
Как вовлечь родителей в воспитательный процесс
6 шагов, которые помогут наладить конструктивное взаимодействие с родителями
Касаткина Д. А. , Нехорошева Е. В., Миронова А. В., Авраменко В. Г.
Союз педагогов и родителей — залог гармоничного развития и воспитания детей. Родители формируют личность ребенка, учат выстраивать взаимоотношения с другими, прививают ценности. Педагоги закладывают знания и навыки, учат мыслить, социализируют детей и раскрывают таланты. Поэтому сегодня школы стремятся вовлекать родителей в образовательный процесс, меняя одностороннюю модель взаимодействия на партнерские отношения.
Однако наладить взаимодействие не всегда просто. Трудности возникают как со стороны педагогов и представителей школы, так и со стороны родителей. Ученые Лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели исследование, чтобы определить ключевые барьеры в общении. Что удалось выяснить — расскажем в материале. А также поделимся алгоритмом, который поможет педагогам повысить качество коммуникации с родителями.
Школа и родители: что мешает наладить партнерство
Эксперты побеседовали с родителями и сотрудниками школ, чтобы понять, почему некоторые семьи неохотно участвуют в воспитательных практиках школы. Среди основных причин:
1. Дефицит информации. Многие родители банально не знают о мероприятиях, которые проводит школа, или не понимают своей роли в них.
«Если бы меня позвали в школу… рассказали, что у нас на год планируется, какие мероприятия. <…> Я бы выбрал для себя какую-то активность, которой я готов посвятить свое время, чтобы совместно со школой это сделать более качественным и интересным не только для моего ребенка».
(родитель)
2. Недостаточная мотивация. Родители часто воспринимают воспитательные мероприятия как дополнительную нагрузку. Их мотивация во многом зависит от совпадения личных интересов и предлагаемых форматов участия.
«Я вместе с ребенком готовлю поделки, мы печем выпечку на эти ярмарки, ходим с ним в зоомагазины. Мы ходим на веселые старты, вместе участвуем в спортивных мероприятиях. А сидеть на лавочке и смотреть их тематические мероприятия никакой пользы не принесет. Это присутствие будет больше нервировать ребенка, потому что, когда нет родителей рядом, они более раскрепощенные».
(родитель)
3. Сильная загруженность. Многие родители из-за работы и других обязанностей нечасто посещают школьные мероприятия.
«Я со своей загруженностью и работой? Я бы все это делегировала школе и просто бы наслаждалась тем, как воспитывают моего ребенка».
(родитель)
Исследователи заключают: «Привлечение родителей не всегда является системным и нередко происходит по инициативе советников (прим. ред. — речь идет о советниках по воспитанию), которые вынуждены работать с сопротивлением педагогов и самих родителей».
Есть контакт: 6 шагов к продуктивному взаимодействию
Эксперты предлагают педагогам простой алгоритм, который поможет найти точки соприкосновения с родителями и сделать их активными участниками воспитательного процесса.
- Определите целевую аудиторию. Когда мы понимаем, кого и к чему хотим привлечь, сообщения и позиционирование становятся адресными. Поэтому продумайте: обращаетесь ли вы ко всем родителям школы, к родителям детей из конкретного класса или к родителям-активистам. Разделите родителей на группы в зависимости от их интересов и степени вовлеченности в образовательный процесс. Это поможет доносить информацию эффективнее.
- Оговорите формат взаимодействия и его границы. Родители должны понимать, каких конкретно действий от них хотят: просят участия, помощи в подготовке мероприятия, согласия на участие в нем ребенка или же просто информируют.
- Объясните выгоду. Для этого расскажите родителю, какие преимущества от участия в мероприятии получит лично он и его ребенок. Например, для родителя это может быть самореализация (в качестве члена родительского сообщества), а для ребенка — развитие навыков коммуникации и совместного взаимодействия.
- Расскажите родителю, «чего это ему будет стоить»: что конкретно от него требуется, сколько времени это займет. Родителям проще принять решение, когда они точно знают, сколько личных ресурсов они потратят.
- Дайте контакты ответственных за мероприятие лиц. Родитель должен знать, к кому он может обратиться за информацией и помощью.
- Пишите кратко и понятно. Время и внимание — два основных дефицитных ресурса для большинства родителей. Поэтому не пишите больше, чем нужно для понимания сути вопроса и принятия решения.
На заметку
Ученые отмечают: наиболее востребованной воспитательной практикой, которая находит отклик даже у занятых и менее мотивированных родителей, становятся профориентационные мероприятия. По результатам интервью большинство родителей готовы участвовать в них, потому что каждый ребенок рано или поздно встанет перед необходимостью выбирать профессию.
«Вне зависимости от готовности участвовать вместе со школой в воспитании ребенка, многие родители понимают ценность того, что делает школа», — подчеркивают эксперты. Проявляя гибкость и открытость, используя индивидуальный подход в работе с родителями, педагоги и вся команда школы могут значительно повысить уровень вовлеченности родителей в воспитательные практики школы и, следовательно, улучшить качество образования и воспитания детей. Больше примеров успешных практик можно найти в работе ученых «Как обойти подводные камни и выстроить конструктивное взаимодействие: привлекаем родителей к воспитательным практикам школы».