормы не как давление и запреты, а как способ быть принятым. Особую роль в этом играет педагог. Именно он способен помочь ребенку мягко пройти адаптацию, если:

  • проявляет уважительное и тактичное отношение к его особенностям;
  • замечает не только трудности, но и сильные стороны, интересы, способности;
  • выстраивает отношения с классом, формируя атмосферу принятия;
  • активно включает значимых взрослых — родителей, тьюторов, психологов — в процесс социализации;
  • ищет индивидуальный подход в работе.

Важно понимать: универсального рецепта нет. Задачи педагога могут меняться в зависимости от вида нарушения, степени вовлеченности семьи и социальных навыков ученика. Но базовая цель остается неизменной — создать условия для адаптации, в которых школьник сможет ощутить свою принадлежность к сообществу, поверить в собственную ценность и уверенно двигаться вперед.

Фото: Freepik.com

Как формировать социальные навыки: обзор педагогических технологий

Рассмотрим несколько педагогических технологий, которые помогают совершенствовать коммуникативные навыки и делают работу по социализации детей с ОВЗ более эффективной.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют адаптировать материалы и снизить стресс. В распоряжении педагога целый набор инструментов, который позволяет адаптировать учебный процесс под возможности конкретного ребенка. Школьнику с ОВЗ это дает возможность:

  • прочитать задание с увеличенным шрифтом или с голосовым сопровождением;
  • использовать визуальные подсказки и пиктограммы вместо текста;
  • выполнять интерактивные упражнения, которые помогают повторять действия пошагово.

Личностно-ориентированный подход помогает раскрыть сильные стороны каждого ученика, опираясь на его индивидуальные интересы и уровень развития. Благодаря тому, что акцент сделан не на учебном плане, а на личностных особенностях школьника, технология позволяет сформировать навыки рефлексии, критического мышления, творческой самостоятельности. Для ребенка с ОВЗ это:

  • возможность быть услышанным;
  • задания, которые соответствуют его уровню развития и не вызывают страха;
  • открытая и поддерживающая обратная связь, которая учит доверять взрослому и пробовать, даже если не получается с первого раза.

Развивающее обучение способствует формированию учебных навыков: желания получать знания и искать решения поставленных задач, природного любопытства, интереса к миру. Реализация этой технологии помогает детям с ОВЗ анализировать свои возможности и проявлять сильные стороны — это создает условия для развития адекватной самооценки. Что еще дает этот подход:

  • дети учатся анализировать ситуацию и решать проблемы в сотрудничестве;
  • создаются безопасные условия, где можно пробовать новое и учиться на ошибках;
  • у детей формируется умение рассуждать, сопереживать и искать собственные решения благодаря наводящим вопросам — например: «А как бы ты себя чувствовал на его месте?» или «Что ты можешь сделать, чтобы ситуация изменилась?».

Технология коллективного творчества создает опыт сотрудничества и сотворчества. Она позволяет школьникам понять, что сотрудничество — это не только результат, но и процесс, в котором дети совершенствуют важные навыки: умение договариваться, распределять роли, учитывать мнение другого.Для ребенка с ОВЗ включение в такие форматы ценно, потому что он:

  • ощущает свою значимость и вклад в общее дело;
  • учится предлагать идеи и достигать общего результата вместе с другими;
  • осваивает ролевое поведение в реальной группе.

Игровизация образовательного процесса снижает тревожность и формирует желаемые формы поведения. Для многих детей с ОВЗ игровая форма — самый естественный способ обучения. Через игру проще освоить модель поведения, научиться действовать в группе, принимать правила. Игровые методы:

  • делают процесс обучения эмоционально безопасным;
  • помогают «примерить» разные сценарии общения;
  • позволяют закрепить желаемые формы поведения.

Все эти подходы объединяет одно: уважение к ребенку как к личности и готовность идти вместе с ним по пути формирования коммуникативных навыков — терпеливо, гибко и с верой в результат. Социальная адаптация — не второстепенная задача, а условие благополучия и личностного развития любого ребенка. А для ребенка с ОВЗ и детей с инвалидностью — еще и необходимый ресурс, без которого учеба, мотивация и даже здоровье могут оказаться под угрозой.

Обложка: Freepik.com

Автор

Ольга Соколова
Доцент института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, кандидат педагогических наук

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA

Публикации по теме