Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Арт-терапия в работе с детьми: от теории к практике

О том, как превратить творческий процесс в инструмент психологической помощи

Взрослые знают: порой достаточно просто выговориться, чтобы на душе стало легче. Детям это дается труднее — им не всегда хватает слов, чтобы выразить чувства. Здесь на помощь приходит арт-терапия, которая позволяет «высказаться» без слов — через рисунок, лепку, движение. Она превращает творческий процесс в инструмент психологической помощи — особенно ценный в работе с детьми.

О том, в чем польза этого направления и как оно работает, рассказала Наталья Телышева, клинический психолог, сертифицированный арт-терапевт, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ.

Об истории создания метода

Люди с древности обращались к арт-терапии: например, изображая на камне желаемую победу накануне охоты, древний человек создавал тем самым не что иное, как аффирмацию с определенной психологической программой. Направление всегда жило и живет с человеком и в человеке — именно поэтому деятельность, относящаяся к сфере искусства, терапевтична по своей сути.

История возникновения арт-терапии отсылает нас к трем научным областям: медицине, психологии, искусствоведению. Начиная с 1870-х годов врачи, психологи и художники стали разработчиками этого направления, привнося в него что-то свое: клиническое понимание психических процессов, интерес к бессознательному, знания о выразительных возможностях художественных форм. Сам термин ввел художник Адриан Хилл в 1940-х годах: борясь с туберкулезом, он заметил, что творчество помогает справляться с заболеванием быстрее.

Краткий путеводитель по арт-терапии: цель, форматы, виды

Арт-терапия — самый естественный и природосообразный путь исцеления, включающий в себя и искусство, и философию (в единстве с педагогикой и психологией), и духовные школы. Это поле, которое не знает возраста, — здесь нет взрослости и детскости, оно открыто, доступно и безопасно для всех.

Цель этого направления заключается в исцелении посредством искусства. При этом слово «исцеление» связано с понятием «целостность» — восстановление внутреннего равновесия.

Занятия могут быть направлены на работу:

  • с симптомом: например, тревожностью или агрессией;
  • с причиной: когда специалист исследует нарушение, устраняет причины или формирует иное отношение к ним.

В зависимости от решаемых проблем различают краткосрочную и длительную арт-терапию. В кризисных ситуациях или при острых стрессах, например, в момент переживания утраты, подходит краткосрочный формат. К длительному формату прибегают, как правило, в специальной психологии и педагогике, с целью коррекции и лечения различных психических расстройств — сроки могут быть разными: от нескольких месяцев до целого учебного года.

Видов арт-терапии существует почти столько же, сколько и видов творчества. Однако их можно разделить на 3 основные группы:

  • пространственное построение: рисунок / фото, мозаика, лепка, песок;
  • временное (динамическое): музыка, литература (сказкотерапия, библиотерапия);
  • зрительное: фильмотерапия.

Почему детям необходимо пространство без оценки и правил

Что дает арт-терапия детям? Перед тем, как ответить на этот вопрос, обратимся к исследованию, проведенному в 1968 году Джорджем Лэндом. Он выяснил, что до 5 лет уровень креативности и ее проявлений составляют 98 % — в этом возрасте у детей еще нет шаблонов мышления, поэтому они способны мыслить свободно и искать необычные решения задач. К 10 годам этот уровень сокращается до 30 %, к 15 годам — до 15–12 %. Во взрослом возрасте он составляет около 5 %.

Арт-терапия для детей — это как раз то поле безопасности и ресурсности, которое позволяет быть «неправильным», не учит «быть хорошим», не требует соблюдений правил. Она дает бумагу, краски, пластилин и говорит: нарисуй свою надежду, мечту, вылепи свою могучесть. Это поле учит детей принимать себя разными: смешливыми, уставшими, сильными, раздраженными, неидеальными — живыми. И в этом поле они начинают как будто действительно «оживать», без нравоучений и давления, без оценки и запретов — через собственное творчество.

Пользу арт-терапии для детей невозможно переоценить. Ребенок часто не может выразить словами эмоции и чувства. Но может нарисовать, слепить, станцевать. Само действие уже является источником эмоций и энергий, которые ребенок получает и в моменте, и по готовности творческого продукта.

5 принципов арт-терапии: разбираем на примерах

Арт-терапия — это не просто «творчество ради удовольствия». Она задействует глубокие механизмы работы психики через образы, символы и действия. Ниже — пять ключевых принципов, на которых строится ее воздействие.

1. Принцип катарсиса: эмоциональное очищение через творчество. Основан на идее, что искусство целительно само по себе: арт-терапия помогает выразить и переосмыслить внутренние конфликты, но в безопасной форме. Так человек получает новый жизненный опыт, личностно развивается. Например, рисование «злости» уже приносит облегчение. Такие практики называют экспрессивными — в них важен сам процесс, а не результат. Это могут быть простые каракули, порванная бумага или абстрактные линии. Главное — выразить эмоции.

2. Принцип проецирования: акцент на терапевтические цели. Предполагает, что человек накладывает эмоции и чувства на тот художественный образ, который он создал. Например, когда ребенок рисует, он может неосознанно переносить в рисунок свои переживания: изобразив страшного монстра, он может «рассказать» о страхе темноты. Это и есть проекция — когда внутренний мир выносится наружу, в данном случае — на бумагу. Специалист помогает ребенку заметить: «Смотри, у этого монстра огромные когти. А что он делает?» — и далее помочь осмыслить, что за этим стоит. Так возникает мостик между эмоциями и осознанием — а это уже путь к изменениям.

Арт-терапевт работает не как диагност, а как проводник: он сопровождает человека в процессе самопознания, где главное — не расшифровать, а помочь наладить контакт с самим собой.

Важно: специалист не оценивает рисунок и не ищет конкретное значение каждого его элемента, не ставит диагноз. Это существенно отличает его работу от работы психолога, использующего для диагностики проективные методики.

3. Принцип опосредования эмоциональных переживаний: работа через безопасную форму. Здесь мы переносим переживания на какой-либо объект, что помогает не только выразить чувства, но и отделить их от себя, посмотреть на них со стороны. Это позволяет говорить о трудном не прямо, а через образ, что особенно важно для тех, кто слишком застенчив или тревожен.

Важен этот принцип и для работы с детьми, которые с трудом дифференцируют эмоции, чувства и состояния и тем более с трудом могут их выразить.

«Ребенок не будет думать: “Я огорчен. Я расстроен. Я зол”. Ребенок будет только чувствовать, в каком знаке он сейчас находится в минусе или плюсе. За минусом и плюсом может скрываться все что угодно. За плюсом может скрываться радость, а может — злорадство. За плюсом может скрываться восторг, интерес, радость. За минусом — печаль, раздражение, огорчение, злость, гнев.

Поэтому очень часто в детском развитии происходит такой этап, когда ребенок может осознать свой плюс, но не дифференцировать эмоцию. Отсюда следует, что в этом случае нельзя говорить напрямую о том, что происходит с ребенком. А вот опосредованный механизм здесь работает очень хорошо, поскольку дает возможность перенести эмоциональные переживания на художественный образ, творческий продукт».

Светлана Покровская, Наталья Телышева
«Практикумы по терапии искусствами»

4. Принцип трансформации: меняя образ — меняем отношение. Любые перемены в душевном состоянии человека проявляются и в его творчестве. И наоборот: изменения в творчестве способствуют переменам в самом человеке. На этом механизме построена, например, методика работы с детскими страхами, разработанная А. И. Захаровым: детям предлагается перерисовать пугающие образы, чтобы сделать их менее страшными и управляемыми. Через изменение образа у ребенка формируется новый взгляд на ситуацию, возникает убеждение: «Я могу с этим справиться».

Инструменты этого направления психотерапии воздействуют мягко и непрямо: через творческий продукт можно опосредованно влиять и на личностные установки, минуя сильное сопротивление.

5. Принцип ценности творческого продукта: уважение к результату. Любое проявление человека — ценно. Не по эстетическим критериям, а потому, что это — выражение его «я». Ребенок должен видеть: его работу не трогают без разрешения, не критикуют, не оценивают. Это формирует доверие и поддерживает самооценку. Однако многие слишком привязываются к своим творческим продуктам — это мешает дистанцироваться, чтобы начать анализировать.

Чтобы избежать привязанности к произведениям, арт-терапевт ориентирует человека на реальную жизнь или описывает увиденное иначе, снимая чрезмерную эмоциональную окраску произведения: «Вот смотри, ты нарисовал вот так… А в обычной жизни как?», «Знаешь, когда я смотрю, мне кажется, что это вот то-то». То есть мы как бы присваиваем этот образ, нивелируя к нему клиентское пристрастное отношение.

Арт-терапия в действии: что можно сделать уже сегодня

Ниже — два упражнения, которые можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми и подростками. Они легко интегрируются в образовательный процесс: не требуют специальной подготовки, но дают важный результат — помогают детям и подросткам увидеть себя, выразить чувства, найти новые способы справляться с переживаниями.

Упражнение 1. Поиск нового в привычном

Цель: развить сенсорную чувствительность, внимание к деталям, умение смотреть на привычное с новой стороны.

Формат: индивидуальный.

Материалы: лист A4 или A3 с заранее нарисованной окружностью (мандалой) в центре, инструменты для рисования.

Ход работы: ребенку предлагается найти знакомый объект из своего окружения (например, дерево по пути в школу) и внимательно его исследовать: какие звуки оно издает? как выглядит? каковы на ощупь его ствол, ветки, листья? исходит ли какой-то аромат? После ответов на эти вопросы — отразить впечатление внутри мандалы, используя цвет, линии, форму.

Пояснение: это упражнение учит видеть новое в привычном. Такая «перенастройка» внимания помогает по-новому взглянуть и на собственные состояния, в том числе на болезненные или травмирующие: увидеть в них ресурс, возможность развития, мягко изменить отношение к ним.

Упражнение 2. Совместный рисунок «Мир, в котором я хочу жить»

Цель: исследовать особенности взаимодействия ребенка с другими через совместное творчество и определить, помогает или мешает ему его стратегия общения.

Формат: групповой (5–6 человек).

Материалы: ватман, пастель.

Ход работы: детям предлагается нарисовать коллективный рисунок на тему «Мир, в котором я хотел бы жить». Условия: нельзя разговаривать между собой, а также использовать слова или цифры. Рисование начинается и заканчивается по команде ведущего.

Время рисования: 20 минут для подростков, 10–15 минут для младших детей.

Рефлексия: по завершении рисунок вывешивается на вертикальную поверхность. Обсуждается не только итог, но и процесс: кто начал рисовать первым, как происходило взаимодействие, кто координировал, кто держался в стороне. Ведущий предлагаем каждому участнику рассказать:

  • что было легко или трудно в процессе? что нравилось, а что — нет?
  • старался ли он дополнять рисунки других или рисовал «как хотел»?
  • какое настроение вызывает получившийся рисунок?
  • если бы картина умела говорить, что бы она захотела сказать?
  • как бы этот мир мог называться? в какие моменты хотелось бы бывать в этом мире?

Пояснение: упражнение отражает поведенческие стратегии ребенка — стремится ли он к лидерству, как реагирует на ограничения, склонен ли к сотрудничеству или замкнутости. Особенно важно провести рефлексию — без неё упражнение теряет терапевтический смысл и превращается в кружок рисования.

Вместо итога

Итак, что такое арт-терапия для детей и подростков? Это один из самых полезных и бережных способов помощи. Он создает пространство, где можно быть собой — без страха ошибки, оценки и давления. Через образы и символы ребенок получает возможность выразить то, что трудно сказать словами, а значит — быть услышанным. Часто это становится первым шагом к внутренним изменениям, восстановлению контакта с собой и миром.

Фото: БФ «Университет детства», фестиваль «Крутая песочница»

Автор

Наталья Телышева
Доцент дирекции образовательных программ, клинический психолог, сертифицированный арт-терапевт

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA

Публикации по теме