Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Обучение детей: образовательные стратегии в большом городе

Исследование стратегий семей в получении начального, основного и среднего общего образования

Вачкова С. Н., Климов И. А., Салахова В. Б., Нехорошева Е. В., Миронова А. В., Суменкова Ю. И., Федоровская М. Н., Яшина И. А.

Москва как главный образовательный центр России открывает родителям широкие возможности в выборе образования: сегодня им доступны государственные и частные школы, семейные и онлайн-школы, семейное обучение и так далее.

Как родители принимают решение об образовании своих детей среди этого многообразия? Как они оценивают качество школьного образования и какие стратегии выбирают для обучения своих детей?

«Именно на родителей ложится обязанность изучить доступные образовательные возможности, гармонично собрать их и встроить в повседневную жизнь своих детей», — говорят эксперты.

Взглянуть на то, как родители Москвы принимают это непростое решение, позволило исследование ученых МГПУ. Они определили стратегии семей в получении начального, основного и среднего общего образования (в том числе и вне государственной системы образования).

Стратегии образования: ключевые аспекты и их характеристики

Несмотря на то, что основания для выбора той или иной школы крайне разнообразны, все же можно выделить 3 основных фактора, которые родители детей из государственных школ считают самыми важными:

  • качество школьного обучения и профессионализм учителя;
  • безопасность;
  • географическое расположение.

Если же говорить об альтернативных формах образования, то на первый план выходят значимость заботы учителей о детях, гарантия результата, удовлетворение потребностей семьи и детей, гибкость учебных планов, индивидуальная траектория развития ученика.

Чтобы понять, какие факторы являются решающими, ученые МГПУ пригласили принять участие в исследовании родителей. Их дети получают образование в государственных или частных школах, занимаются дома или обучаются онлайн. В опросе приняло участие 10081 родителей.

Экспертам удалось выявить, как выбор стратегии образования связан со следующими параметрами:

  • социально-демографические характеристики семьи;
  • экономический статус семьи и затраты на образование;
  • ценности, установки и мотивы родителей, влияющие на выбор стратегии образования для своих детей.

Стратегии образования: анализ выбора

Кратко расскажем об основных выводах исследования.

1.Выбор школы зависит от социально-демографических характеристик, образовательной ситуации и ценностей семьи. Здесь важен и тип семьи, в которой растет ребенок, и количество детей, и сфера деятельности, в которой работают родители.

«Чем выше уровень образования родителей, тем выше требования родителей к школе»;

«Семьи, проживающие в ЦАО и СЗАО, характеризуются высокой мотивацией к смене образовательной организации при наличии объективных причин. Семьи ЮАО, ЗАО и НАО, напротив, характеризуются отсутствием мотивации к поиску новой образовательной организации»;

«Родители, работающие в государственной сфере, более постоянны в своем выборе. Родители из коммерческой структуры, напротив, более мобильны при выборе образовательной организации, а также демонстрируют высокую требовательность».

2. На выбор стратегии в пользу государственной системы образования влияет социально-экономический статус семьи и уровень образования родителей.

«В категории “частные школы” 80 % родителей, из которых как минимум один из супругов за последние два года проходил какое-либо обучение, — курсы, семинары, стажировки. В государственной школе этот показатель составляет 62,5 %»;

«Родители с низким уровнем дохода выбирают школы, исходя из удобства (пешая доступность школы от дома), а не качества образования».

3. Выбор образовательной организации определяется уровнем социального и культурного капитала семьи.

«Родители с высоким социальным и культурным капиталом (уровень дохода, образования, временной и человеческий ресурс) более свободны в выборе школы: могут выбирать частные организации, престижные школы за пределами района проживания».

В дайджесте «Исследование стратегий семей в получении начального, основного и среднего общего образования» представлены развернутые данные о том, как изменила отношения между семьей и школой увеличившаяся включенность родителей в процесс образования после пандемии.

Результаты исследования будут полезны не только работникам и руководителям школ для планирования развития своих образовательных организаций, но и родителям школьников, которые задумываются о построении наиболее успешной стратегии образования своего ребенка.

Публикация проиндексирована РИНЦ и также представлена на ресурсе Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Автор текста: Татьяна Сандакова