Режиссерская игра: ребенок, создающий мир
От простых сюжетов до целых миров: как игра помогает исследовать реальность и выражать себя
Ребенок раскладывает камешки перед собой, двигает их, расставляет по местам — и вдруг они оживают. В его воображении один камень становится главным героем, второй — его другом, а третий — преградой на пути. Такой вид игры называют режиссерской, в ней ребенок одновременно и сценарист, и режиссер, и исполнитель.
Почему режиссерская игра так важна для развития, как ее распознать и поддерживать, и что делать, если в детском саду она остается незамеченной, рассказывает Анна Якшина, исследователь детства и младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Ниже — ее статья.
Что такое режиссерская игра
Вспомните свое детство: играли ли вы с шахматными фигурками, как будто королева всех звала на бал, пешки — её фрейлины, а ферзи скачут на лошадях к своим дамам? Или вдруг коробка с пуговицами превращалась в шумный город? Все это и есть режиссерская игра.
Ребенок берет маленькие предметы, связывает их друг с другом, наделяет смыслом и создает свой игровой мир. Особая черта такой игры — ребенок в ней играет сразу за всех и является режиссером, озвучивает сюжетную канву и говорит за всех персонажей.
Доктор психологических наук, исследователь игры Елена Кравцова, описывая режиссерскую игру в книге «Психология игры», приводит слова одного мальчика, который в ответ на вопрос взрослого, кто же он сам в этой игре, говорит: «Я их судьба».
Давайте же проследим развитие режиссерской игры на примере.
Пример режиссерской игры
Варя (3,5 года), стоя на коленках, расставляет на детском стульчике фигурки животных.
Варя-режиссер [двигает фигурки двух лис вверх и вниз, приближает их друг к другу]:
— Тут лиса живет, вот тут, в лесу, у неё лисенок.
Варя-Лисенок [тонким голосом]:
— Мама, я кушать хочу!
Варя-Лиса [обычным голосом]:
— Ну пойдем ягоды собирать! [оглядывается по сторонам, видит коробочку от киндера]. Бери корзинку! [берет коробочку от киндера].
Варя-режиссер [перемещает фигурки на другую сторону стульчика]:
— Ну вот они пошли ягод найти. [находит коробку с камешками и рассыпает их] Это будут ягоды.
Варя-Лисенок [тонким голосом]:
— О, ягодки! Мама! Мама! Сколько ягод!
Варя сама действует за все фигурки (понарошку, в игре) и одновременно управляет ими вне игры. Физически, на телесном уровне, она возвышается над своим созданным миром, охватывает его взглядом, режиссирует ход игры. При этом важно, что все происходит на очень маленьком пространстве: Варя еще не перевоплощается сама, не берет на себя роль, но при этом играет одновременно всеми маленькими фигурками. У нее нет готового сценария, она здесь и сейчас сама придумывает сюжет.
Как увидеть, что игра развивается
Именно с индивидуальной режиссерской игры начинается развитие игры. Примерно в 2–3 года у ребенка появляется позиция «над» в общении, он уже может занимать точку вовне. Развивается воображение: он начинает видеть целое раньше частей. Все это и позволяет ему стать режиссером в собственной спонтанной игре.
- Ребенок начинает придумывать сюжеты и разыгрывать их фигурками: сначала очень простые и коротенькие (одно-два действия), потом все более и более сложные (появляются события и последовательности событий).
- Сперва сюжеты отталкиваются от предметной ситуации, как в нашем примере: Варя увидела фигурки двух лис в коробке и начала игру в маму-лису и лисенка. По мере развития режиссерской игры ребенок все больше действует от собственного замысла, чаще использует предметы-заместители и сам создает игровые атрибуты и целые макеты. Например, делает фигурки из пластилина, домики в коробках из-под обуви или конфет.
- Вначале ребенок активно действует с игрушками и озвучивает их, но уже у старших детей можно увидеть и вовсе «молчаливую» игру, многое переходит во внутренний план: ребенок может сидеть на ковре рядом с построенной крепостью, смотреть на расставленные фигурки и лишь изредка их перемещать и что-то говорить. Все действие происходит в его воображении и скрыто от внешних глаз.
Однажды появившись, режиссерская игра остается с ребенком. Особого расцвета она достигает к концу дошкольного возраста: когда ребенок создает целые игровые миры со сложными отношениями внутри них, игра длится неделями, а дети играют не только индивидуально, но и вместе. Они снова и снова будут возвращаться к созданному миру и проживать в этом символическом пространстве эмоционально значимые для них события.
Вовлеченный ребенок, который часами может придумывать и занимать себя самостоятельно, — мечта многих родителей и педагогов. Чтобы ребенок научился создавать сложные сюжеты и собственные игровые миры, необходимо создавать условия для развития режиссерской игры.
Как сейчас обстоят дела с режиссерской игрой в детских садах
Исследование о значимости условий для поддержки детской игры, развития воображения и творческого мышления лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ показало: несмотря на свою важность, режиссерская игра и условия для нее встречаются крайне редко — это один из основных дефицитов игровой среды. Почему так происходит?
Часто режиссерская игра невидима для педагогов из-за того, что под игрой понимается исключительно ролевая игра. Режиссерская игра укромна и в младшем возрасте очень непродолжительна. Ребенок, тихонько играющий фигурками в уголке, незаметен. В большинстве случаев без специального фокуса и понимания сути этой игры, её и вовсе разглядеть очень сложно: сидит ребенок, перебирает игрушки, что-то изредка бормочет — играет ли он? Происходит ли в этот момент что-то ценное для детского развития или лучше занять ребенка чем-то другим?
Чтобы режиссерская игра перестала быть невидимкой и расцветала, важно создавать условия для её появления в том пространстве, где ребенок проводит свободное время, и регулярно наблюдать за разными детьми из позиции презумпции смысла — то есть подразумевая, что если ребенок что-то делает, то это сейчас важно и имеет для него особый смысл.
Что делать педагогам и родителям, чтобы поддержать режиссерскую игру
Навести фокус на режиссерскую игру. Со стороны не всегда ясно, играет ли ребенок, поэтому часто на помощь приходит практика включенного наблюдения. Если ребенок не возражает против присутствия взрослого рядом, то можно даже спросить его: «А кто это у тебя?», «Твоя машинка на стройку едет?». Через уместные вопросы и присоединение — если, разумеется, ребенок не возражает, а взрослый не настаивает, а скорее предлагает, удивляется, радуется игре ребенка — часто очень многое проясняется, проступает смысловое поле игры и становится видимым для взрослого.
Придавать смысл действиям ребенка. Вот малыш расставляет кубики. Взрослый может спросить у него, строит ли он гараж для машинки. Взрослый осмысляет то, что делает ребенок, и предлагает ему отозваться. Ребенок может отказаться от этой идеи или принять ее, и тогда может начаться игра в машинки или ремонтную мастерскую.
Создать разновозрастное играющее сообщество. Игровая культура передается от хорошо играющих старших детей — младшим. Сначала малыш будет наблюдать, как другие дети играют в режиссерскую игру, а потом и сам начнет создавать свои игровые миры.
Играть рядом. Для развития режиссерской игры нужна встреча с хорошо играющим посредником. Важно, чтобы взрослый при этом именно сам спонтанно играл, а не имитировал игру и не навязывал образцов ребенку, не заставлял его разыгрывать готовый сценарий.
Позаботиться о событийности жизни в детском саду или дома. Л. С. Выготский, выдающийся отечественный ученый, подчеркивал, что в игре ребенок реализует обобщенные нереализуемые желания. Для появления игры важно, чтобы у ребенка было эмоционально значимое содержание, которое ему хотелось бы прожить в символическом пространстве игры. Это значит, что жизнь ребенка должна быть наполнена интересными ему видами деятельности и событиями, которые можно проживать вместе с друзьями и взрослыми.
Вместе читать и обсуждать детские книги. Практика совместного чтения должна быть регулярной и неформальной, приносящей удовольствие и радость. Для игры важно появление у ребенка переживания, чего-то, что его эмоционально захватывает, что захочется прожить в символическом пространстве игры. Прямо во время чтения или после можно разыграть историю с маленькими фигурками, придумать другую концовку. Это может делать взрослый для детей, а потом оставить фигурки в свободном доступе. Кто-то из детей точно заинтересуется и начнет с ними играть.
Сочинять вместе с детьми истории. Пусть сначала это будут очень простые сюжеты, главное, чтобы этот процесс нравился детям и задействовал их воображение. Сочиняя истории, дети осмысляют свои впечатления, значимые события, размышляют о мире. Истории можно записывать и потом тоже играть в них, используя фигурки и подручные материалы.
Обеспечить доступ к неструктурированным материалам. Чтобы ребенок начал играть, важно, чтобы ему было чем играть: в доступе должны быть те самые маленькие фигурки, разные неструктурированные материалы (шишки, пуговицы, ракушки, кубики и т. п.), материалы для творчества (пластилин, скотч, бумага, ножницы) и так далее. Важны также укромные места, коробки и крышки от них, в которых можно устраивать домики для игрушек, делать из них самодельные макеты.
Обеспечить возможность сохранять игровое пространство. Например, сохранить постройку из лего, домик из коробки для пластилиновых фигурок и так далее, чтобы ребенок мог вернуться к режиссерской игре.
Выделить время на игру. Детям нужно много времени для создания сложных игровых миров, самодельных домиков и фигурок. Хорошо, когда есть хотя бы 1 час в каждой половине дня для спонтанной игры. Еще лучше — если это время непрерывно, так дети смогут разворачивать более сложные игровые замыслы.
📎 Хотите узнать больше о том, как стать не только наблюдателем, но и партнером ребенка в игре, читайте другую статью Анны Якшиной — «Больше чем развлечение: о важности детской игры».
Автор текста: Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования
Обложка: Freepik.com