Организация внеурочной деятельности: инструкция для учителя
От формулирования цели до подведения итогов: на что важно обращать внимание на каждом из этапов
Ситуация: учитель несколько дней допоздна готовится к викторине, пишет карточки с вопросами, ищет тематические картинки и даже подбирает плейлист для создания нужной атмосферы, но в ответ ловит апперкот от реальности — одни ученики скучают, другие шумят, третьи решают, что их засудили, и обижаются. Причем последние 10–15 минут учитель вообще импровизирует — вопросы заканчиваются задолго до конца викторины.
Если что-то из этого знакомо — советуем сохранить эту статью. В ней — план по организации внеурочной деятельности в классе, основанный на учебно-методическом пособииi доцента департамента педагогики ИППО Полины Араповой. Статья поможет понять, что вы возможно делаете не так и как с этим быть.
План организации внеурочной деятельности: от подготовки до подведения итогов
Алгоритм организации внеурочной деятельности в школе можно разбить на 7 шагов:
Разберем каждый из пунктов плана.
1. Формулируем цель и задачи
Частая ошибка учителей — фокусироваться на том, как развлечь учеников, забывая, что смысл внеурочной деятельности — в формировании ценностей и развитии мягких навыков. Чтобы не получилось «нас никому не сбить с пути, нам все равно куда идти», важно сразу понять, чего мы хотим достичь. Например, на практикуме по этикету можно сконцентрироваться на повышении уровня культуры поведения ребят в общественных местах, а в дискуссии на тему «Кто такой здоровый человек?» — на формировании интереса к ЗОЖ.
Также при организации внеурочной деятельности важно продумывать задачи — они будут помогать в реализации замысла. Ниже — примеры задач для практикума по этикету:
- Познакомить учеников с понятиями «этикет» и «культура поведения».
- Обсудить со школьниками, что они думают о правилах поведения в общественных местах: какие правила есть, зачем их создают и нужны ли они вообще.
- Проиграть ситуации с учениками, чтобы помочь им осмыслить эти правила.
- Наладить взаимодействие в малых группах: в группе из 3–5 человек школьники будут развивать навыки коммуникации и сотрудничества, а во время работы в паре — могут еще и обмениваться ролями.
2. Подбираем инструменты для достижения цели
Это может быть что угодно — от бытовых предметов до произведений искусства. Разберем неудачный пример организации внеурочной деятельности в классе.
Учитель выбрал тему блокадного Ленинграда. Чтобы создать атмосферу и показать, через какие испытания прошли жители города, он подобрал симфонию № 7 Дмитрия Шостаковича и продемонстрировал классу кусочек хлеба весом 125 гр., который выдавали в то время блокадникам.
Но, увы, все пошло не по плану, и сценарий сломался.
Из-за шума в классе музыку почти не было слышно, а кусочек хлеба ребята увидели еще на перемене на столе учителя, поэтому нужного впечатления он не произвел. Встреча закончилась тем, что учитель формально проговорил все, что был должен, а ученики формально отреагировали.
Как организовать пространство
Для дискуссий. Идеальный вариант: пространство с круглым столом
Если все происходит в классе: «соорудить» круглый стол из парт в центре класса.
Для деятельности с элементами театрализации. Идеальный вариант: актовый зал
Если все происходит в классе: расставить столы амфитеатром.
Для подвижных игр. Идеальный вариант: спортивный зал
Если все происходит в классе: передвинуть парты так, чтобы в центре класса осталось больше места.
В плане создания доверительной обстановки хорошо, если учитель сидит с учениками за одним столом или стоит рядом, — так он уходит с позиции наблюдателя.
Что еще важно помнить при организации внеурочной деятельности в школе: не рекомендуется использовать предметы, которые могут отвлечь школьников. Например, если учитель разложит записки с заданиями в коробке из-под айфона, ученики, скорее всего, начнут обсуждать айфон. Или если педагог обернет эти записки красивыми ленточками, ученики, вероятно, начнут с ними играть. То же самое касается музыки — популярные песни обычно вызывают ассоциации, и ученики легко отвлекаются.
3. Объединяем учеников в группы
С подготовкой закончили — время объединять учеников по группам. По словам эксперта, делать это можно разными способами, например:
- по желанию;
- по жребию;
- по первой букве имени;
- по дню рождения (времени года) или любому другому общему признаку.
4. Обсуждаем правила
Педагог рассказывает ученикам о правилах и предлагает оставить те, с которыми они согласны. Тогда они больше вовлекаются в процесс и реже нарушают правила.
Важно не превращать правила в запреты. Вместо «Не грубите друг другу» → «Уважайте чужую точку зрения». Вместо «Нельзя шуметь» → «Давайте слушать и слышать друг друга». В итоге основными правилами могут стать: правило тишины, правило дружбы, правило одного голоса и другие.
5. Даем обратную связь
Здесь важно:
- Реагировать на нарушение правил. Когда с правилами не считаются, возникает нерабочий шум — это который препятствует слаженной работе в группе. Но даже если что-то пойдет не по плану, снимать баллы за «плохое поведение» и наказывать эксперт не рекомендует — сильный внешний контроль приводит к снижению самостоятельности, исчезает желание что-либо делать вообще. Поэтому, если школьники, к примеру, играют в мореплавателей, можно сказать: «Ваш корабль нарушает правила, действующие в королевстве!», а не «Петя, перестань отвлекаться!».
- Хвалить. Особенно учеников младших классов. Но не ограничиваться однотипными «Молодец!» и «Умница!», а благодарить за конкретные действия или поддерживать невербально — допустим, через улыбку. Пример благодарности: «Без рассказа Пети наше путешествие сегодня было бы менее познавательным — давайте похлопаем ему!».
- Помнить о балансе. Когда большую часть времени внеурочной деятельности занимает не она сама, а похвала или отчитывание за нарушение правил, ее смысл теряется.
6. Помогаем видеть и формировать ценности
Важно говорить с учениками не на прагматическом, а отношенческом и символических уровнях. Это подталкивает к размышлениям.
Допустим, яблоко на прагматическом уровне — фрукт, который можно съесть, он стоит денег. А вот на отношенческом — уже то, чем можно угостить другого. Еще яблоко — это метафора молодости («молодильное яблоко»), если перейти на символический уровень.
Любые темы лучше рассматривать с этих точек зрения, потому что школьники часто воспринимают мир только на прагматическом уровне. Для наглядности несколько примеров ответов из практического опыта с третьеклассниками:
- Про дружбу: «Без дружбы будет хаос», «Дружба дает человеку защиту».
- Про этикет: «Правила этикета нужны, чтобы случайно не обидеть друг друга», «Этикет позволяет свободно общаться», «Этикет помогает проявлять уважение друг к другу».
На заметку
Эксперт рекомендует не оценивать ответы учеников.
- Вместо «Молодец, Петя, все ты правильно понимаешь» → «Твоя точка зрения очень интересна».
- Вместо «А вот ты, Вася, думаешь неправильно» → «Благодаря тебе мы сегодня посмотрели на эту ситуацию с другой стороны».
А еще — поощрять школьников за то, что они посмотрели на ситуацию на отношенческом или символическом уровне.
7. Рефлексируем и подводим итоги
Сначала просим класс поделиться мнением — опять же, важно выявить отношение детей на эмоциональном и рациональном уровнях. Ученикам можно помочь с началом ответа. Например, демонстрировать на экране или доске фразы, с которых можно начать мысль: «Мне сегодня понравилось…», «Сегодня я подумал о том, что…».
А потом — подводим итог сами и благодарим учеников. Важно: если ученики соревновались, говорить, что победила дружба — не стоит. Это обесценит их усилия и демотивирует. Поэтому важно порадоваться за тех, кто победил, и помочь прожить проигрыш другим участникам. Например, запланировать дополнительные номинации: «самая креативная команда», «команда с научным подходом» или любые другие… Еще важно отметить, что именно получилось удачно, чего не хватило для победы, что хотелось бы увидеть / услышать в следующий раз. Для этого можно заранее включить критерии оценки в план.
Главное
- Смысл организации внеурочной деятельности в школе — в формировании ценностей и развитии мягких навыков.
- Первое, что важно сделать, — определить, чего хотим достичь и что для этого нужно сделать. Например, укрепить навыки сотрудничества, развить навыки критического мышления и так далее.
- Объединять учеников в группы можно по желанию, по жребию или по общему признаку, например, по первой букве имени.
- Когда правила внеурочной деятельности придумывают сами школьники, они реже их нарушают и больше вовлекаются в процесс.
- Чтобы сохранять доверительную атмосферу, важно не давать оценок ответам учеников: не говорить, что чья-то мысль правильная, а чья-то — неправильная.
[i] Арапова П. И. Учебно-методическое пособие «Организация групповой деятельности школьников», изд. 2. скачать
Обложка: Freepik