Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Играть и/или готовиться к школе: нужно ли выбирать

О том, почему игра важна и в шесть лет, и как она помогает детям войти в школьную жизнь без стресса

≈ 7 минут чтения

Игра и подготовка к школе часто воспринимаются как взаимоисключающие противоположности: игра — пусть и важное, но детское дело, а обучение в школе — серьезная задача. К школе нужно готовиться заранее, и часто в процессе такой подготовки всем не до игры. В результате, чем старше дошкольная группа, тем меньше в ней можно увидеть условий для игры.

Как игра и подготовка к школе связаны и действительно ли в 6 лет пора отказаться от игры ради более сложных и серьезных занятий? А может быть, наоборот, детям следует дать как следует наиграться, и тогда готовность к школе возникнет сама собой? Разбираемся вместе с исследователем детства и научным сотрудником лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анной Якшиной.

Подготовительная группа как школа в миниатюре: польза или вред

Если заглянуть в подготовительную группу детского сада, то часто можно наблюдать такую ситуацию: столы стоят рядами, на них разложены рабочие тетради, педагог у доски что-то объясняет детям, в расписании сразу несколько занятий подряд с небольшими перерывами — дошкольная группа буквально оправдывает свой статус подготовительной. За такими переменами часто стоит желание подготовить детей к школе: научить слушать педагога, выдерживать время урока, помочь привыкнуть к школьному распорядку. Детский сад становится школой в миниатюре: с уроками, звонками и школьными формами обучения.

Одновременно игра изгоняется из группы, признается занятием неважным, «детским», недостойным настоящих школьников. Или же игра искусственно обогащается дидактическими задачами, заменяется игровыми формами и перестает быть спонтанной. На игру по собственному замыслу просто не хватает времени в таком плотном графике, ведь до школы надо столько всего успеть! Если дети на занятиях начинают играть, педагог призывает их к порядку: «Ребята, соберитесь, вам бы только играть, скоро же в школу!».

При ближайшем рассмотрении оказывается, что дети на «уроках» быстро устают: сползают со стульев, ложатся на столы. А в короткие перемены носятся по группе, выплескивая напряжение. В итоге — ни полноценной учебы, ни настоящей игры. Такая имитация школьной жизни приводит к перегрузке и к нежеланию ребенка идти в настоящую школу — дети так и говорят взрослым: «Я в школу не хочу. Я там всё уже знаю».

Исследования показывают, что для успешного перехода из детского сада в школу важно не количество занятий и не «мини-школа» в саду, а создание условий для полноценного проживания дошкольного детства: теплое и уважительное взаимодействие со взрослым, поддержка детского общения, баланс между организованной и свободной деятельностью, наличие условий для игры.

Е. Е. Кравцова подчеркивает преемственность игры и учебной деятельности: именно в развитой ролевой, режиссерской игре и игре с правилами закладываются предпосылки для развития учебной деятельности ведущей деятельности младших школьников. Помимо этого, игра не заканчивается вместе с дошкольным возрастом, а продолжает развиваться. Игра помогает ребенку пережить и осмыслить переход в школу. Таким образом, отказываясь от игры в погоне за школьным будущим, можно потерять драгоценное дошкольное настоящее.

Когда ставка только на игру: подводные камни

Намного реже, но все-таки встречается другая крайность: дети перед школой только играют, педагог не вмешивается в их игру, считая, что в школе будет много участия взрослого, а сейчас — «в последний беззаботный год» — важнее, чтобы дети имели больше свободы и были предоставлены сами себе. В таком мягком подходе детей оберегают от чрезмерных нагрузок, ничего не угрожает их психологическому благополучию, они радостно проживают свое детство. Однако в этой ситуации могут возникать и определенные риски, которые связаны с тем, как именно в таких группах выстроено взаимодействие и жизнь в целом.

Во-первых, если педагог устраняется и не создает условий для развития игры (например, не поддерживает играющее сообщество, где возможна совместная игра с хорошо играющим партнером), игра может остаться на низком уровне и не дать желаемых развивающих эффектов.

Во-вторых, детство не сводится только к игре. Важны и другие виды деятельности: сочинительство, экспериментирование, продуктивная деятельность и т. д. Игра не возникает сама по себе, в ее основе лежат детские переживания, а это значит, что в детском саду жизнь должна быть не пустой, а событийной, эмоционально значимой для детей, наполненной разными интересными делами. Так, оптимальной стратегией будет не выбор одной из крайностей — никакой игры / только игра, а поддержка разных видов детской деятельности и создание условий для теплого партнерского взаимодействия в группе.

В-третьих, слепая вера в то, что «игра сама всему научит», может привести к разочарованию — причем как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Ведь если весь год в саду обещали, что все необходимое для обучения в школе разовьется само собой в игре, а в сентябре оказывается, что ребенок к школе психологически не готов, ценность игры начинает казаться сомнительной. Чтобы этого избежать, важно понимать, какой именно вклад в формирование готовности к школе дает игра, а что требует других форм поддержки.

Из чего складывается психологическая готовность к школе

Эффективный переход из детского сада в школу определяется тем, насколько психологически безопасно и благополучно себя чувствует ребенок, ощущает ли он свою принадлежность к школе. Подготовка к школе — это все, что делает педагог или родитель, чтобы обеспечить переход из детского сада в школу. Такая подготовка может быть направлена на:

  • раннее освоение программы первого класса — такая акселерация идет против детского развития, не позволяет ребенку полноценно прожить дошкольное детство и сформироваться важным предпосылкам будущей учебной деятельности;
  • формирование психологической готовности к школе — в этом случае она решает задачи возраста и не вредит детям.

Суть оптимальной подготовки к школе состоит не в том, чтобы в кратчайшие сроки научить ребенка складывать числа и отточить технику чтения, а в том, чтобы ребенку в первом классе захотелось этому научиться, чтобы у него был необходимый уровень развития саморегуляции, коммуникации, когнитивных способностей и познавательной активности, чтобы он мог осмыслить ситуацию урока как учебную.

Психологическая готовность к школе характеризует определенный уровень развития ребенка и включает в себя несколько составляющих: личностную, интеллектуальную, социальную, эмоционально-волевую. И спонтанная игра вносит вклад в каждую из них.

Личностная готовность: игра в школу

Важной частью жизни ребенка 6–7 лет становится игра «в школу», которая помогает осмыслить предстоящие изменения в жизни и вносит свой вклад в формирование внутренней позиции школьника. Педагог, наблюдая за такой игрой, может многое понять о внутренней мотивации ребенка, о его отношении к школе.

Ребенок, психологически готовый к школе, в такой игре сам будет брать на себя роль ученика и договариваться со своими партнерами по игре о ее правилах.

Интеллектуальная готовность: воображение, символы и мышление

Развитая игра вносит свой вклад и в развитие когнитивных способностей детей. Исследования показывают связь инициативных ходов в детской игре с развитием творческого мышления детей; в игре развивается знаково-символическая функция сознания и воображение, которое преемственно теоретическому мышлению в младшем школьном возрасте. Существует связь уровня развития игры с умением выстраивать последовательность событий и устанавливать причинно-следственные связи, а также с опосредованием своих действий знаками и символами, без чего сложно представить освоение математики в начальной школе. Есть данные о важной роли спонтанной игры в развитии математических представлений, речи и грамотности.

Социальная готовность: сотрудничество с другими и умение договариваться

В развитой игре дети учатся договариваться друг с другом, видеть игровую ситуацию с точки зрения другого и согласовывать разные, часто противоположные идеи, чтобы продолжать совместную игру. В совместной игре развивается общение детей, они учатся сотрудничать друг с другом и конструктивно решать возникающие конфликты.

Эмоционально-волевая готовность: правила, саморегуляция и поддержка

В игре ребенок не просто сбрасывает накопленную энергию и напряжение, но и осмысляет свой опыт и меняет отношение к социальной действительности, трансформирует переживания. Так, возможность играть позволяет детям осмыслить происходящие перемены, почувствовать себя субъектом в ситуации изменений, присвоить себе свой новый статус школьника, а также сформировать особое игровое отношение к действительности. Целый ряд как отечественных, так и зарубежных исследований свидетельствуют об особой роли развитой игры в развитии саморегуляции и произвольности. Именно произвольность позволяет ребенку не бросать, если сложно и не получилось, управлять своим поведением, воспринимать ситуацию как учебную и слушать учителя. По словам Л. С. Выготского, в игре правило становится аффектом. Внешне хаотичная спонтанная игра имеет свою внутреннюю логику для детей и помогает им осмыслять правила и лучше соблюдать их.

Коротко о главном

  • Для эффективной подготовки к школе игра не должна изгоняться из группы и замещаться занятиями, напротив — ее нужно поддерживать.
  • Время на игру не должно сокращаться. Важно сделать распорядок дня таким, чтобы соблюдался баланс организованной и свободной деятельности детей.
  • Не стоит заменять игру игровыми формами и проводить все обучение только в игре. Для обучения математике и грамоте больше подходят другие способы, интересные детям: если пытаться это делать только через игру, то возрастает риск ее разрушить и так ничему и не научить детей.
  • Для развития ребенка важны и другие детские деятельности: исследовательская, продуктивная деятельности, экспериментирование, сочинительство, общение и развивающий диалог. Задача детского сада — создать условия, в которых все эти виды деятельности поддерживают друг друга и помогают ребенку перейти в школу с интересом, уверенностью и психологической готовностью.

Фото: Детский сад N 56 г. Кострома

Автор

Анна Якшина
Научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ, исследователь игры, эксперт ECERS, психолог

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA

Публикации по теме