Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Как вовлечь родителей в воспитательный процесс

6 шагов, которые помогут наладить конструктивное взаимодействие с родителями

Касаткина Д. А. , Нехорошева Е. В., Миронова А. В., Авраменко В. Г.

Союз педагогов и родителей — залог гармоничного развития и воспитания детей. Родители формируют личность ребенка, учат выстраивать взаимоотношения с другими, прививают ценности. Педагоги закладывают знания и навыки, учат мыслить, социализируют детей и раскрывают таланты. Поэтому сегодня школы стремятся вовлекать родителей в образовательный процесс, меняя одностороннюю модель взаимодействия на партнерские отношения.

Однако наладить взаимодействие не всегда просто. Трудности возникают как со стороны педагогов и представителей школы, так и со стороны родителей. Ученые Лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели исследование, чтобы определить ключевые барьеры в общении. Что удалось выяснить — расскажем в материале. А также поделимся алгоритмом, который поможет педагогам повысить качество коммуникации с родителями.

Школа и родители: что мешает наладить партнерство

Эксперты побеседовали с родителями и сотрудниками школ, чтобы понять, почему некоторые семьи неохотно участвуют в воспитательных практиках школы. Среди основных причин:

1. Дефицит информации. Многие родители банально не знают о мероприятиях, которые проводит школа, или не понимают своей роли в них.

«Если бы меня позвали в школу… рассказали, что у нас на год планируется, какие мероприятия. <…> Я бы выбрал для себя какую-то активность, которой я готов посвятить свое время, чтобы совместно со школой это сделать более качественным и интересным не только для моего ребенка».

(родитель)

2. Недостаточная мотивация. Родители часто воспринимают воспитательные мероприятия как дополнительную нагрузку. Их мотивация во многом зависит от совпадения личных интересов и предлагаемых форматов участия.

«Я вместе с ребенком готовлю поделки, мы печем выпечку на эти ярмарки, ходим с ним в зоомагазины. Мы ходим на веселые старты, вместе участвуем в спортивных мероприятиях. А сидеть на лавочке и смотреть их тематические мероприятия никакой пользы не принесет. Это присутствие будет больше нервировать ребенка, потому что, когда нет родителей рядом, они более раскрепощенные».

(родитель)

3. Сильная загруженность. Многие родители из-за работы и других обязанностей нечасто посещают школьные мероприятия.

«Я со своей загруженностью и работой? Я бы все это делегировала школе и просто бы наслаждалась тем, как воспитывают моего ребенка».

(родитель)

Исследователи заключают: «Привлечение родителей не всегда является системным и нередко происходит по инициативе советников (прим. ред. — речь идет о советниках по воспитанию), которые вынуждены работать с сопротивлением педагогов и самих родителей».

Есть контакт: 6 шагов к продуктивному взаимодействию

Эксперты предлагают педагогам простой алгоритм, который поможет найти точки соприкосновения с родителями и сделать их активными участниками воспитательного процесса.

  1. Определите целевую аудиторию. Когда мы понимаем, кого и к чему хотим привлечь, сообщения и позиционирование становятся адресными. Поэтому продумайте: обращаетесь ли вы ко всем родителям школы, к родителям детей из конкретного класса или к родителям-активистам. Разделите родителей на группы в зависимости от их интересов и степени вовлеченности в образовательный процесс. Это поможет доносить информацию эффективнее.
  2. Оговорите формат взаимодействия и его границы. Родители должны понимать, каких конкретно действий от них хотят: просят участия, помощи в подготовке мероприятия, согласия на участие в нем ребенка или же просто информируют.
  3. Объясните выгоду. Для этого расскажите родителю, какие преимущества от участия в мероприятии получит лично он и его ребенок. Например, для родителя это может быть самореализация (в качестве члена родительского сообщества), а для ребенка — развитие навыков коммуникации и совместного взаимодействия.
  4. Расскажите родителю, «чего это ему будет стоить»: что конкретно от него требуется, сколько времени это займет. Родителям проще принять решение, когда они точно знают, сколько личных ресурсов они потратят.
  5. Дайте контакты ответственных за мероприятие лиц. Родитель должен знать, к кому он может обратиться за информацией и помощью.
  6. Пишите кратко и понятно. Время и внимание — два основных дефицитных ресурса для большинства родителей. Поэтому не пишите больше, чем нужно для понимания сути вопроса и принятия решения.

На заметку

Ученые отмечают: наиболее востребованной воспитательной практикой, которая находит отклик даже у занятых и менее мотивированных родителей, становятся профориентационные мероприятия. По результатам интервью большинство родителей готовы участвовать в них, потому что каждый ребенок рано или поздно встанет перед необходимостью выбирать профессию.

«Вне зависимости от готовности участвовать вместе со школой в воспитании ребенка, многие родители понимают ценность того, что делает школа», — подчеркивают эксперты. Проявляя гибкость и открытость, используя индивидуальный подход в работе с родителями, педагоги и вся команда школы могут значительно повысить уровень вовлеченности родителей в воспитательные практики школы и, следовательно, улучшить качество образования и воспитания детей. Больше примеров успешных практик можно найти в работе ученых «Как обойти подводные камни и выстроить конструктивное взаимодействие: привлекаем родителей к воспитательным практикам школы».