В школе четвероклассник с трудностями чтения: как ему помочь
Как организовать обучение, даже если у ребенка нет статуса ОВЗ и он не занимается с логопедом
Ситуация: ученик (4 класс) медленно читает. Ему сложно отвечать на вопросы о прочитанном, приходится несколько раз перечитывать материал, а впереди — переход на уровень основного общего образования и итоговая аттестация. При этом он не занимается с логопедом, и у него нет статуса ОВЗ.
О том, чем в этом случае может помочь школьный учитель, рассказала эксперт в области логопедии, доцент Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ и руководитель Центра для взрослых с дислексией Наталья Киселева.
Вместе с экспертом разберемся:
» Когда и зачем рекомендовать родителям обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию
» Как организовать дополнительные занятия по чтению и письму
» Нужно ли учить ребенка пользоваться справочной литературой
» Почему важно позитивно оценивать и поощрять ребенка
Когда и зачем рекомендовать родителям обратиться в ПМПК
Первое, что может сделать педагог — все же порекомендовать родителям обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), и чем раньше, тем лучше. Целесообразнее это сделать, пока ученик еще учится в 4 классе. Комиссия выяснит, может ли ребенок получить статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Здесь важно мягко объяснить родителям, что статус ОВЗ не ограничивает ребенка в правах, а дает возможность лучше освоить школьную программу.
Что важно знать:
- Ученики с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе и получают возможность бесплатно заниматься до 5 часов в неделю с логопедом и психологом.
- Школьники с ОВЗ оцениваются не наравне со всем классом, а с учетом специальных условий. Так, при оценивании чтения и письменных работ для этих детей три однотипные ошибки засчитываются за одну.
- Если у девятиклассника есть статус ОВЗ — он вправе сдавать ГВЭ-9 с разрешения комиссии. Это более легкий экзамен по сравнению с ОГЭ.
- Подростки с ОВЗ часто поступают в СПО, а после этого в вуз.
- Статус необходимо подтверждать на каждой ступени образования. Но, если со временем нарушения удастся скорректировать, он может быть снят, также по решению комиссии.
Как организовать дополнительные занятия по чтению и письму
Педагог может сам проводить дополнительные занятия, особенно если ребенок не занимается с логопедом. Для этого используют адаптированные учебные материалы, к примеру, рабочую тетрадь «#Читаю и пишу».
В ней собран дидактический материал для индивидуальной и фронтальной работы со школьниками 3–5-х классов, испытывающими трудности в чтении и письме. Занятия структурированы и построены с учетом постепенного усложнения материала. Каждое из них состоит из подтекстовой, притекстовой и послетекстовой работы.
Предтекстовая работа. Основная задача — не просто настроить ученика на работу, а пробудить желание к чтению. Например, с помощью заданий на копирование рисунка, добавление пропущенных в словах букв или чтение пословицы, зашифрованной в головоломке.

Притекстовая работа. Педагог может читать сам, включить аудиоверсию или предложить прочитать ученику — вслух или про себя. Все зависит от сложности материала, а также навыков и индивидуальных особенностей ребенка. Например, в рабочей тетради «Читаю и пишу» есть задание на осмысление создания текстов разных жанров. Ученику нужно установить соответствие между строками в таблице.

Послетекстовая работа. Позволяет глубже разобраться со смыслом текста. Для этого ученик выполняет различные задания, например: составляет план, заполняет таблицу, составляет устный рассказ, пишет текст с опорой на план, читает текст вслух выразительно по ролям и т. д.
Также в тетради собраны задания и на развитие навыка письма — например, написать поздравление, написать текст с опорой на иллюстрацию или ответить письменно на вопрос.
Учитель может дополнительно предлагать книги с учетом интересов конкретного ребенка. Например, может составить список книг на каникулы. А еще учитель может предложить занятия по данному дидактическому материалу родителям ребенка с трудностями чтения и письма.
Нужно ли учить ребенка пользоваться справочной литературой
Обычно у школьника, испытывающего трудности с чтением, недостаточный словарный запас. Поэтому учителю важно научить ребенка пользоваться основными видами справочной литературы: энциклопедиями, словарями, справочниками, в том числе электронными. Тем более, учитывая, что на государственном выпускном экзамене у него будет возможность использовать орфографический словарь.
Отдельное место занимает поиск в интернете. Основные задачи — познакомить ребенка с электронными справочниками, показать, как ими пользоваться, и научить формировать запросы в поисковиках.
Почему важно позитивно оценивать и поощрять ребенка
Даже если результат пока далек от идеала, очень важно хвалить ученика за успехи. Такой подход формирует у ребенка положительное отношение к чтению и укрепляет уверенность в своих силах, у него снижаются тревожность и страх совершить ошибку.
О том, как помочь ученику с ОВЗ социализироваться — читайте в статье «Социальные навыки у детей с ОВЗ: как их развивать в школьной среде».
Вместо заключения
Итак, первое, что может сделать педагог — порекомендовать родителям обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения о необходимости получения ребенком статуса ОВЗ. Но даже если этого не произойдет, учитель все равно может помочь ребенку — с помощью дополнительных занятий и эмоциональной поддержки.
Работа с учеником, который испытывает трудности с чтением, требует больших эмоциональных усилий от педагога. Но это одна из тех непростых задач, результаты которой могут принести неоценимый вклад в жизнь ученика.
Желаем успехов!
Обложка: Freepik.com