Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Все ли музеи одинаково полезны: разбираются ученые

Сравнительное исследование представлений педагогов, музейных работников и родителей обучающихся об образовательном потенциале музейных пространств города

Белолуцкая А. К., Жабина Н. Г., Гурин Г. Г., Головина А. В., Гринько И. А., Криштофик И. С., Мкртчян В. А., Щербакова Т. В.

Говорят, чтобы развить критическое мышление, нужно расширить свой кругозор, больше узнавать о разных предметах и явлениях, учиться задавать вопросы, анализировать тексты, придумывать разные варианты развития событий. В этом смысле культурные площадки города — выставочные залы, галереи и музеи — это те места, которые имеют огромный потенциал для активации и прокачки критического мышления.

Судите сами: приходя в музей, посетитель автоматически попадает в новое пространство, погружается в неизвестную для себя тематику (а даже если и в известную, то наверняка находит что-то удивительное и неизведанное).

Вступая в диалог с экспозицией, посетитель невольно начинает размышлять, рефлексировать, придумывать. Человек включает воображение и эмоционально вовлекается в происходящее. Именно в этот момент его критическое мышление выходит на новый уровень.

Вот только есть один нюанс. Все это будет работать только в тех музеях, где:

  • экспозиции переосмысляются под запрос потребителя;
  • есть возможность взаимодействовать с музейными экспонатами и музеем в целом.

Проще говоря, если после посещения музея у посетителя будут возникать все новые и новые вопросы (да-да, именно вопросы, а не ответы!), значит, поход туда был по-настоящему эффективным для развития его критического мышления.

Но как понять, какой музей развивает критическое мышление, а какой нет?

Исследованием связи музеев и развитием критического мышления решили заняться сотрудники Лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Вот что они сделали:

  • проанализировали 30 экспозиций музеев Москвы, а также 51 сайт отечественных и зарубежных музеев;
  • собрали мнения 528 респондентов, проведя анкетирование и экспертные интервью;
  • изучили образовательные практики столичных музеев;
  • провели контент-анализ материалов проектов «Учебный день в музее» и «Урок в музее» (28 музеев, 180 уроков).

Собранная информация помогла ученым определить:

  • как сегодня организовано сотрудничество между музеями, школами и родителями школьников;
  • чего не хватает музеям, чтобы развивать не только предметные знания, но и метапредметные навыки школьников;
  • как выстраивают свои экспозиции музеи, которым удается эффективно работать с критическим мышлением посетителей;
  • чего ждут от музеев педагоги и родители школьников с образовательной точки зрения.

Музеи и посетители: эффективные форматы и их влияние

Исследование показало, что существует разрыв между тем, какие виды музейных занятий предпочитают посетители (в данном случае родители, школьники, педагогии) и тем, что предлагают музеи. Так, среди посетителей наибольшей популярность пользуются интерактивные программы и квесты, тогда как музейные работники поддерживают более традиционные форматы.  

Эксперты проанализировали задания, которые предлагаются на музейных уроках. Они отметили, что в среднем 72,8 % всех заданий были репродуктивными, и всего 27,2 % — продуктивными. Что это значит?

К репродуктивным относят задания с выбором ответов: например, викторины или тесты. Продуктивные же задания предполагают творческий подход: когда участник, выполняя задание, вносит в него что-то свое (мысли, рисунок, сочинение и т. д.). Такие задания направлены на развитие метапредметных навыков.

Исследователи отметили ряд музеев, экспозиции которых провоцируют посетителей к размышлению. Как же они добиваются таких результатов?

  • в экспозициях встречаются высказывания от первого лица (например, личные истории);
  • экспонаты вступают в диалог друг с другом или, напротив, противоречат друг другу;
  • в экспозиции можно обнаружить визуализацию причинно-следственные связей (например, когда предпосылки исторических событий и их последствия визуально соединены на стене нитями разных цветов и т. д);
  • посетителям задаются открытые вопросы, чтобы помочь им сформировать личную позицию по отношению к сложной проблеме.

О чем не рассказали

В дайджесте читатель также узнает, что мешает музеем развивать метапредметные навыки школьников, найдет ответ на вопрос «чего ждут от музеев школьные педагоги, а чего — родители обучающихся?». Учителям будет особенно интересно ознакомиться с рекомендациями, которые помогут повысить образовательную эффективность посещения музеев со школьниками. 

Скачать дайджест можно по ссылке. Публикация проиндексирована РИНЦ и представлена на ресурсе научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Автор текста: Татьяна Сандакова