Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Обучение в сети: новые идеи и поиск инсайтов

Несложные теоретические основания сетевых уроков, событий и игр для подростковой школы, размышления о проблематике дистанционного обучения, описание ключевых маршрутов и примеры сценариев

Вачкова С. Н., Петряева Е. Ю., Сененко О. В., Кропова Ю. Г., Басик Н. Ю., Воронова Т. С., Грушина Т. П., Малащенко В. О., Лукина Е. В., Пушкина В. Н., Филиппова Л. С., Гернет И. Н., Купалов Г. С., Асонова Е. А., Малых О. А., Яшина И. А.

Какие форматы обучения наиболее эффективны в работе с подростками? Как вовлекать их в процесс обучения и чем мотивировать? Как сочетать дистанционное обучение с очным? Как педагогу успевать за цифровизацией — какие компетенции нужны, чтобы идти в ногу со временем? Эти и другие вопросы уже не первый год волнуют учителей, которые готовы экспериментировать и искать лучшее.

Сегодня мы наблюдаем, как буквально каждый день цифровые технологии меняют образование и выводят дистанционное обучение на новый уровень. Идти в ногу с инновациями возможно, если не бояться изучать и применять на практике новые образовательные форматы — например, сетевые уроки, события и игры. О каждом из них кратко расскажем ниже.

Сетевой урок VS дистанционный урок: есть ли разница?

Сетевые уроки — это форма организации образовательного процесса, которая строится на взаимодействии, сотрудничестве и общении, она заряжает деятельной энергией, а учитель здесь не просто информатор, но и модератор, тьютор, который предлагает интересные и сложные задания с разнообразными виртуальными «эффектами». При этом эксперты МГПУ утверждают: «Важна коммуникация учителя и учеников по принципу “равный обучает равного”. В новом цифровом мире каждый может быть учителем и каждый — учеником». Именно здесь лежит важное отличие сетевого урока от традиционного дистанционного урока:

  • если большую часть урока «говорит» учитель, показывает «как правильно», то, скорее всего, это традиционный урок по типу вебинара;
  • а вот если педагог организовывает учебную коммуникацию и взаимную экспертизу, инструктирует, задает вопросы в ходе обсуждения и рефлексии, акцентирует внимание на важном, где-то делает провокации, а где-то проявляет достижения, то ему удалось отойти от привычной всем функции информатора и стать модератором того самого сетевого урока.

На шаг впереди: от сетевого урока к сетевому событию и игре

Еще больше обогатить современный педагогический инструментарий помогут особые формы сетевого урока — сетевое событие и игра. В чем их особенность?

Сетевое событие проходит как погружение, интенсив и может занимать от одного до нескольких дней. Это требует перестройки школьного расписания, поэтому идеальный вариант — когда сетевое событие идет вместо уроков, а не как «добавка» к основному расписанию. Заменить уроки событием вполне возможно, если понять, какие предметы задействованы, на какие образовательные результаты оно работает.

Сетевая игра — это еще более глобальная форма. Здесь уже появляется сложная логистика, образовательный «маркетинг», а кейсов с заданиями не один, а множество. Играя, дети обучаются, осваивают школьную программу и необходимые для жизни навыки. А сама игра вирусно распространяется в детских сообществах и имеет высокий уровень вовлеченности участников.

На первый взгляд кажется, что самостоятельно разобраться и уж тем более запустить такой масштабный образовательный формат — нереально. Чтобы помочь учителям сделать первые шаги в мире качественно нового дистанционного обучения, эксперты МГПУ предложили алгоритмы по разработке новых образовательных форматов, которым отведен целый раздел «Ключевые маршруты» пособия «Сетевые уроки, события и игры: как учить подростков в сети?».

Книга, которая изменит взгляд на сетевые уроки

«Мы хотели бы, чтобы наше видение сетевых форм обучения подтолкнуло вас к новым идеям, инсайтам, поиску и осмыслению происходящего. Мы хотели бы, чтобы наши идеи стали основой ваших авторских сетевых проектов для подростков», — говорят эксперты МГПУ. Поэтому если вы готовы к изменению школьной практики, к поиску ответов и удивительным открытиям, то книга «Сетевые уроки, события и игры: как учить подростков в сети?» станет лучшим помощником на этом пути и поможет использовать потенциал Сети в обучении детей на максимум.

Публикация проиндексирована РИНЦ и представлена на ресурсе научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Автор текста: Татьяна Сандакова