Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

«Я с тобой не играю!»: игровые конфликты как вызов для педагога

О том, как превратить детские ссоры в ресурс для детского развития

«Я больше с тобой не играю!» — фраза, которую слышал каждый воспитатель. В такие моменты взрослых нередко охватывают сомнения: вмешиваться или подождать? помогать договариваться или развести по разным углам? а может, просто запретить играть вместе?

Конфликты в игре часто рассматриваются как угроза благополучию детей в группе, а не как образовательные ситуации, в которых дети учатся взаимодействовать и договариваться друг с другом. Всё зависит от того, какую позицию занимает взрослый. Его действия могут как разрушить хрупкое игровое взаимодействие, так и поддержать его.

Как не стать контролером, который гасит любые вспышки эмоций, и не уйти в отстраненность наблюдателя? Как превратить игровые конфликты в ресурс развития детей и их игры, а не повод для тревоги? Об этом — в статье Анны Якшиной, исследователя игры и научного сотрудника лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Почему конфликты в игре — не повод для тревоги, а сигнал о развитии взаимодействия

Многие педагоги признают развивающий потенциал спонтанной игры, отмечая, что она способствует развитию речи и коммуникации. Однако на практике они редко поддерживают взаимодействие между детьми в игре, особенно когда возникают споры и ссоры.

Стремление избегать конфликтов любой ценой нередко приводит к парадоксальному эффекту: игра не складывается, а напряжение в группе растет. В какой-то момент может возникнуть ощущение, что дети стали неуправляемыми, что их нужно постоянно организовывать и занимать, иначе свободная игра приведет к хаосу. Так взрослый все активнее включается в игру из дидактической позиции, чем разрушает среду, в которой дети могли бы учиться взаимодействовать — через столкновение интересов и совместный поиск решения конфликта.

Чтобы понять, почему конфликты в игре не только неизбежны, но и важны, стоит обратиться к природе детских отношений. Когда для ребенка сверстник становится видим и значим, когда для него появляется «другой», возникает основа для появления конфликта — то есть столкновения интересов. Единственный и, к счастью, едва ли возможный способ оградить ребенка от любых конфликтов — полностью изолировать его от других людей. При этом для ребенка оказывается важным не только сам факт проявления разногласий, но и то, как именно конфликты решаются, что происходит после них, как действуют разные стороны, как реагирует значимый взрослый. Без конфликтов невозможно развитие детского сообщества.

Особенно ярко конфликты проявляются в игре. Когда игра из индивидуальной становится совместной, интересы играющих детей сталкиваются, вступают в противоречие, что часто приводит к шумным выяснениям отношений, обидам и даже дракам.

Когда игра рушится: разбор ситуации, в которой дети не смогли договориться

Рассмотрим на примере, как именно возникают игровые конфликты и что это значит с точки зрения детского развития.

Пример 1. Игра превращается в драку

Маша (3,5 года) и Лиза (4 года) играют в семью. Они посадили куклу за столик, дали ей тарелку каши, хозяйничают на игрушечной кухне. Маша варит кашу, Лиза ставит тарелочки одна на другую (делает торт).
Лиза: Вот у нас какой торт, смотри! Накормим малышку!

Маша [в роли мамы]: Дочка, не плюйся кашей, ешь!

Маша [в роли куклы]: Ням, ням. Фу, каша, горячая!

Маша [в роли мамы]: Не балуйся! Ешь! Маму надо слушаться.

Лиза, наблюдая за этим разговором: Это я мама! Ты старшая сестра!

Маша: Нет, я мама, сама ты сестра!

Лиза [начинает забирать куклу]: Это моя малышка, я мама!

Маша [тянет куклу к себе]: Давай мы две мамы?

Лиза [отбирает куклу]: Нет! Мама одна! Я мама! Я с тобой так не играю!

Маша подходит и вырывает куклу из рук Лизы. Лиза бьет Машу. Маша плачет, прижимая куклу к себе, Лиза пытается ее отнять. Маша бьет куклой Лизу в ответ.

Что на самом деле произошло между детьми? В этом примере девочки начинают играть вместе, но при возникновении разногласий испытывают сильные эмоции, которые выбивают их из действия в смысловом поле. Игра прекращается, и начинается реальная драка. Важно заметить: изначально девочкам было интересно друг с другом — они играли именно вместе, а не порознь. Разногласия возникли по поводу игровой ситуации, а точнее — распределения ролей.

В силу особенностей развития игры девочки пока не могут одновременно решить проблему, сохранить и продолжить игру. Совместная игра для них еще не стала самоценной. Им пока сложно со-конструировать общий сюжет игры, переключаться из позиции «в игре» в позицию «вне игры», чтобы обсудить, как быть дальше. Каждая настаивает на своем, и пока ни одна не может предложить объединяющую идею (хотя Маша делает попытку, но Лиза ее отвергает). В результате девочки переходят к тем способам решения конфликта, которые уже есть у них в запасе: начинают применять силу и отнимать друг у друга игрушки.

Нужно ли поддерживать совместную игру, если дети постоянно ссорятся? Е. Е. Кравцова подчеркивает сложную взаимосвязь развития игры и общения детей. С одной стороны, именно общение является основой для возникновения игры: если у ребенка есть нарушения в развитии общения со взрослым и детьми, то это сильно отразится на развитии игры и вообще возможности ее возникновения. Совместная игра детей не возникает одномоментно, а развивается постепенно, проходя ряд этапов: от индивидуальной игры дети переходят сначала к наблюдению друг за другом, потом играют рядом, только затем — вместе. Поэтому появление игровых конфликтов можно рассматривать и как признак того, что происходит развитие игры от индивидуальной к совместной. С другой стороны, игра способствует развитию коммуникативных способностей детей. В совместной игре дети начинают создавать все более развернутые сюжеты, соединяя предложения разных игроков, подкидывать проблемные ситуации, содержащие в себе игровой вызов, развивается метакоммуникация. Развитие совместной игры, в свою очередь, меняет характер отношений между детьми и вне игры.

Как развитая игра становится мастерской отношений? Игра высокого уровня способствует развитию межличностных отношений: в играющих группах дети проявляют больше инициативности во взаимодействии друг с другом, чаще решают конфликты без вмешательства педагога. Совместная игра предполагает способность детей увидеть ситуацию с разных точек зрения. Н. Прамлинг и другие отмечают: чтобы продолжать играть, важно одновременно сохранять общий игровой контекст, учитывать не только собственное желание, но и желание своего партнера, предлагать не любые новые идеи, а те, что будут учитывать ход и логику совместной игры. 

Исследование лаборатории развития ребенка также показало, что именно в развитой игре при возникновении разногласий дети могут ставить коммуникативные задачи и предлагают творческие ходы, которые позволяют им решать возникающие противоречия, соединять противоположные игровые предложения и продолжать совместную игру. Все это очень сложные коммуникативные способности, часто недоступные даже взрослым, а дети это делают играючи — по выражению Л. С. Выготского, становясь «на голову выше самих себя» в совместной игре.

Э. Сингер и Д. ДеХаан в своих исследованиях обнаружили, что по мере развития совместной игры при возникновении конфликтов дети все чаще используют двусторонние стратегии их решения вместо односторонних: переговоры, уступки, объяснения — вместо проявления силы, настаивания на своем, криков и т. д.

Хотя именно односторонние стратегии быстрее приводят к победе в конфликте, дети предпочитают действовать иначе, чтобы сохранить совместную игру, потому что в какой-то момент само продолжение совместной игры становится для них ценностью. Э. Сингер и Д. Де Хаан пишут: «Судя по всему, желание играть вместе — более сильный мотив, чем желание победить».

В примере 1 хорошо видно, как совместная игра еще не стала такой ценностью для Маши и Лизы, обе девочки предпочли односторонние стратегии, разгоревшийся конфликт разрушил игру.

Когда игра продолжается: пример, как дети сами выходят из конфликта

В примере 2 видно, как именно происходит решение конфликта в развитой совместной игре.

Пример 2. Игра продолжается благодаря договоренности

Глеб (8 лет), Женя (10 лет), Олег (5 лет) играют в охоту на тигра. Глеб и Олег охотники, Женя тигр. Охотник (Олег) увидел в зарослях тигра (Женю).

Женя [показывает условными движениями, что тигр хочет напасть]: Рррр! Олег, кричи «Тигр!», а то я сейчас вас всех тут съем!

Олег [бежит к Глебу]: Аааа! Тигр! Тигр! Просыпайтесь все, там тигр!

Глеб [вылезает из палатки, берет копье]: О господи! Аааа!

[Женя рычит и на четвереньках подкрадывается к охотникам]

Глеб [понарошку бьют тигра копьями, Женя падает на землю]: Давай его! Давай его! Давай! Избиваем тигра!

Женя: Глеб!

Глеб: А ну стоять! Стоять! Забираем его!

Женя: Глеб! Стоп! Нет! Подождите! Вы не можете меня!

Глеб: Нет, можем! Ты же тигр, давай ложись!

Женя: Нет.

[Женя отказывается ложиться на землю, Глеб берет ее за руки и тянет. Женя не соглашается]

Глеб: Ну всего-то лечь!

[Женя трясет головой]

Глеб: Ладно, тогда давайте я буду тигром!

Глеб идет на роль тигра, становится на четвереньки и рычит. Женя становится охотником, берет копье. Игра продолжается. Охотники Женя и Олег ловят, убивают тигра и жарят его на костре.

Что на самом деле произошло между детьми? Как и в первом примере, здесь конфликт возникает по поводу распределения ролей: чтобы можно было играть в охоту на тигра, нужны как охотники, так и сам тигр. Но в какой-то момент Женя больше не хочет играть роль тигра: возможно, ей не хочется ложиться на землю или хочется быть тигром, который нападает, а не которого убивают. Женя выходит из игры и уже из реальной позиции отказывается быть тигром. Глеб пробует ее уговорить, делая отсылку к ее роли. Но роль уже снята, Женя не хочет. Именно в этой точке игра могла бы закончиться ведь если нет тигра, то и в охоту на него не сыграть.

Что помогло детям сохранить игру даже при разногласиях? Желание продолжать и прожить в совместной игре переживание победы над опасностью. Оно оказалось так велико, что Глеб отказался от своей роли и взял на себя непопулярную роль тигра, которого убили охотники. Женя при этом с удовольствием вернулась к игре в роли охотника. В результате конфликт не разрушил игру, как в первом случае, после него игра продолжилась. Глеб сделал очень сложное действие: он увидел ситуацию игры в целом, преодолел свои реальные эмоции и желание победить тигра в игре, для решения возникшего противоречия он отказался от своей роли и уступил Жене, пошел на непопулярную роль, но тем самым сохранил игру и пережил удовольствие от ее процесса. Радость совместной игры оказалась ценнее сиюминутной победы в конфликте.

Что делать педагогу, когда в детской игре разгорается конфликт: неэффективные и эффективные стратегии

В примере 2 очевидно, что участие педагога не требуется дети справились с конфликтом самостоятельно. Однако в дошкольных группах намного чаще происходят ситуации, описанные в примере 1. Решая их, педагоги могут использовать разные стратегии в том числе неэффективные и несущие в себе риски.

Неэффективные стратегии:

  • Игнорирование — «Сами разберутся». Риск: у детей закрепятся неконструктивные односторонние способы решения конфликтов и правило, что «прав тот, кто сильнее».
  • Запрет на совместную игру «Чтобы я вас вместе не видела, пока не научитесь играть». Риск: возникают препятствия для развития игры. Оттого что детям запрещают играть вместе, они не научатся лучше общаться и сотрудничать друг с другом. 
  • Навязывание своего решения «Младшим нужно уступать, отдай ей куклу». Риск: готовое решение, навязанное извне, не учитывает интересы двух сторон, дети не учатся договариваться друг с другом. Чаще всего после такого вмешательства взрослого игра разрушается. Также эта стратегия провоцирует детей на то, чтобы в следующий раз сразу жаловаться педагогу, привлекая тем самым его внимание к себе.
  • Запрет на конфликты «В садик мы приходим дружить». Риск: от простого запрета не решится проблема отсутствия у детей культурных способов договариваться друг с другом. Дети получают негативное послание, что их интересы и чувства неважны.
  • Козел отпущения «Лиза, ты всегда начинаешь! Все ребята всегда жалуются на тебя». Риск: игнорирование потребностей ребенка, создание негативной ровеснической культуры в группе. Когда педагог занимает одну из сторон конфликта, он злоупотребляет своей властью, настраивает группу против ребенка. Это плохо как для самого козла отпущения, так и для других детей, вовлеченных в эту ситуацию или наблюдающих за ней.

Эффективной стратегией в данном случае, по мнению Э. Сингер и Д. ДеХаан, является медиация, которая включает в себя три обязательных шага: наблюдение, поиск совместного решения и восстановление отношений (продолжение игры в нашем случае). Подробно каждый из этих шагов описан в книге «Смотри, смотри, смотри!».

При этом, как показывают исследования лаборатории развития ребенка, педагоги редко наблюдают за игрой. Чаще всего игровые конфликты замечаются только тогда, когда начинается драка, поднимается крик.

Для грамотного сопровождения детской игры важно наблюдать за детским взаимодействием и возникающими конфликтами, фокусируясь на трех аспектах конфликтной ситуации: собственных переживаниях наблюдающего педагога, участниках конфликта и других детях, которые наблюдают за возникшим конфликтом.

Чек-листы для наблюдения, медиации и создания условий для взаимодействия

Ниже мы поделимся двумя чек-листами. Первый поможет педагогам научиться наблюдать за игровым конфликтом и грамотно включаться в него, когда это уместно. Второй содержит рекомендации, которые позволят эффективно поддерживать детское взаимодействие не только в игре, но и в повседневных ситуациях.

Чек-лист: наблюдение за игровым конфликтом между детьми

1. Фокус на себя:

  • Что я чувствую, когда наблюдаю конфликт в группе?
  • Что он мне напоминает?
  • Что мне хочется сделать прямо сейчас? Это поможет сохранить и продолжить игру?

2. Фокус на участниках конфликта:

  • Что чувствует каждая из сторон?
  • Чего хочет каждая из сторон?
  • Какие стратегии решения конфликтов используют дети?
  • Что происходит с их игрой?

3. Фокус на детях вокруг и ситуации в группе:

  • Соблюдаются ли базовые правила?
  • Как реагируют другие дети? Какой опыт они получают?

Чек-лист: как поддержать детское взаимодействие

  • Относиться к конфликтам как важной части жизни детей, проанализировать привычные стратегии поведения во время детского конфликта;
  • Создавать условия для развития совместной игры;
  • Создавать ситуации совместной деятельности детей в повседневной жизни, бытовых ситуациях;
  • Выступать медиатором в детских конфликтах, не только в игровых. Своим поведением показывать пример уважительного взаимодействия;
  • Прояснять правила взаимодействия в группе и при необходимости устанавливать новые вместе с детьми;
  • Укреплять «чувство мы» группы: создавать вместе с детьми групповые традиции и ритуалы, создавать возможность для детей видеть и слышать других членов группы и т. д.;
  • Обращать внимание на позитивное взаимодействие между детьми («Спасибо, что помог Пете! Смотри, как Настя обрадовалась, что вы можете качаться вместе»).

Игровые конфликты — не угроза, а возможность для детей учиться быть вместе. Педагог может стать тем, кто не гасит столкновения, а помогает детям справиться с ними. Именно такие ситуации становятся настоящими точками роста — и для ребенка, и для группы, и для самого педагога.

Фото: Детский сад N 56 г. Кострома

Автор

Анна Якшина
Научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ, исследователь игры, эксперт ECERS, психолог

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA

Публикации по теме