Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Класс не принимает особенного ученика: разбор ситуации

Что делать педагогу, чтобы не допустить травлю? Разбираемся вместе с экспертом

Ситуация: в начале учебного года в 5 «Б» класс общеобразовательной школы пришел новый ученик — Максим. У мальчика нарушено зрение: он с трудом различает текст на доске, пользуется лупой и сидит на первой парте. С первых дней учебы стало заметно, что одноклассники его не принимают: кто-то посмеивается, кто-то дразнит, кто-то открыто избегает общения. Учителя опасаются, что непринятие со стороны одноклассников может перерасти в устойчивый буллинг.

О том, почему дети могут не принимать одноклассника с ОВЗ и как в такой ситуации действовать педагогу, рассказала Вера Галкина, доцента Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ.

Почему дети не принимают одноклассника с ОВЗ — что на самом деле происходит в коллективе

Когда в класс приходит ребенок с особенностями, детский коллектив будто начинает проходить проверку на зрелость. Чаще всего сначала возникает неловкость, тревожность и дистанцированность. При этом не так важно, какое у ребенка нарушение — зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, — срабатывает общий механизм непринятия: «он не такой, как мы, а значит — другой». Уже на этом этапе могут появляться подшучивания и насмешки со стороны сверстников. Подобные проявления быстро закрепляются как норма. Если вовремя не вмешаться, то они могут перерасти в более серьезные формы агрессии: травлю, порчу личных вещей, физическое насилие.

У такого поведения может быть несколько причин:

  • Неосведомленность. Дети могут не понимать, почему ученик с нарушением зрения ведет себя иначе — дольше читает задания, не участвует в подвижных играх, путается в пространстве.
  • Подражание зачинщикам. Обычно оскорбления и насмешки – инициатива 1–2 человек, остальные присоединяются «за компанию».
  • Семейные установки. Если дома ребенок слышит пренебрежительные комментарии в адрес людей с инвалидностью, он может транслировать их в школе.
  • Позиция педагога. Если учитель регулярно указывает на трудности ребенка при всем классе, это может закрепить в детском коллективе установку на его несостоятельность и усилить отторжение.
  • Проблемное поведение самого ребенка с ОВЗ. Иногда родители неадекватно оценивают возможности ребенка, решая обучать его в обычной школе. В случае серьезного нарушения ребенок действительно может нарушать учебный процесс: шуметь, отвлекать остальных, срывать урок.
Фото: Freepik.com

Что может сделать педагог, чтобы изменить ситуацию

Работать с классом. Начать стоит с разговора. Постарайтесь объяснить детям, с какими трудностями сталкивается человек с нарушением зрения: почему Максим дольше читает, не бегает на переменах и сидит на первой парте. Важно, чтобы дети поняли: он старается не меньше других, но у него есть особенности, которые накладывают определенные ограничения.

Беседа — это первый шаг. Чтобы понимание и принятие стало частью классной культуры, можно использовать следующие решения:

  • Опыт через действие. Предложите детям закрыть глаза полупрозрачной тканью и прочитать текст на доске или пройти короткий маршрут в классе с закрытыми глазами. Это позволит детям на практике прочувствовать ограничения.
  • Понимание через образы. Посмотрите и обсудите с классом мультфильмы и видеоролики о детях с особенностями: например, «Цветик-семицветик», «Мой братик с Луны», «Про Диму».
  • Ценности через обсуждение. Проведите классный час на тему дружбы, поддержки, принятия. Важно, чтобы разговор шел о ценностях в целом, а не о конкретном ученике.
  • Эмпатия через игру. Используйте игры и упражнения, которые могут помочь прочувствовать социальную уязвимость: когда тебя не слушают, не выбирают, игнорируют. Например, вызовите одного ученика к доске и попросите его рассказать что-то классу, а одноклассников попросите разговаривать во время его выступления. После упражнения попросите рассказчика поделиться своими чувствами и обязательно обсудите это с классом. Это поможет детям прочувствовать, как важно быть внимательными к другим.

Работать с родителями. Родители одноклассников могут испытывать тревогу: не снизится ли качество обучения, не будет ли их ребенок страдать из-за особенностей другого. Эти опасения понятны, и важно не игнорировать их, а вовремя и мягко обсудить. Помочь в этом могут следующие решения:

  • Открытый разговор. Проведите родительское собрание, где расскажете о ситуации. Объясните, почему важно сформировать в классе культуру уважения и принятия.
  • Профессиональное мнение. Пригласите дефектолога или школьного психолога, который объяснит особенности нарушения и развеет распространенные мифы. Специалист сможет доступно и развернуто ответить на вопросы родителей.
  • Фокус на ценностях. В индивидуальных беседах с родителями на проблемную тему делайте упор на ценности. Объясните, что инклюзия — не угроза, а возможность. Возможность научить детей быть терпимыми, внимательными, человечными. Подготовить их к жизни в обществе, где все разные.

Важно

Если ситуация не меняется и ребенок продолжает сталкиваться с насмешками и унижениями, стоит обсудить с родителями вопрос его перевода в другую образовательную организацию. Длительный опыт буллинга может привести к тяжелым переживаниям, потере мотивации и серьезным психологическим травмам.

Устойчивое принятие не формируется за один день. Но педагог в силах менять отношения в классе, даже если сначала кажется, что всё идет не так. Маленькие шаги — беседы, игровые практики, открытые уроки — в итоге складываются в культуру уважения и поддержки.

Автор текста: Вера Галкина, доцент Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ
Редактор: Наталия Кондратьева, Татьяна Сандакова

Обложка: Freepik.com

Публикации по теме