Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Городской университет, полезный мегаполису: какой он?

В монографии представлены модельные решения для современного городского университета по интеграции университета в городскую среду в контексте его социально-ориентированной миссии

Под ред. Вачковой С. Н., Шияна И. Б., Крашенинникова Е. Е.

В последние годы в высшем образовании наметился тренд на освоение вузами своей городской миссии. Опыт ведущих мировых вузов, таких как Университета Дублина, Университета Нью-Йорка, Тайбейского городского университета, Университета Гонконга, Королевского колледжа Лондона и других, доказывает: вузы способны вносить значимый вклад в инфраструктурное, социально-экономическое и культурное развитие городской среды.

Накопленный за многие годы опыт Московского городского педагогического университета как одного из лидеров в области гуманитарных наук, образования, педагогики и психологии позволил ему также встать на путь перехода от модели преимущественно отраслевого педагогического университета к модели городского университета. «Речь идет не о полной смене специализации, а именно о развитии — освоении новых компетентностей и приобретении новой экспертности», — подчеркивают эксперты МГПУ.

Городской университет: как изменилась образовательная модель

Ориентируясь на потребности и интересы горожан, социальные изменения, запросы и потребности рынка труда, МГПУ преобразовал свою образовательную политику:

  • расширена вариативность образовательных программ для возможности персонализации треков развития;
  • введена общеуниверситетская система элективных модулей;
  • внедрены технологии смешанного обучения и проектной работы;
  • организованы новые форматы практики и профессиональных стажировок.

Благодаря этим и другим решениям студенты могут быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся требованиям профессиональной среды: переучиваться и гибко корректировать индивидуальную профессиональную траекторию.

Городской университет: как менялась исследовательская повестка

Трансформируется и исследовательская повестка университета: еще 10 лет назад практически все исследования касались вопросов образования. Сегодня акцент смещается в сторону городской проблематики, все больше исследований направлены на изучение потребностей жителей города и решение актуальных для города задач. Примеры таких исследований:

Представления горожан о дружелюбности городских пространств и городской инфраструктуры для взрослых с детьми. Удобно ли взрослым с детьми пользоваться инфраструктурой города? Какие пространства нужны семьям, чтобы удовлетворялись и родительские, и детские потребности? Исследование позволило выработать методические рекомендации по проектированию и оснащению инфраструктуры районов города, дружелюбной ко взрослым с детьми.

«Культура. Думать!»: разработка и апробация модели проведения просветительских мероприятий в партнерстве с учреждениями культуры г. Москвы. Как педагогу использовать образовательный потенциал музеев на все 100 % и заинтересовать школьников посещением выставок? Ученые сформировали модель проектирования образовательных событий, которые действительно увлекают детей и развивают у них критическое мышление и другие «мягкие» навыки. Подробнее.

Исследование восприятия исторических памятников и их архитектурных стилей разными возрастными группами россиян. Как формировать эстетическую культуру молодежи и причем тут архитектура города? Авторы исследования изучили, как жители столицы относятся к архитектурным стилям, окружающим их, и выяснили, как использовать эти закономерности на благо социокультурного развития обучающихся. Подробнее.

Московский серебряный университет. Новая практика системы городского долголетия открыла гражданам пенсионного возраста дорогу к интеллектуальному и профессиональному долголетию. Проект «Серебряный университет» стал результатом ответа ученых на вопрос, как повысить качество повседневной жизни старшего поколения. Подробнее.

От университета в городе к городскому университету

Вовлечение в городское пространство дает возможность университету привлекать студентов из разных стран и городов, принимать участие в реализации инклюзивных социальных проектов и инициатив по защите окружающей среды, повышать уровень культуры горожан и т. д.

«Городская миссия позволяет учебным заведениям обрести собственное лицо, найти собственную нишу рядом с традиционными вузами, максимально использовать тесную связь с городом, навыки быстрого реагирования на его запросы и прикладную ориентацию своих образовательных программ»

И хотя все больше университетов осознают важность совместной с городом деятельности в таких направлениях, как исследования, образование и социальное служение, в полной степени городская миссия российским высшим образованием еще не освоена. Именно поэтому опыт Московского городского может оказаться полезным другим университетам, которые только проектируют траекторию своего развития.

В монографии «Что такое городской университет? Образование. Исследования. Практики» ученые МГПУ представили не только глубокую теоретическую базу об освоении университетами городской миссии, но и модельные решения для современного городского университета, которые помогут ему стать ближе к городу и городским сообществам.

Автор текста: Татьяна Сандакова