Top.Mail.Ru
Просветительский портал PRIZMA (МГПУ)

Почему отказ от внеурочной деятельности может навредить ребенку с ОВЗ

Разбираем ситуацию, когда родители считают внеклассные занятия «пустым времяпровождением»

Ситуация: родители ученика с ОВЗ отказываются от участия ребенка во внеурочной деятельности. В качестве причины они называют высокую утомляемость: по их словам, ребенок сильно устает после уроков, ему нужен отдых. Кроме того, родители отмечают, что школьник занимается с репетиторами, и у него совсем не остается времени на, как они говорят, «пустое времяпрепровождение».

Что в этой ситуации ответить родителям? Какие аргументы можно привести, чтобы изменить их точку зрения? Об этом мы поговорили с экспертом в области специальной педагогики Ириной Яковлевой. Ниже — ее развернутый ответ.

Почему участие во внеурочной деятельности важно для ребенка с ОВЗ

1. Возможность наладить отношения со сверстниками

Часто дети с ОВЗ, особенно в инклюзивных классах, остаются изолированными от своих одноклассников. Они тревожны, замкнуты, им сложно найти общие темы, почувствовать себя частью коллектива.

Исследования показывают, что родители часто недооценивают значение адаптации в классном коллективе: им кажется, что их ребенок прекрасно общается со своими одноклассниками, в то время как на деле у ребенка с ОВЗ нет ни одного настоящего друга в классе.

Внеурочная деятельность — это пространство для дружбы. Здесь нет формальных оценок, а задачи предполагают обсуждение и командную работу. Участвуя в праздниках, походах, проектной работе, ребенок учится устанавливать контакты, работать в команде, делиться интересным.

2. Расширение кругозора и развитие интересов

Как правило, во внеурочной деятельности дети открывают для себя много нового: например, знакомятся с историей родного края, мировой художественной культурой, миром профессий и т. д.  Дети с ОВЗ могут обладать определенными способностями и талантами, которые, как и у нормально развивающихся детей, дожидаются своего часа, но их можно так и не раскрыть, если ребенок не попробует себя в разных видах деятельности.

3. Решение коррекционных задач через внеурочную деятельность

Внеурочная деятельность — не просто развлечение. В ходе таких занятий педагог и специалисты соответствующего профиля могут решать задачи, важные для развития ребенка с ОВЗ, например:

  • для детей с РАС полезны театральные кружки, где они учатся выражать эмоции, понимать чувства других, использовать позы, мимику и жесты.
  • детям с интеллектуальными нарушениями значительную пользу принесут занятия, связанные с ручным трудом: оригами, бисероплетение, макраме.  Они не только развивают мелкую моторику, но и помогают научить детей целеполаганию, планированию, контролю и оценке своей деятельности.
  • детям с СДВГ рекомендуются спортивные секции, которые помогают освоить контроль над телом, развить произвольное внимание и сделать двигательную активность целенаправленной.
Фото: Freepik.com

Как говорить с родителями

Работа с родителями требует деликатного подхода и последовательных шагов. Вот что может сделать педагог:

  • проводить индивидуальные консультации, в том числе с привлечением школьного психолога;
  • приглашать родителей на внеурочные мероприятия, показывая, как ребенок взаимодействует со сверстниками;
  • вовлекать в подготовку к праздникам, экскурсиям, классным часам.

Поддерживая общение с родителями, педагог не только помогает понять родителям важность включенности в образовательный процесс, но и выстраивает с ними партнерские отношения, которые особенно важны в инклюзивном образовании.

Почему это важно не только в этой ситуации

Внеурочная деятельность — это не просто отдых. Для ребенка с ОВЗ это возможность:

  • лучше социализироваться;
  • раскрыть свои таланты;
  • преодолеть трудности развития;
  • разгрузиться и наполниться энергией.

Возможности, которые нельзя не использовать.

Ученые Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ ведут активную работу по изучению организации внеурочной деятельности в школе и ее роли в поддержке детей с особыми образовательными потребностями. Этот кейс стал частью исследовательского проекта «Разработка модели сопровождения внеурочной деятельности в инклюзивном образовательном пространстве».

Эксперты собрали запросы родителей и педагогов, составили матрицу потребностей и разработали конструктор, который позволяет гибко планировать занятия с учетом индивидуальных особенностей детей. Результаты исследования станут источником для новых публикаций и аналитических материалов, которые касаются всех участников образовательных отношений: детей, родителей, педагогов и управленческой команды школы.

Автор текста: Ирина Яковлева, начальник департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ
Редактор: Наталия Кондратьева
Обложка: Freepik.com

Публикации по теме