Почему отказ от внеурочной деятельности может навредить ребенку с ОВЗ
Разбираем ситуацию, когда родители считают внеклассные занятия «пустым времяпровождением»
Ситуация: родители ученика с ОВЗ отказываются от участия ребенка во внеурочной деятельности. В качестве причины они называют высокую утомляемость: по их словам, ребенок сильно устает после уроков, ему нужен отдых. Кроме того, родители отмечают, что школьник занимается с репетиторами, и у него совсем не остается времени на, как они говорят, «пустое времяпрепровождение».
Что в этой ситуации ответить родителям? Какие аргументы можно привести, чтобы изменить их точку зрения? Об этом мы поговорили с экспертом в области специальной педагогики Ириной Яковлевой. Ниже — ее развернутый ответ.
Почему участие во внеурочной деятельности важно для ребенка с ОВЗ
1. Возможность наладить отношения со сверстниками
Часто дети с ОВЗ, особенно в инклюзивных классах, остаются изолированными от своих одноклассников. Они тревожны, замкнуты, им сложно найти общие темы, почувствовать себя частью коллектива.
Исследования показывают, что родители часто недооценивают значение адаптации в классном коллективе: им кажется, что их ребенок прекрасно общается со своими одноклассниками, в то время как на деле у ребенка с ОВЗ нет ни одного настоящего друга в классе.
Внеурочная деятельность — это пространство для дружбы. Здесь нет формальных оценок, а задачи предполагают обсуждение и командную работу. Участвуя в праздниках, походах, проектной работе, ребенок учится устанавливать контакты, работать в команде, делиться интересным.
2. Расширение кругозора и развитие интересов
Как правило, во внеурочной деятельности дети открывают для себя много нового: например, знакомятся с историей родного края, мировой художественной культурой, миром профессий и т. д. Дети с ОВЗ могут обладать определенными способностями и талантами, которые, как и у нормально развивающихся детей, дожидаются своего часа, но их можно так и не раскрыть, если ребенок не попробует себя в разных видах деятельности.
3. Решение коррекционных задач через внеурочную деятельность
Внеурочная деятельность — не просто развлечение. В ходе таких занятий педагог и специалисты соответствующего профиля могут решать задачи, важные для развития ребенка с ОВЗ, например:
- для детей с РАС полезны театральные кружки, где они учатся выражать эмоции, понимать чувства других, использовать позы, мимику и жесты.
- детям с интеллектуальными нарушениями значительную пользу принесут занятия, связанные с ручным трудом: оригами, бисероплетение, макраме. Они не только развивают мелкую моторику, но и помогают научить детей целеполаганию, планированию, контролю и оценке своей деятельности.
- детям с СДВГ рекомендуются спортивные секции, которые помогают освоить контроль над телом, развить произвольное внимание и сделать двигательную активность целенаправленной.

Как говорить с родителями
Работа с родителями требует деликатного подхода и последовательных шагов. Вот что может сделать педагог:
- проводить индивидуальные консультации, в том числе с привлечением школьного психолога;
- приглашать родителей на внеурочные мероприятия, показывая, как ребенок взаимодействует со сверстниками;
- вовлекать в подготовку к праздникам, экскурсиям, классным часам.
Поддерживая общение с родителями, педагог не только помогает понять родителям важность включенности в образовательный процесс, но и выстраивает с ними партнерские отношения, которые особенно важны в инклюзивном образовании.
Почему это важно не только в этой ситуации
Внеурочная деятельность — это не просто отдых. Для ребенка с ОВЗ это возможность:
- лучше социализироваться;
- раскрыть свои таланты;
- преодолеть трудности развития;
- разгрузиться и наполниться энергией.
Возможности, которые нельзя не использовать.
Ученые Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ ведут активную работу по изучению организации внеурочной деятельности в школе и ее роли в поддержке детей с особыми образовательными потребностями. Этот кейс стал частью исследовательского проекта «Разработка модели сопровождения внеурочной деятельности в инклюзивном образовательном пространстве».
Эксперты собрали запросы родителей и педагогов, составили матрицу потребностей и разработали конструктор, который позволяет гибко планировать занятия с учетом индивидуальных особенностей детей. Результаты исследования станут источником для новых публикаций и аналитических материалов, которые касаются всех участников образовательных отношений: детей, родителей, педагогов и управленческой команды школы.
Автор текста: Ирина Яковлева, начальник департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ
Редактор: Наталия Кондратьева
Обложка: Freepik.com