Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

От адаптации к социализации: помощь детям с ОВЗ на каждом этапе дошкольного возраста

Рассказываем об особенностях развития детей с ОВЗ от 3 до 7 лет и способах социального воспитания

Детский сад — это не просто место для игр и досуга. Это первая ступень социализации: здесь дети учатся общаться, понимать себя и других, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Так формируется основа для успешного обучения и полноценного общения в будущем.

Детям с нарушениями развития этот процесс дается сложнее: они дольше привыкают к новой обстановке, дольше усваивают правила. Им чаще требуется помощь воспитателя, его внимание и индивидуальный подход. Но иногда и сам воспитатель нуждается в поддержке — особенно если он раньше не сталкивался с инклюзивной практикой и не знаком с особенностями детей с ОВЗ дошкольного возраста. Чтобы разобраться в тонкостях коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, мы обратились к монографии профессора Института психологии и комплексной реабилитации Елены Екжановой.

Третий год жизни: адаптация и первый шаг в большой мир

В раннем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает себя частью группы. Он учится дружить, проявлять инициативу, подражать взрослым. Если правильно запустить эти процессы, в будущем ребенку с ОВЗ будет проще адаптироваться в социуме. Ниже — основные способы социального воспитания детей третьего года жизни.

Совместные действия и подражание

Для ребенка с ОВЗ многое начинается с простого наблюдения за взрослым. Но одного наблюдения недостаточно — важно вовремя включить ребенка в совместную деятельность, помочь почувствовать себя участником. На этом этапе подражание становится естественным способом обучения: ребенок копирует действия, повторяет жесты, начинает следовать речевым инструкциям.

Что можно делать на практике:

  • использовать разные наглядные приемы: указательный жест, показ, действия по подражанию и по речевой инструкции. Чтобы малыш усвоил способ действия, нужно научить его воспроизводить указательный жест, понимать подобные жесты сверстников, использовать их в определенной ситуации.
  • побуждать ребенка к выполнению элементарной речевой инструкции, которая регламентирует какое-либо действие.

Примеры игр

Элементарные действия вместе со взрослым и по подражанию:

  • «Качели» (совместные покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»);
  • «Ладушки» (участники хлопают друг друга по ладошкам в такт словам стихотворного ритма);
  • «Часики» (совместные покачивания вперед-назад cо словами «тик-так»).

Элементарные действия по речевой инструкции с использованием указательного жеста и без него:

  • «Покажи, где» (глазки, ушки, ротик, носик, ручки, пальчик, ножки);
  • «Сорока-ворона» (взрослый водит пальцем по ладони ребенка, приговаривая рифмованные строки, а затем поднимает палец, побуждая малыша поймать его);
  • «Брось мячик» / «Возьми карандаш» / «Дай куклу» / «Держи флажок».

Почему это важно? Обучение детей первичным способам усвоения общественного опыта позволит укрепить уверенность ребенка в своих силах и облегчает процесс адаптации к новому окружению. В дальнейшем это позволит ему адекватно реагировать на требование выполнять режимные моменты: переходить от бодрствования ко сну, от игры к занятиям и т. п.

Установление прочных эмоциональных контактов

Для детей с ОВЗ особенно важна стабильная, эмоционально теплая связь с окружающими. Чувство безопасности, принятия и доверия помогают им включаться в общение и чувствовать себя частью группы.

Создание этой связи — тонкая работа, требующая терпения и чуткости. Важно не торопить события, а выстраивать контакт шаг за шагом через знакомые, эмоционально насыщенные ситуации.

Что можно делать на практике:

  • создавать условия для безболезненного включения ребенка в группу («детки тебя давно ждут») и готовить детей к изменениям: предупреждать, объяснять, вводить элементы новизны постепенно, обыгрывая их в привычных ситуациях;
  • учить детей тактильно-эмоциональным способам выражения чувства привязанности и любви — таким образом педагог закрепляет положительную реакцию ребенка на близкого взрослого.

На заметку

Вечером перед приходом за ребенком кого-либо из взрослых воспитатель заранее говорит ему о том, что скоро придет мама (папа, бабушка), она очень соскучилась, нужно ласково встретить ее, обнять, поцеловать, улыбнуться ей. А затем в процессе взаимодействия ребенка и взрослого воспитатель руководит его поведением, выступая в качестве посредника. Например, воспитатель обращается к ребенку: «Саша, скоро придет твоя мама. Она очень соскучилась по тебе. Будешь ее встречать? А как ты ее встретишь? Будешь обнимать вот так. Поцелуешь вот так. Скажешь: “Мамочка, здравствуй!”».

Приходит Сашина мама. Воспитатель восклицает: «Саша, посмотри, кто пришел. Кто это? Мама, мамочка твоя пришла! Иди встречай. Обними маму, вот так! Поцелуй! Вот как поцеловал! Скажи: “Мамочка моя!”». Саша рад маме, мама тоже рада.

Почему это важно? Именно в детском коллективе ребенок начинает осознавать себя как личность и учится строить отношения с другими. При этом чувства страха, неуверенности, боязливости в новых ситуациях, помещениях и при встрече с незнакомыми людьми мешают ребенку достичь психологического комфорта.

Фото: Freepik.com

Четвертый год жизни: развитие самостоятельности и любознательности

На четвертом году жизни у ребенка расширяются представления о себе и своем окружении. Он начинает использовать речь как основной инструмент общения. Он понимает: чем точнее он выражает свои мысли, тем проще ему договариваться с другими детьми, формировать связи, решать конфликты. Ниже — способы социального развития детей четвертого года жизни.

Воспитание адекватного поведения в конкретной ситуации

На этом этапе особенно важно, чтобы ребенок начинал осмысленно действовать в бытовых ситуациях, а не просто подражал взрослому. Речь о простых, но значимых действиях, которые формируют привычку.

Что можно делать на практике:

  • учить ребенка мыть руки перед едой и после прогулки, пользоваться полотенцем, носовым платком, открывать и закрывать краны, коробки, складывать вещи на стульчик, есть ложкой, пользоваться салфеткой и т. д.
  • учить ребенка выражать свои потребности и желания, используя словосочетания «Я хочу…», «Я не хочу…», подкрепляя их мимикой и жестами, выразительными движениями.

Примеры игр

Выражение потребностей и желаний в речевой форме:

  • «Кому подаришь … ?» (игрушку, улыбку, шарик);
  • «Позови друга в гости»;
  • «Зайка, зайка, что с тобой?».

Почему это важно? Это позволит ребенку не только установить контакты со сверстниками, но и осознать собственные действия и возможности в определенной ситуации. При этом обучение проходит следующие этапы: подражание действиям взрослого, действия по показу, действия по речевой инструкции.

Позитивное общение и эмоциональное взаимодействие с окружающей средой

Что можно делать на практике:

  • учить ребенка здороваться, доброжелательно отвечать на приветствие взрослого или сверстника, благодарить, тепло прощаться.
  • создать для каждого ребенка индивидуальный альбом с фотографиями, отражающими основные события, происходящие в его ближайшем окружении. Так ребенок будет учиться узнавать и выделять себя на фотографиях, называть имена и отчества близких взрослых, изображать их на рисунках, развивать речь, рассказывая о главных событиях своей жизни.

На заметку

Чтобы сформировать у детей представление о своем дне рождения как о светлом, радостном событии, накануне дня рождения каждого из детей воспитатель сообщает об этом всей группе и предлагает ребятам подготовиться к празднику.

Дети разучивают стихи, песни, готовят украшения и фотографируются в день рождения ребенка. Снимки размещаются в фотоальбоме, чтобы сохранить яркие моменты и радостные эмоции.

По прошествии нескольких дней после праздника можно задать детям вопросы: у кого был недавно праздник? как этот праздник называется? когда был день рождения? что делали гости?

Почему это важно? Положительные эмоции помогают ребенку лучше запоминать информацию о себе.

Фото: Freepik.com

Пятый год жизни: управление эмоциями

На протяжении пятого года жизни у детей совершенствуются навыки, которыми они в той или иной мере уже овладели, а также закрепляются адекватные формы поведения и способы взаимодействия в повседневной жизни. Об основных способах социального воспитания в этом возрасте рассказываем ниже.

Развитие эмоционального интеллекта и потребности в общении со сверстниками

Ребенок учится понимать, что с ним происходит: как меняется настроение, почему появляются те или иные желания и реакции. Осознание собственных чувств и чувств других людей — это основа формирования отношений.

Что можно делать на практике:

  • учить справляться со страхами (например, показать дыхательные упражнения);
  • обучать различать настроение и эмоциональные состояния окружающих людей (радость, печаль, гнев), выражать сочувствие (пожалеть, помочь);
  • формировать потребность детей в дружбе («Петя, встречай друга, он пришел в группу, надо с ним поздороваться, вы будете вместе играть»).

Примеры игр

Позитивное эмоциональное взаимодействие:

  • «Веселый хоровод»;
  • «Покружись, улыбнись» (в парах);
  • «Угадай настроение мелодии» (грустная, веселая, нежная, бодрая).

Создание групп детей по интересам и организация их совместной деятельности:

  • «Дочки-матери»;
  • «Поварята» (двое детей, любящих готовить и накрывать на стол);
  • «Уберем игровой уголок» (с распределением обязанностей).

Почему это важно? Учитывая специфику эмоционального развития, педагог может научить ребенка понимать и регулировать эмоции, ему будет проще строить отношения и справляться с трудностями. А в совместных играх у детей формируются положительные формы взаимодействия.

Формирование субъектно-объектных отношений

В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что он может влиять на окружающий мир. Он понимает, что способен сам выбрать объект, взаимодействовать с ним и получить результат. Это важный шаг на пути к формированию самооценки и развитию самосознания.

Что можно делать на практике:

  • обращать внимание на предпочтения детей в выборе занятий, игр, игрушек, предметов быта;
  • подчеркивать роль самого ребенка в достижении того или иного результата при взаимодействии с игрушками.

На заметку

Чтобы сформировать у ребенка предметно-объектные отношения, педагог показывает пример: указывает на себя как на создателя той или иной постройки, рисунка, поделки.

Указывая на себя жестом, воспитатель говорит: «Это Ольга Александровна построила дом (зоопарк, улицу). Посмотрите, как я это сделала. Я молодец!». Когда ребенок начинает повторять действия педагога, взрослый фиксирует его внимание на том, что построил (нарисовал, слепил) это именно он. Затем к результату деятельности ребенка привлекается внимание других детей, подчеркивая, что это сделал именно он.

Почему это важно? Это помогает развить у детей потребность в самостоятельности («я сам»), возникает уверенность в себе, своих силах («я могу»).

Фото: Freepik.com

Шестой и седьмой годы жизни: осознание себя, физическое здоровье и взаимодействие с окружающими

В возрасте 6–7 лет совершенствуется психическое развитие: дети осваивают более сложные формы взаимодействия с окружающими, учатся определять свое место в коллективе. В этом возрасте также важно помочь ребенку сформировать здоровые привычки: в этот период особенно высок образовательный потенциал игр.

Обучение поведению в различных жизненных ситуациях

В этом возрасте дети уже знакомы с базовыми правилами общения, но нуждаются в расширении поведенческого репертуара — особенно в непростых или новых для них ситуациях. Важно помочь детям распознавать такие ситуации и находить приемлемые способы поведения в них.

Что можно делать на практике:

  • учить детей корректно выражать эмоции и находить способы их экологичного проявления. Показывать детям, как договариваться, делиться, мириться, отстаивать свою точку зрения без агрессии.
  • учить детей моделям поведения при встрече с агрессивно настроенным взрослым: либо быстро убежать (прекратить неприятный контакт), либо привлечь внимание другого взрослого, либо громко попросить о помощи окружающих.
  • разбирать с детьми конфликтные ситуации и предлагать варианты выхода из них: «Что делать, если тебя обидели?», «Как сказать другу, что тебе что-то не нравится?».
  • вовлекать детей в коллективные задания (накрывание стола, уборка игрушек), чтобы они учились работать в команде и договариваться.

Примеры игр

  • «Наша Таня громко плачет» (определение изменяющегося эмоционального состояния персонажа при изменении ситуации);
  • «Как поступить правильно?» (разбор жизненных ситуаций: что делать, если потерялся, если друг обиделся, если взрослый попросил помощи);
  • «Испорченный телефон» (учит правильно выражать мысли, слушать собеседника);
  • «Светофор вежливости» (дети сортируют ситуации по «цветам»: красный — нельзя, желтый — подумаем, зеленый — правильное поведение);
  • «Толкнул — извинись» (упражнение на развитие эмпатии и умение мириться).

Почему это важно? Освоение норм социального поведения помогает ребенку уверенно чувствовать себя в обществе, выстраивать доверительные отношения и находить общий язык со сверстниками. Эти навыки станут основой для успешной адаптации в школе и в будущем помогут ребенку легко находить друзей и решать жизненные ситуации.

Формирование здорового образа жизни

В 6–7 лет дети уже многое понимают о теле и здоровье. Важно помочь систематизировать эти знания. Не просто объяснить, что полезно или вредно, а связать с социальными ситуациями из жизни ребенка.

Что можно делать на практике:

  • закреплять у детей знания о своем теле и правилах гигиены (зачем чистить зубы, мыть руки, проветривать комнату).
  • объяснять, как режим дня влияет на самочувствие: почему важно вовремя ложиться спать, гулять, правильно питаться.
  • показывать на личном примере важность гигиены, правильного питания и режима дня.

Рекомендованные тематические блоки для работы

  • «Путь к себе» — дети изучают свое тело: что могут руки, ноги, зачем нужны зубы, как правильно ухаживать за собой.
  • «Мир моих чувств и ощущений» — дети изучают органы чувств и накапливают собственный чувственный опыт.
  • «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» — знакомство с природными ресурсами как основой здоровья (на прогулке наблюдают за солнцем, делают дыхательные упражнения, ухаживают за растениями).
  • «Движение — основа жизни» — формирование у детей представлений о значении двигательной активности в жизни человека.
  • «Человек есть то, что он ест» — получение представления о полноценном, сбалансированном и здоровом питании, развитие навыков культуры питания и поведения за столом.
  • «Советы доктора Айболита» — формированию у детей представлений о возможностях традиционного, лекарственного и нетрадиционного оздоровления и лечения организма.
  • «Здоровье — всему голова» — закрепление у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни как об одной из важнейших жизненных ценностей человека.

Почему это важно? Если ребенок с детства понимает ценность здоровья, он бережнее относится к себе, лучше адаптируется к нагрузкам в школе и легче соблюдает режим дня. Это не просто теория — это основа благополучного будущего.

Фото: Freepik.com

Дошкольное образование детей с ОВЗ: коротко о главном

  • Коррекционная работа требует учета возрастных особенностей детей с ОВЗ, внимательного и индивидуального подхода.
  • Главные задачи дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья — создать условия для всестороннего развития личности, обогатить социальный опыт ребенка и подготовить его к успешной интеграции в общество.
  • Психотерапевтическая работа в дошкольном учреждении направлена на коррекцию проблем поведения и профилактику негативных изменений в личности ребенка, способствуя его социализации и адаптации.
  • Социальное воспитание должно научить детей понимать не только себя, но и эмоции других людей. Важно, чтобы это проявлялось в повседневных поступках: помогать другим, утешать тех, кто расстроен, радоваться вместе с близкими и поддерживать друзей. Если ребенок совершает подобные поступки, можно уверенно говорить о том, что социальное воспитание дало позитивные результаты и стало основой для дальнейшего развития ребенка уже на этапе школьного обучения.

Автор текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com

Публикации по теме